Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Введение______________________________________________3
I Сущность, функции и структура рынка___________________5
1.1 Понятие рынка____________________________________5
1.2 Субъекты и объекты рынка_________________________6
1.3 Функции рынка___________________________________7
1.4 Формы и типы рыночных связей_____________________10
1.5 Структура рынка__________________________________12
II Система рынка_____________________________________14
2.1 Рынок ресурсов___________________________________15
2.2 Рынок земли______________________________________16
2.3 Рынок труда______________________________________16
2.4 Рынок рабочей силы_______________________________17
2.5 Рынок капиталов__________________________________17
2.6 Финансовый рынок_______________________________18
III Спрос и предложение. Рыночная стоимость, цена и методы регулирования цен_____________________________________19
3.1 Рыночный спрос___________________________________19
3.2 Рыночное предложение_____________________________28
3.3 Цена_____________________________________________31
3.4 Методы регулирования цен__________________________32
Заключение ___________________________________________35
Список используемой литературы_____________
План работы
Введение______________________
I Сущность, функции и структура рынка___________________5
1.1 Понятие рынка_________________________
1.2 Субъекты и объекты рынка_________________________
1.3 Функции рынка_________________________
1.4 Формы и типы рыночных связей_____________________10
1.5 Структура рынка_________________________
II Система рынка_________________________
2.1 Рынок ресурсов______________________
2.2 Рынок земли_________________________
2.3 Рынок труда_________________________
2.4 Рынок рабочей силы__________________________
2.5 Рынок капиталов_____________________
2.6 Финансовый рынок_________________________
III Спрос и предложение. Рыночная стоимость, цена и методы регулирования цен___________________________
3.1 Рыночный спрос_________________________
3.2 Рыночное предложение___________________
3.3 Цена__________________________
3.4 Методы регулирования цен__________________________
Заключение ______________________________
Список используемой литературы____________________
Введение
Курсовая работа написана на тему «Современный финансовый рынок».
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка – в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом – командном – распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.
Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремится к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями
Несмотря на преобладание товарных связей в экономике, в настоящее время даже в развитых странах встречаются остатки натурального хозяйства. Примером тому выступает личное подсобное хозяйство в России, где производится необходимая для жизни работника и для будущего производства сельскохозяйственная продукция.
Чаще всего она не подлежит продаже, так как ее размеры обычно не превышают потребности в ней.
Функционируя в экономических системах развитых стран, рынок проявляется специфично. Это связано с тем, что в развитых странах не одинаков удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы к методам их регулирования, свои национальные традиции. Поэтому часто говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность, например Российский рынок или американский рынок.
Цель курсовой работы – рассмотреть структуру и систему современного финансового рынка, определить основные функции рынка, а также изучить методы регулирования рынка.
I Сущность и функции рынка
1.1 Понятие рынка
Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг.
В такие сделки ежедневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте и т.д.
Существуют территориальные границы рынка:
1) местный (в пределах села, города, региона);
2) национальный (внутренний);
3) мировой рынки.
Чтобы понять роль и функции рынка, нужно рассматривать его в рамках более широкой системы – товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы – производство товаров – оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
1) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;
2) в самом производстве создается новая стоимость – ожидаемые доходы участников рыночных сделок;
3) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
1.2 Субъекты и объекты рынка
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного вида предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
Для классификации субъектов рыночных отношений используются различные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности – на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности; на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг.
Основных субъектов рыночных хозяйств принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительства.
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Объекты рынка – все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства – средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.
1.3 Функции рынка
В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка:
1) первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей;
2) другая функция рынка – выполнение роли главного контролера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей.
Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов: - доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей – разорительно ли их приобретать?
Наконец, важная функция рынка появляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Это предполагает:
1) обмен нужными друг другу товарами, ценностями;
2) эквивалентность, т.е. равноценность рыночной сделки.
Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования – в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом – слитном, нерасчисленном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.
Так же существует несколько важных функций которые выполняет рынок: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая ценообразование, контролирующая, посредническая, информационная, экономическая, реализация интересов субъектов рынка.
Интегрирующая функция - состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев- посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: «Что производить?», «Для кого производить?» и «Как производить?».
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе-интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Таким образом, в общем смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров.
1.4 Формы и типы рыночных связей
Рыночные связи различаются по признакам торговых сделок. Эти сделки можно классифицировать следующим образом:
1. По способам связи между участниками рынка различаются такие виды торговли. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель сбывает полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.
2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли:
а) бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другой;
б) продажа товара за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке;
в) реализация продукции по безналичному расчету (оплата производство) по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего
приобретают средства производства;
г) продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупать ее путем перечисления продавцу);
д) реализация товаров в кредит (покупатель получает товар, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие томатов, и она развивается к выгоде покупателей
и продавцов;
е) предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).
3. С учетом объема продаж различают две формы реализации товаров – оптовая торговля: продукты закупаются оптом (крупными партиями) торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи; розничная торговля, которая означает куплю-продажу преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким способом отдельные лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, и на продовольственных и вещевых рынках.