Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:15, курсовая работа
Целью работы является изучение тенденций развития международной торговли на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы и структуру международной торговли;
выявить тенденции развития международной торговли на современном этапе;
установить, как повлиял мировой экономический кризис на основные тенденции развития международной торговли.
стр.
Введение
3
1. Теории международной торговли
4
1.1 Теория сравнительного преимущества Д.Риккардо
4
1.2 Теория Хекшера-Олина 5
1.3. «Парадокс Леонтьева» 7
2. Структура международной торговли
9
2.1 Географическая структура
9
2.2 Товарная структура
10
3. Современные тенденции развития международной торговли
15
3.1. Быстрый рост торговли услугами
16
3.2. Изменение товарной структуры международной торговли
16
3.2.1. Рост торговли готовой продукцией
16
3.2.2. Увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности
17
3.2.3. Рост рынка услуг
18
3.3. Преобладание в географической структуре международной торговли роли развитых стран
18
4. Международная торговля в условиях мирового финансового кризиса
20
5. Проблемы вступления России в ВТО
23
Заключение
34
Библиография
Об отмеченном говорит и российский опыт последних лет. Таможенное регулирование импорта в РФ не было до недавнего времени определяющим инструментом, несмотря на то, что уровни, ставок таможенного тарифа при импорте носили защитительно фискальный характер и становились все более, обременительными.
В настоящее время, после дефолта и с учетом предполагаемого вступления России, в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. С начала 2001 г. была осуществлена ощутимая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, в том числе отказа от малопродуктивных запретительных пошлин, а также преодоления искажения их структуры из-за девальвационных процессов. Введенные с 1 января 2001 г. пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления, оборудованию продукции химической промышленности, преобладающими в структуре импорта. Ставка 30% сохраняется лишь по пяти позициям, в том числе по табачным изделиям, белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности, вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе - мясо птицы. По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (11 с лишним тысяч) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной номенклатуры ВЭД. При этом по 3068 позициям они снижены и лишь по 440 повышены.
Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%. Кроме того, осуществлены меры по улучшению структуры импортного таможенного обложения по видам ставок (адвалорных, комбинированных), более широкому применению сезонных ставок при импорте сельхозпродукции.
Модификация импортного тарифа продолжалась и в 2001г.: с 1 октября изменились таможенные импортные ставки по 610 позициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в среднем на 5,8%), а по 108 - некоторое повышение, в среднем приблизительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности, транспортных средств; контрольно-измерительных аппаратов и инструментов; органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты аппаратуры связи. С января 2002 г. начала действовать новая редакция ТН ВЭД, в которой, согласно обязательствам России, учтены изменения, внесенные в ГСОТ (в части кодовых обозначений).
Введен
в действие новый Таможенный тариф,
зафиксировавший ранее
Возможный
серьезный ущерб может
Возможности защиты отечественного производителя. Линия ВТО на либерализации импорта путем снижения таможенных ставок, не исключает их повышенного уровня по некоторым позициям и на определенное время в целях поддержания чувствительных конкурентоспособных отечественных производств. С учетом российской ситуации, которая в советский период формировалась под воздействием курса на единый народнохозяйственный комплекс, предполагающий высокую самообеспеченность, что претерпело значительные изменения в связи с распадом Советского Союза и развалом сложившихся производственных связей, позиции ряда отраслей экономики и производств серьёзно ослабли. Но, принимая во внимание масштабы страны, высокий уровень ее обеспеченности природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, имеющиеся в ряде сфер современные технологии, преимущественную ориентацию на импорт соответствующих товаров вряд ли можно, считать целесообразной. А поэтому при вступлении в ВТО обоснованно избирательное использование на согласованные сроки импортного таможенного тарифа также для защиты, потенциально конкурентных производств. В таком контексте повышенный уровень таможенных ставок по определенным позициям не, противоречит правилам и практике ВТО. Как свидетельствуют фактические данные, многие страны - члены ВТО пользуются высокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечественных производителей. Это относится как к экономически развитым, так и к развивающимся странам, что можно проиллюстрировать следующими данными.
