Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:15, курсовая работа
Целью работы является изучение тенденций развития международной торговли на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы и структуру международной торговли;
выявить тенденции развития международной торговли на современном этапе;
установить, как повлиял мировой экономический кризис на основные тенденции развития международной торговли.
стр.
Введение
3
1. Теории международной торговли
4
1.1 Теория сравнительного преимущества Д.Риккардо
4
1.2 Теория Хекшера-Олина 5
1.3. «Парадокс Леонтьева» 7
2. Структура международной торговли
9
2.1 Географическая структура
9
2.2 Товарная структура
10
3. Современные тенденции развития международной торговли
15
3.1. Быстрый рост торговли услугами
16
3.2. Изменение товарной структуры международной торговли
16
3.2.1. Рост торговли готовой продукцией
16
3.2.2. Увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности
17
3.2.3. Рост рынка услуг
18
3.3. Преобладание в географической структуре международной торговли роли развитых стран
18
4. Международная торговля в условиях мирового финансового кризиса
20
5. Проблемы вступления России в ВТО
23
Заключение
34
Библиография
Доля экспорта продовольственных товаров в январе-ноябре 2009 года составила 2,6% (в январе-ноябре 2008 года - 1,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров возрос по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 36,2%, а физический - на 84,0%, в основном, за счет экспорта пшеницы, ячменя, семян подсолнечника и масла подсолнечного.
В структуре экспорта в страны СНГ в январе-ноябре 2009 года доля топливно-энергетических товаров составила 41,0% от всего экспорта в эти страны, что на 0,7 процентных пункта ниже, чем в январе-ноябре 2008 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 40,3%, а физический - на 4,8%. Снизились физические объемы экспорта нефти на 13,0%, угля каменного - на 44,8%, нефтепродуктов - на 35,0%, в том числе: бензина автомобильного - на 7,8%, дизельного топлива - на 48,9%, мазута - на 63,6%. Поставки природного газа увеличились на 68,6%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в январе-ноябре 2009 года составила 12,4% (в январе-ноябре 2008 года - 13,0%). Стоимостной объем данной товарной группы снизился по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 41,8%, а физический на 27,7%. Снизились физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа и нелегированной стали на 21,3%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 46,6%.
Доля машин и оборудования в январе-ноябре 2009 года составила - 15,8% (в январе-ноябре 2008 года - 19,0%). Снижение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД.
Удельный
вес продовольственных товаров
и сельскохозяйственного сырья в товарной
структуре экспорта в страны СНГ в январе-ноябре
2009 года составил 9,6% (в январе-ноябре 2008
года - 7,3%), продукции химической промышленности
- 10,2% (10,3%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных
изделий - 5,3% (4,3%). Стоимостные объемы экспорта
указанных товарных групп снизились по
сравнению с январем-ноябрем 2008 года на
19,6%; 39,6% и 24,9% соответственно. [28]
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Большая часть международной торговли (около 3/4) осуществляется основными промышленно развитыми странами - США, Япония, страны Европейского Союза. Значительная часть товарооборота приходится на их взаимную торговлю.
Важным регионом международной торговли является Западная Европа (свыше 45% всего международного товарооборота), где интеграционные процессы стимулировали рост взаимного товарооборота.
Доля торговли промышленно развитых стран с развивающимися относительно снизилась. Но по-прежнему основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны. На них в среднем приходится около 70% внешнеторгового оборота.
В последние годы развивающиеся страны уделяют большое внимание расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества, развивается деятельность их интеграционных группировок. Несколько увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (сейчас около 24% их внешнеторгового оборота).
К 2009 году наиболее динамично развивающимися регионами были Азия и страны с переходной экономикой. Их экспорт и импорт выросли в среднем на 10-12% (более чем в 2 раза по сравнению с темпами роста мировой торговли). Западная Европа и Латинская Америка имели самые низкие темпы роста импорта - менее 2%[23].
Среди стран самые высокие темпы роста экспорта и импорта у Китая – 35 и 40% соответственно.
Крупнейшими экспортерами и импортерами товаров и услуг являются Германия, страны ЕС, США, Китай, Япония, Франция, Великобритания, Италия и другие.[21]
Таблица 3. Доля экспорта стран в мировом экспорте
Экспорт товаров | Доля в мировом экспорте, % | Импорт товаров | Доля в мировом импорте, % |
1. Германия | 9,8 | 1. США | 14,3 |
2. ЕС | 9,6 | 2. ЕС | 10,7 |
3. США | 8,8 | 3. Германия | 7,8 |
4. Китай | 8,3 | 4. Китай | 6,6 |
5. Япония | 4,9 | 5. Великобритания | 4,5 |
6. Франция | 3,9 | 6. Франция | 4,4 |
7. Италия | 3,6 | 7. Япония | 4,2 |
8. Нидерланды | 3,3 | 8. Италия | 3,6 |
9. Великобритания | 3,2 | 9. Нидерланды | 3,0 |
10. Канада | 3,1 | 10. Канада | 2,8 |
12. Россия | 2,6 | 19. Россия | 1,6 |
Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие:
3.1. Быстрый рост торговли услугами.
Мировая торговля услугами растет более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей товарами. К важнейшим факторам роста мировой торговли следует отнести либерализацию торговой политики и рост объемов прямых иностранных инвестиций в экономики других стран. Международное движение капитала характеризуется исключительно быстрым ростом объемов прямых иностранных инвестиций в глобальном масштабе, преобладанием экспорта капитала из высокоразвитых стран в высокоразвитые страны и активизацией миграции капитала в развивающихся странах, а также активным вмешательством государства в контроль, регулирование и стимулирование процесса осуществления прямого иностранного инвестирования.
В
отличие от торговли товарами динамика
международной торговли услугами характеризуется
как один из наиболее быстрорастущих секторов
мирового хозяйства. Мировая торговля
услугами растет более высокими темпами
по сравнению с внешней торговлей товарами:
за период с 2000 по 2007 годы мировой экспорт
услуг вырос в 8,5 раз, по сравнению с мировым
экспортом товаров, который увеличился
в 6,5 раз [27].
3.2. Изменение товарной структуры международной торговли.
На
современном этапе развития международных
экономических отношений определились
важные сдвиги в товарной структуре мировой
торговли.
3.2.1. Торговля готовой продукцией
Значительно
снизилась доля сырья, к концу XX века на
сырье приходилось всего 1/3 товарооборота,
а доля торговли товарами обрабатывающей
промышленности, наоборот, выросла до
2/3 [10]. Эта тенденция характерна как для
развитых, так и для развивающихся стран
и является следствием научно- технической
революции и научно-технического прогресса,
особенно повлиявшего на развитие отраслей
обрабатывающей промышленности с внедрением
ресурсосберегающих и энергосберегающих
технологий.
3.2.2. Увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности.
Увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемкой (продукция среднего и точного машиностроения, химической промышленности). [2]
Таблица 4.Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров в 2009-2010гг.
Группы товаров | 2009 год | 2010 год | Среднегодовые темпы прироста, % | ||
Млрд. долл США | Уд.вес,% | Млрд. долл США | Уд.вес,% | ||
Промышленные товары | 2389 | 70,5 | 4630 | 74,9 | 7 |
Офисное и телекоммуникационное оборудование | 298 | 8,8 | 940 | 15,2 | 12 |
Автомобили и запчасти | 318 | 9,4 | 571 | 9,2 | 6 |
Химические товары | 295 | 8,7 | 574 | 9,3 | 7 |
Текстиль и одежда | 213 | 6,3 | 356 | 5,7 | 5 |
Сырьевые и топливно-энергетические товары | 484 | 14,3 | 813 | 13,1 | 5 |
Товары АПК | 413 | 12,2 | 558 | 9,0 | 3 |
Прочие | 102 | 3,0 | 185 | 3,0 | - |
ВСЕГО | 3388 | 100 | 6186 | 100 | 6 |
Как видно из таблицы, доля промышленных товаров в объеме мирового экспорта выросла с 70,5% в 2009 г. до 74,9% в 2010г. В тоже время по сырьевым и топливно-энергетическим товарам имело место снижение удельного веса за этот же период с 14,3% до 13,1%, еще большее падение наблюдалось по товарам агропромышленного комплекса - с 12,2% в 2009 г. до 9,0% в 2010г. На рынках промышленных товаров наибольшие среднегодовые темпы роста имели место по офисному и телекоммуникационному оборудованию - 12%, химическим товарам - 7%.
Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет более 2300 млрд. долларов США в год (примерно 15% мировой торговли). Однако распределение наукоемкой продукции в мире не равномерно: 39% рынка приходится на долю США, 30% - на Японию и 16% на Германию. Удельный вес России в этой сфере деятельности составляет 0,3%. На долю США приходится также 1/3 общемировых затрат на НИОКР. Анализ показывает, что все наукоемкое производство обеспечивается 50 макро технологиями, в итоге «большая семерка», обладающая 46 макро технологиями удерживает 80 % этого рынка.[8]
Что
касается изменения способов ведения
бизнеса в международной
Расширяется рынок услуг: наибольшее значение имеют транспортные услуги и туризм (более половины стоимостного объема), однако за последнее десятилетие их положение несколько изменилось. В мировом экспорте услуг с 2000 года по 2007 год сократился удельный вес транспортных перевозок и туризма, при этом возросла доля страховых и финансовых услуг, а также компьютерных, информационных, коммуникационных и других коммерческих услуг. (табл.5) Такая тенденция наметилась в ходе развития научно-технического прогресса и значительного притока прямых инвестиций в развитие сферы услуг.
Таблица 5. Структура и динамика экспорта услуг развитых стран в 2008-2010гг
Виды услуг | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Информационные, уд.вес | 34,4 | 32,6 | 36,2 |
Туристические, уд.вес | 23,5 | 22,5 | 30,0 |
Транспортные, уд.вес | 34,3 | 23,7 | 23,9 |
Услуги страхования, уд.вес | 2,3 | 3,7 | 7,7 |
Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли