Современный Британский парламент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:27, реферат

Описание

Вступление в силу Билля о правах и Акта об устроении привело к формированию двойственной системы управления государством. С одной стороны, представительным собранием контролировались все сферы общественной жизни, развитие товарно-денежных отношений, административное устройство Англии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.92 Кб (Скачать документ)

заведений, учителя.

 

      Среди депутатов-консерваторов довольно велик процент бизнесменов  (37-

46%  в  парламентах   созывов  1945-1974  годов).  В 80-х годах их   число

сократилось. Что  касается выходцев из рабочего класса, то  в  консервативной

партии их число  не превышает  1%,  в  лейбористской  партии  их  12-18%.  По

своему  возрастному   составу   большинство   парламентариев   находится   в

возрастной группе 30-60-летних (не более 2% - лица 21-30  лет,  около  14% -

 свыше 60 лет).

 

      Реальное  функционирование всего парламентского  механизма  основано  на

существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся

организация избирательного процесса. Она оказывает определяющее  воздействие

на  внутреннюю  организацию  и  деятельность  Парламента.  Под  ее  влиянием

сложились наиболее существенные конституционные соглашения,  обусловливающие

весь комплекс отношений  между Парламентом и Правительством.

 

      При  двухпартийной системе обе партии  попеременно сменяются  у   власти.

Две главные партии образуют официально признанные стороны  в Палате  общин  -

«правительственное  большинство» и  «официальную  оппозицию  Ее  величества».

Партия, победившая на выборах, располагает  большинством  (правительственное

большинство) и в  силу этого формирует правительство. Поэтому,  как  правило,

правительство,  располагает   поддержкой   большинства   в   Палате   общин.

Результатом  усиления  роли  Правительства  стало  вытеснение   классической

модели парламентарного  правления,  названной  «вестминстерской»  (по  месту

расположения Парламента), новой моделью  -  «моделью  Уайтхолла»  (по  месту

расположения  Правительства).  Следовательно,   лидер   партии   большинства

становится премьер-министром.

 

      Партия, вторая по количеству мест, становится  официальной  оппозицией,

а  ее  лидер  -  Лидером  оппозиции.  Должность  Лидера  оппозиции  получила

законодательное  закрепление  в  1937 году,   когда   ему   было   назначено

официальное  жалованье.  Для  оппозиции  характерно   состояние   готовности

принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции  формирует

из руководящих  членов  оппозиции  «теневой  кабинет»  и  назначает  «теневых

министров (министров-теней)».

 

      Даже  само расположение депутатов  в Палате общин отражает ее  разделение

на правительственное  большинство и партию официальной  оппозиции.  Справа  от

спикера  расположены  скамьи   правительственного   большинства;   слева   -

оппозиции.  Члены  палаты  -  министры  сидят   на   передних   скамьях,   а

руководители  оппозиции  -  напротив   них.   Соответственно   их   называют

«переднескамеечниками», и «заднескамеечниками».

 

      В  Великобритании существует система   парламентарного  (ответственного)

правления.  Это  значит,  что  правительство  формируется  из  числа  членов

парламента, несет  ответственность  перед  парламентом  (в  этом  случае  под

парламентом понимается только Палата общин)  и  в  случае  вотума  недоверия

должно  уйти  в  отставку.  Так   как   правительство   несет   коллективную

ответственность  перед  парламентом,  вотум  недоверия,  вынесенный   одному

министру, обычно рассматривается  как отказ в доверии правительству  в  целом.

 

 

      В  случае вотума недоверия, за  которым  должна  последовать   отставка,

правительство имеет  право распустить парламент  и  назначить  новые  выборы.

Вотум недоверия, однако,  в  английской  политической  практике  -  явление,

чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего  два  таких  случая  и  оба

они касались необычной  для  парламента  ситуации,  когда  правительство  не

имело большинства  в палате и было образовано правительство  меньшинства  (это

случилось в 1924 году и 1979 году).

 

      Оппозиция  часто вносит в Палату общин  предложение о вотуме  недоверия,

но оно отклоняется  партийным большинством, поддерживающим правительство.

 

      Что  касается формирования правительства,  то Палата общин не  принимает

непосредственного  участия  в  подборе  кандидатур.  Назначение  и  смещение

министров  -  право  премьер-министра.  Премьер-министр   подбирает   членов

правительства   из   числа   руководителей   партии   большинства.   Членами

правительства должны быть депутаты Палаты общин или лорды.  В  основном  это

члены Палаты общин  и лишь несколько - члены Палаты  лордов.  Премьер-министр

не  обязан  представлять   на   одобрение   Палаты   общин   список   членов

сформированного  им  правительства.  Он  не  обязан  также  представлять  на

одобрение палаты решение  о производимых им перестановках  в правительстве.

 

      Партийные  фракции - базовые единицы   в  Палате  общин.  Они   именуются

парламентскими  партиями. Термин «партия»  означает,  что  фракции  в  Палате

общин являются независимыми, автономными образованиями и  не связаны в своей

деятельности   решениями   и   предписаниями   партийных   организаций   вне

парламента. Лидер  партии является лидером парламентской  фракции.

 

      Почти  в 90% случаев голосование проводится  в соответствии с  партийным

делением  палаты.  В  редких,  заранее оговариваемых руководством  фракций

случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты  голосуют  по

собственному усмотрению, вне зависимости  от  партийной  принадлежности  (по

таким  вопросам,  как  отмена  смертной  казни,  разрешение  или  запрещение

абортов и  т.п.).  Случается,  что  депутаты  голосуют  и  против  партийных

установок. В парламентской  практике  это  довольно  частое  явление.  Но  в

принципе  от  члена фракции ждут,  что он  будет поддерживать  партийную

фракцию.

 

      В  отличие от большинства западноевропейских  стран в Англии нет единого

писаного  документа  (регламента)   либо   закона,   в   котором   были   бы

зафиксированы основные принципы внутренней организации Палаты общин. Это  не

значит, что Британский парламент не  руководствуется  в  своей  деятельности

никакими  правилами.  Напротив,  вопросам  процедуры  придается  чрезвычайно

большое значение в  парламентском  производстве.  Просто  правила  процедуры

содержатся не в  одном  документе,  а  в  различных  источниках  («Практика»

Парламента, постоянные и сессионные правила,  решения  спикера,  законы).  В

настоящее время  основной документ, регламентирующий парламентскую  процедуру

- постоянные правила.  Они принимаются, изменяются  и  отменяются  палатой  в

обычном  порядке.  Авторитетным  сборником правил  парламентской процедуры

является «Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве  и обычаях Парламента»

(сокращенно его  называют «Эрскин Мэй»).

 

      Язык  парламентского производства —  английский. Выступления  на  других

языках не допускаются.

 

      Стенографический  отчет о заседаниях Палаты  общин  публикуется  с  1803

года в  официальных  сборниках  «Парламентские  дебаты.  Официальный  отчет.

(Ханзард[1])».

 

      Парламентские  сессии созываются  ежегодно.  Сессия  начинается  осенью

(обычно в конце  октября или начале  ноября)  и  продолжается  почти  круглый

год. В течение  сессии до летних  каникул  Парламент  прерывает  заседания  в

связи с Рождеством, Пасхой  и  Троицей.  В  августе  сессия  прерывается  на

летние каникулы.  Число  дней,  которое  палата  заседает  в  течение  одной

сессии, неодинаково: в среднем -  160-190 дней. Заседания  палаты  происходят

ежедневно, кроме  субботы и воскресенья.

 

      Заседания  Палаты общин, как правило,  являются открытыми. Однако спикер

вправе отдать распоряжение о выводе посторонних, и в этом  случае  заседание

идет при закрытых дверях.

 

      Иногда  заседание  Палаты  общин   принимает  форму   так   называемого

«заседания Комитета всей палаты». Палата выносит  решение  о  преобразовании

себя в  комитет  для  рассмотрения  какого-либо  конкретного  билля.  Обычно

Комитет всей палаты рассматривает либо самые важные законопроекты,  либо  те

из них, которые  не имеют спорного характера  и  которые  палата  не  считает

нужным  направлять  в постоянные  комитеты.  В конце   заседания   комитет

утверждает отчет, представляемый палате, и вновь преобразуется  в палату.

 

      Каждое  заседание начинается с  «часа   вопросов»,  в  течение  которого

депутаты задают вопросы министрам.

 

      Основная  повестка дня состоит в обсуждении  биллей и предложений. Билли

и предложения, вносимые  министрами  от  имени  правительства,  относятся  к

категории правительственных  дел. Билли и  предложения,  вносимые  отдельными

депутатами от своего имени, называются делами частных членов  (рядовой  член

парламента именуется  «частным членом»  -  Private  Member).  Наряду  с этим

существуют дела оппозиции.

 

      Соответственно  время палаты подразделяется  на правительственное, время

частных  членов  и  оппозиции.  Обычно  12  дней  в  сессию  отводятся   для

рассмотрения законопроектов частных членов и 8 — для обсуждения  предложений

частных  членов.  20  дней  выделяются  оппозиции   (это   дни,   когда   ей

предлагается право  выбирать  тему  для  дебатов).  Остальное  время  палаты

принадлежит Правительству.

 

      Проблема  времени в  палате  является  очень  острой  не  только  из-за

загруженности Парламента, но и потому, что все законопроекты  и  предложения,

которые Парламент  не успел рассмотреть  во  время  одной  сессии,  считаются

потерявшими силу. Это значит, что на новой сессии они подлежат  рассмотрению

в таком порядке, как будто они были внесены  впервые.

 

      Порядок  рассмотрения вопросов  в  палате  строится  в  соответствии  с

делением  палаты  на   правительственное   большинство   и   оппозицию.   По

правительственным     делам     сначала     выступает     министр,     затем

«переднескамеечник»  оппозиции,  а  потом   слово   предоставляется   другим

депутатам большинства  и меньшинства. По делам  оппозиции  сначала  выступает

представитель оппозиции,  затем  —  правительства  и  потом  слово  получают

другие депутаты.

 

      Депутат  может выступать в прениях  только один  раз.  Продолжительность

выступления не ограничена, но спикер может объявить, что  время  выступления

не должно превышать 10 мин.

 

      Голосование   в  Палате  общин  открытое.   Депутаты,   голосующие   за

предложение или  законопроект, собираются по правую руку от  спикера,  против

— по левую.  Они  сообщают  свое  имя  клерку,  когда  проходят  мимо  него.

Результаты голосования  объявляются спикером.

 

      Решения   принимаются  простым  большинством  голосов.   В   Британском

Парламенте отсутствует требование  квалифицированного  большинства.  Если  в

голосовании  принимает  участие  меньше  40  депутатов,  то  рассматриваемый

вопрос переносится  на следующее заседание.

 

      В  своих выступлениях депутаты  должны следовать определенным  правилам.

Читать речь не дозволено. Существует определенная форма обращения  депутатов

друг к другу - не по имени, а в третьем лице: «Почтенный член Парламента  от

такого-то округа». Процедура нарушения принятой формы  обращения  к  депутату

(обращение по  имени) называется Naming («назвать депутата по имени»).

 

      В  Палате общин не проводится  регистрация депутатов. За  депутатами  не

закреплены определенные места. Когда спикер предоставляет  депутатам  слово,

они выступают прямо  со своих мест. Вообще, в  палате  имеются  места  только

для 427 депутатов. Для  остальных выделены места на  галереях  для  прессы  и

публики.  Часто  на  заседаниях  присутствует  не  более  20  депутатов.  Но

отдельные дела привлекают особое внимание и тогда  помещение  палаты  бывает

переполнено. В каком  бы  помещении  ни  находились  депутаты,  они  получают

информацию обо  всем, что происходит в палате,  благодаря  внутренней  службе

телевизионного  оповещения.

 

      В   Палате  общин  применяются   особые  приемы,   предназначенные   для

свертывания дебатов, — «закрытие», «кенгуру», «гильотина».

 

      «Закрытие»  основано на том, что на  любой  стадии  обсуждения  вопроса

может быть внесено  предложение    о    прекращении   дебатов.  Если  спикер

поддерживает  предложение,  то  оно  ставится  на  голосование  и  считается

принятым,  если  его  поддерживают  не  менее  100  депутатов.  Это правило

применяется также  в  парламентских  комитетах  (там  требуется  согласие  20

депутатов).

 

      Прием  «кенгуру» сводится к тому, что  спикер определяет, какие поправки

из числа предложенных к законопроекту поставить на  обсуждение,  а какие —

нет. Спикер останавливается  на  тех  поправках,  которые  считает  нужными,

перескакивая через  другие (отсюда название приема).

 

      Наиболее  жесткий прием, который сворачивает  дебаты,  как  по  времени,

Информация о работе Современный Британский парламент