Между тем защитительная роль повышенных ставок таможенного обложения, как указывалось, весьма гибка и достаточно эффективна, о чем говорит и пример из российского опыта. Упомянутое снижение импортных пошлин на текстильные изделия сразу же привело к ощутимому вытеснению отечественных предприятий с внутреннего рынка за счет расширения импорта. По предварительным оценкам, этот вариант поддержки отечественных производителей может быть обоснованно применен в отношении: гражданского авиастроения, большинства видов автомобильных транспортных средств, универсального станкостроения, некоторых видов сельхозмашин, отдельных товаров химии, легкой, текстильной и пищевой промышленности и т.п. При этом на данном этапе должна ставиться задача закрепления их в первую очередь на внутреннем рынке.
И здесь можно учесть опыт ряда развитых стран, где таможенные тарифы при импорте отдельных товаров были в 3 - 5 раз выше средневзвешенных: например, по текстилю и одежде в США - 14,6%; ЕС - 9,1% и в Японии - 7,6%. [26]
Отдельный вопрос - сельское хозяйство. И здесь, по замыслу ВТО и в соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, акцент в либерализации торговли должен быть сделан в перспективе на тарифно-таможенные меры. Хотя уже сейчас в ряде стран, и прежде всего в экономически развитых, на многие виды сельскохозяйственных, продовольственных товаров установлены повышенные размеры таможенных пошлин. Так, в США импортный тариф: на сахар - 244%, на молоко - 83%; в Канаде: на масло - 360%, сыр - 289%, куриные яйца - 236%. Для сравнения укажем, что в России ставки действующего таможенного тарифа: на мясо крупного рогатого скота - 15%, куриное мясо - 25%, молоко - 15%, пшеницу - 5%, а сахар 25%. В развитых странах и, в частности, в США и Европейском союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Суммарный годовой размер их достигал в США в 1999-2000 гг. 175 млрд. долл., а в ЕС - 100 млрд. евро. В расчете на 1 га угодий субсидии в США составляли 200 долл., в Швеции - 800 долл., в Норвегии - 3500 долл. Проектом федерального бюджета США на 2002/2003 финансовый год предусматривается довольно значительное увеличение субсидий фермерским хозяйствам. В ЕС, наряду с национальным субсидированием сельского хозяйства, осуществляется его поддержка в рамках единой сельскохозяйственной политики. Только в 2003 г., по данным телепрограммы «Euronews» от 01.05.02 г., предусматривается выделить аграрному сектору более 46% общей суммы (48,2 млрд. евро) бюджетных расходов Евросоюза.[26]
Совершенно иное положение в России. Здесь в сельском хозяйстве занята существенно большая часть активного населения, чем в странах Запада, - почти 12%. Подавляющая часть текущих потребностей населения в сельскохозяйственной продукции вполне может быть удовлетворена собственным производством и при нормальном качестве, стоит существенно дешевле; потребительские цены на традиционные овощи и фрукты, картофель, например, на 25 - 30% ниже. Вместе с тем, последние преобразования нанесли сельскому хозяйству особый ущерб, а многие принципиальные экономические и социальные вопросы до сих пор не находят решения ( проблемы собственности и пользования землей, пока непреодоленного диспаритета цен на сельхозтехнику и удобрения, с одной стороны, и продукцию аграрного сектора, с другой и т.д.). [25]
С учетом места и роли сельского хозяйства в российской экономике не все направления и методы, применяемые в отношении него в развитых странах, могут оказаться приемлемыми и эффективными, Однако уже на настоящем этапе требуются решительные шаги по его всесторонней поддержке, в том числе и в рамках правил ВТО. На сегодняшний день сумма государственных субсидий российскому сельскому, хозяйству составляет всего примерно 1 млрд. долл., т.е. около 15 долл. на 1 га угодий, что несопоставимо с соответствующими объемами в развитых странах Запада, данные о которых приводились выше. Особенность практики субсидирования сельского хозяйств в России заключается в том, что в отличие от других стран здесь не применяются экспортные субсидии, а также ценовые трансферты или фактическое налогообложение потребителя. Поддержка сельского хозяйства практически полностью осуществляется за счет бюджета, в основном (почти 70%) на региональном уровне.
