Современный Британский парламент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:27, реферат

Описание

Вступление в силу Билля о правах и Акта об устроении привело к формированию двойственной системы управления государством. С одной стороны, представительным собранием контролировались все сферы общественной жизни, развитие товарно-денежных отношений, административное устройство Англии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.92 Кб (Скачать документ)

Вступление в силу Билля  о правах и Акта об устроении привело к формированию двойственной системы управления государством. С одной стороны, представительным собранием контролировались все сферы общественной жизни, развитие товарно-денежных отношений, административное устройство Англии. С другой стороны, монарх не собирался уступать свои полномочия, за свои действия перед парламентом не отчитывался и по своему усмотрению формировал политику своего кабинета. Так, английское общество получило власть трех составляющих, субъектами власти выступали:

Король;

Палата лордов;

Палата общин.

В XVIII—XIX вв. в процессе усиления влияния буржуазного класса парламенту удается еще больше ограничить королевскую власть. Функции исполнительной власти полностью получило правительство. На основе взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей формировалось неписаное право, именуемое конвенциональными нормами. Король стал больше символом английского престола, нежели реальной политической фигурой. Правительство несло ответственность перед парламентом, а не перед монархом. В случае недоверия парламента кабинет министров распускался полностью сам, либо распускал палату общин, объявляя новые выборы.

Хотя и провозглашался принцип демократичности выборов, в реальности он исполнялся не во всех случаях. Некоторым населенным пунктам  с маленькой численностью населения право участвовать в выборах предоставлено не было, другие имели право направлять в парламент только одного депутата. Кроме того, возможность избрания ограничивалась высоким имущественным цензом и большим годовым доходом. Примечательно, что построение местной системы управления происходило также на основе выборности. В местных выборах могли принимать участие любые граждане независимо от материального положения и пола.

К середине XIX в. существующие ранее независимые партии — «либеральная»  и «консервативная» — значительно расширили сферу своей деятельности, в итоге возникли Национальный союз консерваторов и Национальная федерация либералов. Теперь формирование правительства всецело зависело от победившей на выборах партии. Полномочия правительства были разделены на три группы, которыми были наделены министерства: внутренних, иностранных и военных дел. В XIX в. стабилизировалось положение судебных органов. Выстроилась их иерархия. Были объединены суды «общего права» и суды «справедливости». Теперь разделение судопроизводства производилось только в зависимости от характера преступления. К 1801 г. Государство было построено на конституционных законах, являлось парламентской монархией. Государства Англия, Шотландия и Ирландия объединились под общим названием Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

 

 

 

 

 

Современный Британский парламент

 

 

      Длительный  эволюционный  путь  обусловил   характерную   для   высшего

представительного органа  страны  преемственность.  Британский  парламент  —

удивительный  пример  сочетания  старых  и  новых  форм,  их  напластований,

сосуществования. Эта  особенность находит отражение  во  многих  сторонах  его

организации и деятельности.

 

      Своеобразие  Британского парламента проявляется  и в той роли, которую в

организации его  деятельности  играют  различного  рода  церемонии.  Пышно  и

торжественно, с  соблюдением старинных ритуалов проходит  ежегодное  открытие

парламентских  сессий.  Специальное  должностное  лицо   Палаты   лордов   -

герольдмейстер, приглашает  членов  Палаты  общин  в  Палату  лордов,  чтобы

заслушать тронную  речь королевы. Должностные лица палат  проводят  заседания,

облаченные в  судейские парики и мантии. Обе  палаты  имеют  свои  символы  —

черный жезл и  булаву. С глубокими историческими  традициями  связано  и  само

место,  где  палаты  проводят  свои  заседания  -  Вестминстерский   дворец,

возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени

служил главной  резиденцией королей. Во Вторую мировую  войну  помещение,  где

заседала Палата общин, было разрушено. Позднее его  восстановили  в  прежних

размерах. Количество мест на депутатских скамьях увеличивать не стали -  их

также не хватает  для всех членов палаты.

 

      «Праотец»  парламентов изучал и осваивал  новый  опыт  других  стран   и

часто заимствовал  ту практику, которую считал для  себя выгодной  и  полезной

(американская система  комитетов по расследованию   деятельности  министерств,

институт   уполномоченного   по   контролю   за   не   должными   действиями

государственных органов  и должностных лиц и пр.).

 

      Особенностью  Британского Парламента является  то, что он функционирует

в уникальных условиях отсутствия в  стране  писаной  конституции.  Некоторые

правила, относящиеся  к его организации и деятельности, содержатся в  обычных

законах  страны  (их  очень мало),  другие   —   в   неписаных   нормах   и

конституционных соглашениях.

 

      Положение  Парламента определяется двумя  фундаментальными принципами  -

парламентского  верховенства и парламентарного (ответственного) правления.

 

      Палата общин

 

      Порядок  формирования Палаты общин, внутренняя  организация и

парламентская процедура

 

 

      Парламентские  выборы  в  Великобритании  имеют  глубокие  исторические

корни и традиции; нормы избирательного права складывались в ходе  длительной

эволюции.

 

      Обычно  основные  правила,  относящиеся   к   избирательной   системе,

содержатся  в  конституции.  В  Великобритании  порядок  проведения  выборов

определяется парламентским  законодательством.

 

      Другая  особенность  избирательного  права  и  избирательной   системы

заключается в  их  тесной  связи  с  политическими  партиями,  составляющими

двухпартийную систему. В  конце  концов,  именно  в  процессе  парламентских

выборов решается вопрос о том, какая из двух  главных партий,  составляющих

двухпартийную систему, будет править страной.

 

      Активное  избирательное  право.  Палата  общин  в  составе  650  членов

избирается сроком на пять лет. Ранее,  с  1789  года,  когда  парламент  был

объявлен верховным  органом, срок его полномочий был  равен 7 годам.

 

      Право  участия в голосовании  принадлежит   всем  британским  гражданам,

достигшим 18-летнего возраста. Также необходимо  проживать в избирательном

округе  на  момент  определенной   даты,   установленной   для   составления

регистрационного  списка (10 октября). Регистрация - необходимое  условие  для

осуществления права  голоса. К 29 ноября временный  список  вывешивается  для

всеобщего  обозрения.  Гражданин  может  возразить  против   включения   или

исключения его  имени из  списка  до  16  декабря.  Регистрационный  чиновник

обязан выслушать  возражения  и  вынести  решение  (соответственно  он  может

исправить  список).  Список  вступает  в  силу  16  февраля.   Он   является

действительным  для любых выборов, которые проводятся в течение следующих  12

месяцев.

 

      Не могут принимать участия в выборах: иностранцы); лица, не  достигшие

18-летнего возраста  к моменту выборов; душевнобольные; пэры  и  пэрессы  (за

исключением  пэров  Ирландии);  лица,   осужденные   за   тяжкие   уголовные

преступления (в  течение срока содержания их под  стражей);  лица,  осужденные

за совершение правонарушений, входящих в категорию «бесчестных  и  незаконных

приемов на выборах».

 

      Пассивное  избирательное право. Пассивным  избирательным правом  наделен

любой британский гражданин, достигший 21 года.

 

      В  английском праве  отсутствует   перечень  основных  условий,  которым

должен отвечать член Палаты общин. Имеется перечень условий, лишающих  права

быть членом  Палаты  общин,  а,  следовательно,  и  кандидатом  на  выборах.

Соответствующие нормы  содержатся в парламентских  законах  и  нормах  общего

права.

 

      Членами  Палаты общин не  могут  быть  иностранцы.  Лишены  права   быть

членами Палаты общин  лица, занимающие некоторые  государственные  должности,

в том числе, оплачиваемые профессиональные  судьи  высших  и  низших  судов,

профессиональные  кадровые  служащие  министерств  и  центральных  ведомств,

лица, находящиеся  на службе в вооруженных силах. Лишены права  быть  членами

Палаты общин  представители духовенства английской,  шотландской,  ирландской

и римской католической церквей. Общее право лишает  возможности  членства  в

Палате общин  пэров и пэресс  (за  исключением пэров Ирландии,  которые не

могут быть членами  Палаты лордов).  Ограничения  распространяются  также  на

лиц, отбывающих срок наказания за государственную  измену;  банкротов;  лиц,

страдающих некоторыми психическими заболеваниями; лиц, признанных  виновными

в применении «бесчестных  и незаконных приемов на выборах».

 

      Общие  выборы в стране проводятся  после досрочного роспуска  парламента

или истечения максимального  срока его полномочий. Однако, практически,  срок

полномочий ни одного из парламентов послевоенных созывов  не  достигал  пяти

лет.  Средняя  продолжительность   полномочий   парламента   одного   созыва

равнялась  трем-четырем  годам.  Созыв   и   роспуск   парламента   являются

прерогативой главы  государства  и  производятся  путем  издания  королевской

прокламации. Эти  полномочия  осуществляются  королевой  по  совету  премьер-

министра. Вполне естественно, что он выбирает  для  этого  момент,  наиболее

благоприятный для руководимой им  партии  с точки зрения  ее  шансов  на

выборах.

 

      В  отличие от других государств  Западной Европы, в Англии не  существует

каких-либо специальных  центральных  органов  по  проведению  выборов.  Общее

руководство  организацией  выборов  в  масштабе  всей  страны   осуществляет

министерство внутренних  дел,  а  в  избирательных  округах  —  чиновник  по

выборам (в этом качестве выступают шерифы  графств  и  председатели  местных

советов). После получения  предписания  о  проведении  выборов  и  извещения

избирателей об их времени  чиновник  по  выборам  передает  свои  полномочия

чиновнику по регистрации. В качестве  последнего  выступает  клерк  местного

совета.

 

      С  целью проведения выборов в  Палату  общин  страна  разделена   на  650

избирательных округов. Из 650 членов Палаты общин 523 избираются от  Англии,

72 - от Шотландии, 38 - от Уэльса, 17 - от Северной Ирландии.

 

      В   Великобритании  не   существует   какого-либо   ограничения   числа

кандидатов, которые  могут быть выставлены  в  избирательном  округе.  Стадия

выдвижения  (номинации)  кандидатов  чрезвычайно  проста.  Кандидат   должен

представить чиновнику  по выборам  так  называемый  «документ  о  номинации».

Этот документ заполняется  кандидатом  и  подписывается  десятью  гражданами.

Требуется также  вручить  чиновнику  по  выборам  заявление  о  согласии  на

номинацию и внести избирательный залог. В  1985  году  сумма  избирательного

залога была увеличена  со 150  фунтов  стерлингов  до  500.  В  случае,  если

кандидат  соберет  менее  5%  голосов  избирателей,   внесенный   им   залог

пропадает.

 

      Сейчас  практически все кандидаты выдвигаются  политическими партиями.

 

      На  парламентских выборах выдвигается  в среднем  2300-2500  кандидатов.

Обычно в округе на одно место бывает три-четыре кандидатуры.

 

         В  парламентских  выборах   участвует   довольно   высокий   процент

избирателей – 70-80% от общего числа избирательного корпуса.

 

      Выборы  проводятся по мажоритарной системе  относительного  большинства.

Этот метод  основан  на  избрании  одного  кандидата  от  округа.  Избранным

считается  кандидат,  собравший  большее  число   голосов   избирателей   по

сравнению с каждым из других кандидатов  по  округу.  При  этом,  избиратель

имеет  право  голосовать  только  за  одного  кандидата   из   внесенных   в

избирательный бюллетень.

 

      Не  существует требования о получении  кандидатом минимального  процента

всех голосов  избирателей.

 

      В   Великобритании  не  существует  системы  государственных   выплат  в

поддержку политических партий,  как  в  некоторых  других  западных  странах

(ФРГ, Швеция, Финляндия). С 1975 года  применяется  система   государственных

выплат для поддержки  оппозиционных партий в парламенте.

 

      В  законодательном порядке установлена  процедура оспаривания выборов.  В

течение 21  дня  с  момента  голосования  избиратель,  зарегистрированный  в

округе, либо кандидат, потерпевший там поражение, могут  сделать заявление  о

том,  что  выборы  были  проведены   не   должным   образом.   На   практике

предусмотренная  законом  процедура  оспаривания  парламентских  выборов  не

применяется. Последний  такой случай был в 1923 году.

 

      По  своему  социальному  составу   большинство  парламентариев  -  лица,

принадлежащие  к так называемому «среднему классу».   В   основном   это

представители таких  профессий,  как  юристы,  преподаватели  высших  учебных

Информация о работе Современный Британский парламент