Современный финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Содержание

Введение______________________________________________3
I Сущность, функции и структура рынка___________________5
1.1 Понятие рынка____________________________________5
1.2 Субъекты и объекты рынка_________________________6
1.3 Функции рынка___________________________________7
1.4 Формы и типы рыночных связей_____________________10
1.5 Структура рынка__________________________________12
II Система рынка_____________________________________14
2.1 Рынок ресурсов___________________________________15
2.2 Рынок земли______________________________________16
2.3 Рынок труда______________________________________16
2.4 Рынок рабочей силы_______________________________17
2.5 Рынок капиталов__________________________________17
2.6 Финансовый рынок_______________________________18
III Спрос и предложение. Рыночная стоимость, цена и методы регулирования цен_____________________________________19
3.1 Рыночный спрос___________________________________19
3.2 Рыночное предложение_____________________________28
3.3 Цена_____________________________________________31
3.4 Методы регулирования цен__________________________32
Заключение ___________________________________________35
Список используемой литературы_____________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теории АНЯ.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра, - таков смысл первого исключения.

Конечно, покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти ожидания путем распространения слухов, «утечки» информации и т.д.

Отсюда следует немаловажный вывод – на динамику спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем (да и продавцом), т.е. не только «реальная», но и «ожидаемая» цена. А это значит, что в рыночной экономике социально-психологический фактор становится экономическим. Теперь нетрудно понять, почему и снижение цены может вызвать не повышение спроса, как того казалось бы, требует закон спроса, а напротив – стимулировать его падение. Вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз «вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Вновь в движении спроса вмешивается фактор ожидаемой цены.

Фактор, влияющий на спрос:

1.                 Цена

2.                 Вкусы покупателей

3.                 Доходы потребителей

4.                 Распределение дохода между домохозяйствами

5.                 Цена на товары-заменители

6.                 Общее число покупателей данного вида товара

7.                 Ценовые ожидания покупателей

8.                 Инфляционные ожидания

9.                 Ожидание превышения цены

10.             Понижение цен, спад на покупки

11.             Доходы домохозяйств растут.

Спрос бывает:

1.      Эластичный – когда спрос на товар изменяется в большей степени, чем цена на товар

2.      Неэластичный – когда спрос изменяется в меньшей степени, чем цена на товар.

3.      Перекрестная эластичность – это эластичность спроса на сопредельные товары.

Как реагирует спрос на изменение цены на один из таких товаров в ответ на другой товар.

Приведем простой пример: рост цены на масло, увеличивает спрос на маргарин, а рост цены на фотоаппараты служит  спрос на фотопленку.

Формула коэффициента эластичности:

КЭ = % изменение  спроса

         %  изменение цены

Для практической оценки и прогнозирования рыночного спроса используют самые разнообразные методы. Наиболее часто используются следующие из них:

1)     Опрос или интервью покупателей.

Позволяет выявить предпочтения потребителей, их финансовые возможности и вероятность совершения покупки в будущем. Однако, он не всегда дает достоверные результаты в силу объективных трудностей, возникающих при проведении опросов.

2)     Экспертная оценка уровня спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики.

Осуществляется специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний. Является дорогостоящим методом, тем не менее вероятность ошибочных прогнозов и оценок сохраняется.

3)     Рыночный эксперимент.

Предполагает прямое рыночное тестирование товара, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях.

Так, производители молочной продукции могут снизить цену на определенные виды своей продукции, чтобы определить, как на это среагируют покупатели и как изменится совокупный объем продаж.

Осуществление эксперимента связано с целым рядом проблем: во-первых, существует риск отрицательных результатов и, как следствие, сокращение прибыли и продаж компании; во-вторых, фирма не может быть уверена, что объем продаж вырос в результате эксперимента, а не под воздействием иных факторов, и наконец, в-третьих, в силу финансовых ограничений фирма может позволить себе лишь ограниченное число маркетинговых экспериментов.

4)     Статистический метод.

На основе изучения реальных статистических данных исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени, ранжируется влияние прочих факторов спроса (доход, цены и т.д.). При наличии достаточно объемной статистической базы данных можно с определенной долей погрешности вычислить функцию спроса и спрогнозировать ожидаемую реакцию потребителей на изменение цен.

Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте и при данных ценах.

Величина рыночного спроса не обязательно должна совпадать с объемом рыночных продаж.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди  которых наиболее значительными являются вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и других товаров на рынке.

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги, называется ценой спроса.

Очевидно, что если реальная рыночная цена оказывается меньше цены спроса конкретного потребителя, то возникает так называемый излишек потребителя, характеризующий чистую выгоду, получаемую человеком от покупки и потребления данного товара или услуги.

Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой может быть представлена тремя традиционными способами:

      Табличным;

      Аналитическим;

      Графическим.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса носит универсальный характер и отражает действие одного из основополагающих экономических законов рынка – закон спроса.

Если цена, на какой либо товар сокращается и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина спроса на данный товар возрастает.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения. Очевидно, что сокращение цены на рассматриваемый товар оказывает двойственное воздействие на поведение покупателя.

С одной стороны, сокращение цены увеличивает реальную покупательную способность, или реальный доход, потребителя при неизменной величине его денежного дохода. Человек может купить тоже количество товара за меньшие деньги, и, таким образом, у него остается больше средств на дополнительные покупки (эффект дохода). С другой стороны, у человека возникает стимул к замещению более дорогих товаров более дешевым аналогом, что опять – таки ведет к росту величины спроса на товар (эффект замещения).

Теоретически при определенных обстоятельствах на рынке может сложиться ситуация, при которой закон спроса не действует.

При анализе рыночной коньюктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса и соответственно между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров.

Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов.

Отождествление происходящих в реальной экономике изменений в спросе с изменениями величины спроса приводят порой к появлению «мнимых» исключений из закона спроса.

Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между динамикой цен и объемами продаж:

      При так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей;

      Когда цена является признаком качества для потребителя;

      Когда цена служит мерилом престижности товара и т.д.

Во всех этих случаях на потребителя воздействуют неценовые факторы, в то время как закон спроса может быть выявлен лишь при неизменности прочих равных условий.

Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют:

1)     Вкусы и предпочтения потребителей;

2)     Доходы потребителей.

Воздействие данного фактора является двойственным и зависит от характеристики товара.

Для подавляющей группы качественных товаров (их принято называть нормальными),рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество (относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса. На графике кривая спроса смещается влево.

3)     число потребителей.

При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

4)     цены на другие товары.

Изменение цен на взаимосвязанные товары также относится к группе неценовых факторов, так как предполагает неизменность цены основного товара.

5)     экономические ожидания потребителей.

Экономические ожидания представляют собой прогнозы экономических субъектов относительно возможных изменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.

До сих пор при рассмотрении факторов спроса мы исходили из независимости потребительских вкусов, полагая, что спрос человека на товар независим от потребности в нем других людей. Однако это не всегда справедливо.

В зависимости от того, какие факторы побуждают человека к покупке, выделяют две специфические разновидности рыночного спроса:

      функциональный спрос, обусловленный исключительно присущими данному благу потребительскими качествами;

      нефункциональный  спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.

Нефункциональный спрос в свою очередь делится на:

1)     спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют: а) эффект массового потребления (или эффект вагона); б) эффект сноба; в) эффект показательного потребления;

2)     спекулятивный спрос;

3)     нерациональный спрос.

Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствие того, что этот товар имеет более высокую цены по сравнению с другими товарами.

 

3.2             Рыночное предложение

 

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя как спрос, а со стороны продавца.

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы готовы продать при существующих ценах.

Величина предложения, или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке.

С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства. С другой стороны, назначение государством высоких цен на какую либо продукцию может вызвать значительный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.

Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться.

При анализе рыночной коньюктуры, различают рыночное и индивидуальное предложение.

Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители.

Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет возрастающий характер поскольку чем выше рыночная цена, тем больше количество фирм захотят производить и продавать данный товар. Так, более высокая цена может позволить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы или увеличения масштабов производства.

Прямую зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения.

Если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.

Следует различать изменение предложения и изменение величины предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыночной коньюктуры и отражает движение вдоль кривой предложения.

Изменение ипредложения, напротив, напротив, происходит под воздействием неценовых факторов (детерминат) при неизменной цене на анализируемый товар и отображается путем смещения кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении).

К наиболее значимым неценовым факторам предложения  относятся:

          1) издержки производства.

Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;

     2) уровень налогообложения.

Сокращение величины налогов с компанией, как  правило, является положительным фактором  развития и также  ведет к росту предложения;

        3) технология производства.

Усовершенствование технологии ведет конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства и также увеличивает предложение;

      4) экономические ожидания производителей.

Благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и ведут к росту предложение.

5) количество производителей.

Чем больше число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение.

6)     цены на сопряженных рынках.

      Цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экономически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии»);

Информация о работе Современный финансовый рынок