На первоначальном этапе своей деятельности, когда ГАТТ регулировало исключительно вопросы таможенного налогообложения промышленных товаров, это мало касалось России (или бывшего Советского Союза), практически весь экспорт носил сырьевой характер. Сейчас ситуация меняется прежде всего в связи с тем, что в сферу регулирования включены вопросы инвестирования, налоговой политики, государственных стандартов и закупок, поскольку они касаются внешней торговли. При разработке этих нормативов на национальном уровне Россия обязана считаться с установившимися международными правилами и координировать свою политику.
Чисто
экономические потери из-за отсутствия
полноправного членства России, в
системе ВТО объясняются
Глобальная задача солидной подготовки по вступлению России в ВТО - установить баланс прав и обязанностей России с учетом интересов стран - членов этой организации. Находясь вне правового пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли цивилизованными методами.
Таким образом, по степени вовлеченности в мирохозяйственные связи и в том числе по товарообороту Россия занимает скромное место в конце второй десятки стран, пропуская вперед многие европейские государства. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукции машиностроения, продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях России. Особое место занимает внешняя торговля с так называемыми странами «ближнего зарубежья», куда входят республики бывшего СССР. С целью сохранить и упрочить особые экономические связи с бывшими советскими республикам Россия предпринимает усилия по налаживанию тесных интеграционных связей со своими ближайшими соседями: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и особенно Беларусью.
В процессе присоединения России к ВТО возникает ряд барьеров и проблем. В ходе тарифных переговоров обсуждается не снижение действующих ставок импортных пошлин как таковых, а определяется уровень их «связывания», т.е. фиксации, превышение которых после присоединения к ВТО не допускается без соответствующей компенсации другим сторонам. В свою очередь, согласованный уровень связывания будет воздействовать на размеры применяемых импортных ставок, что будет определено по итогам тарифных переговоров со всеми заинтересованными странами. Немедленное и существенное снижение ставок таможенных пошлин для России невозможно из-за трудной ситуации в экономике, идущей структурной перестройки, сложностей с бюджетом.
Секторальные тарифные инициативы являются одним из наиболее сложных этапов тарифных переговоров, так как все ведущие страны-члены ВТО настаивают на принятии Россией на себя обязательств по данным договорам, несмотря на то, что Секторальные тарифные инициативы носят добровольный характер. В настоящее время для России неприемлемы требования о немедленном подключении к этим инициативам.
Существенной частью переговоров по доступу на рынки товаров являются переговоры по торговле сельскохозяйственными товарами. Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение политики России по поддержке аграрного сектора. Здесь имеются значительные расхождения в позициях сторон относительно обязательств России по максимально разрешенному уровню государственной поддержки сельского хозяйства (наши партнеры исходят из его минимизации на основе фактических низких показателей за предыдущие три года). Ряд стран-членов ВТО настаивают также на полной ликвидации экспортных субсидий на аграрную продукцию в России, хотя такая поддержка допускается нормами ВТО. Основные трудности для России – критическое состояние бюджета и отсутствие соответствующего законодательства по субсидиям.
Переговоры по доступу на рынки услуг являются важной и неотъемлемой частью процесса присоединения России. В ходе встреч с заинтересованными странами-членами ВТО идет обсуждение российских предложений по доступу на рынки услуг, включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ. Согласно нормам Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), страны-члены ВТО должны предоставлять иностранным поставщикам услуг национальный режим работы на своих рынках.
Однако на российском рынке услуг крайне мало развитых секторов, большая их часть еще только формируется. Кроме того, в России до сих пор крайне либеральные условия торговли услугами. В условиях несовершенства законодательной базы регулирования торговли услугами в России фиксация в обязательствах текущего режима регулирования доступа на рынок услуг является для России неприемлемой. Во многих областям сферы услуг, которые еще только формируются и нуждаются в поддержке и защите для своего становления, Россия не, сможет принять никаких обязательств. Кроме того, в отношении услуг двустороннее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС предусматривает отличный от ВТО режим торговли, но для того, чтобы его сохранить предстоит договариваться об этом с другими странами ВТО как об изъятиях из режима ВТО. Это является непростой проблемой.
Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли