Современный монетаризм: основные взгляды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиции современного монетаризма.
Для рассмотрения цели следует рассмотреть следующие задачи: современный монетаризм, современную монетарную политику в России, перспективы развития монетарной политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ……………………....…………….4
1.1. Введение в современный монетаризм……………...…………….…..…….4
1.2. Принципы, цели и инструменты денежной теории…………….............…7
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ.......…12
2.1. Анализ монетарной политики, ее роль в экономике России…..........……12
2.2. Государственный бюджет…...…………………………………….........…..14
2.3. Проведение монетарной политики на современном этапе…………….…15
Глава 3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (перспективный прогноз).. …………………………….………………………………………………………21
3.1.Недостатки монетарной политики……………………………….…..……..21
3.2.Преимущества монетарной политики………...……………….…..……….27
3.3. Перспективы развития монетарной политики в России…...……………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..….36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Монетаристы подробно анализирует осо­бенности складывания спроса на деньги для двух групп хозяйственных субъектов - потребительских хо­зяйств и капиталистических фирм, которые он объеди­няет в категорию «конечных владеющих богатством единиц». Для первых потребность в кассовых остат­ках выводится в соответствии с общими принципами формирования потребительского спроса, который зави­сит от бюджетного ограничения (общей суммы полу­чаемого дохода или накопленного богатства); регуляр­ного дохода от различных активов (элементов богат­ства); темпа изменения цен; вкусов и предпочтений. Потребитель стремится максимизировать доход путем перераспределения фонда имеющихся у него активов между альтернативными формами. Эта же функция без каких – либо существенных изменений распростра­няется затем и на капиталистические предприятия.

Базисная формула спроса на кассовые остатки име­ет следующий вид:

M/P=f(rb,re,(1/P)*dP/dt;w;Y/P;u),

где М/Р – сумма   реальных   (дефлированных по индексу цен) кассовых           остатков;

rb – ожидаемая    норма    номинального дохода от облигаций;

re – ожидаемая    норма    номинального дохода от промышленных акций;

1/P*d P/dt  –  ожидаемый темп изменения цен на «реальные» товары;

w — доля накопленных активов в нату­рально-вещественной форме;

Y/P – дефлированный доход;

 u – неучтенные факторы.

Накапливание денег возникает в модели монетаристов как результат сложного процесса приспособления ин­дивидуума к рыночной ситуации. Встав на такой путь, монетаристы неизбежно должны были ввести норму про­цента в свою функцию спроса. Формально в их фор­муле различные виды процентных ставок действитель­но присутствуют. Но в последующем анализе они от­брасываются на том основании, что регрессионный анализ продемонстрировал их «статистически малую значимость». Единственный фактор, который, по мне­нию монетаристов, удовлетворительно «объясняет» большую часть колебаний спроса на деньги, – это ре­альный (скорректированный на динамику цен) поду­шевой доход. Таким образом, функция спроса принимает, в конечном счете, форму, соответствующую кано­нам традиционной неоклассической теории: потреб­ность в деньгах зависит от суммы сделок (конечных доходов), но нечувствительна к изменениям нормы процента.

Статистическая устойчивость функциональной свя­зи между деньгами и доходом достигается в значи­тельной степени за счет специфического определения дохода. В расчетах применен не обычный показатель текущего дохода, а так называемый постоянный (per­manent) доход, определяемый как средняя взвешенная из текущего и всех прошлых уровней дохода. В ре­зультате эмпирических расчетов Фридман приходит к следующей общей формуле спроса на кассовые остат­ки:

Md/NPp=y(Yp/NPp)j ,

где Md/NPp  – реальные кассовые остатки на душу населения    (Р –постоянный   уровень цен,  N – население);

Yp/NPp  – реальный постоянный доход на душу населения;

У и j – числовые параметры функции.

Формула  выражает спрос  на  реальные  кассовые остатки   как   экспоненциальную   функцию   реального постоянного душевого дохода.[5]

В заключении хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях. Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются , и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно – кредитные инструменты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОСИИ

2.1. Анализ монетарной политики, ее роль в экономике России

Осуществляя денежно – кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

С помощью денежно – кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Все это и является основной целью кредитно – денежной политики.

Необходимо усилить фискальную позицию федерального правительства для того, чтобы осуществить долговые платежи своевременно и в полном объеме на фоне ослабления факторов, способствующих росту государственных доходов, так как бремя обслуживания внешнего долга является весьма и весьма весомым.

Макроэкономическая ситуация определяется не только изменениями внутренних и внешних факторов, но и потенциалом роста, формирующимся в Российской экономике на протяжении последних лет. Так, после периода быстрого развития восстановительных процессов и высоких темпов экономического роста, сложившихся с середины 1999 года, к концу 2000 года экономическая активность в России несколько снизилась. Это объяснялось не только изменениями во внешней конъюнктуре, но и активным осуществлением структурных реформ. Тем не менее рост потребительских расходов способствовал оживлению экономической активности в 2002 году, хотя и на более низком уровне.

При разработке “Основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики” Банк России исходит из того, что базовым документом, определяющим стратегию политики государства на ближайшие три года и конкретные действия Правительства Российской Федерации по ее реализации, является Программа социально – экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Банк России считает, что необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения является последовательное снижение инфляции. Конечной целью денежно-кредитной политики должно быть снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания устойчивого долговременного экономического роста.

Банк считает, что снижение инфляции на потребительском рынке возможно при условии, “что Правительством Российской Федерации будут приняты необходимые меры по существенному снижению влияния структурных факторов на рост инфляции, рациональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом”.[6]

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно – кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы.

Во – первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из – за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Эффективность кредитно – денежной политики зависит во многом от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере.

2.2 Государственный бюджет

Государственный бюджет – экономическая категория, выражающая систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими

словами – это основной финансовый план образования и расходования

государственного фонда денежных средств.

Его основное назначение – создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

Черты государственного бюджета:

- носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;

- формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

- перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение финансовой политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В последние годы стабильность макроэкономической ситуации привели к весьма заметной стабилизации системы государственных финансов. “В ближайшее время важной целью формирования бюджета является установление такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более экономического роста”.[7]

2.3 Проведение кредитно - денежной политики на современном этапе

Стабильность национальной денежно – кредитной системы – продукт эффективной денежно – кредитной политики. В российской экономической литературе, тем более сфере управления. Денежно – кредитная система не занимает своего места как целостная структура национальной экономики. Функционирование ее практически выведено за пределы не только национального регулирования, но, главное, становления институционной ее основы в соответствии с целями реформирования экономики. “Заметим, что экономика развитых стран и реализация ими денежно – кредитной политики базируется на развитых рыночных системах, составляющих опорную и всеобъемлющую сферу развитых рыночных отношений”.[8]

За последние пятнадцать лет большинство правительство пыталось бороться с инфляцией, наряду с другими методами, путем ограничения роста денежной массы в обращении и урезании государственных расходов. Это в особенности относится к правительству консерваторов, которое пришло к власти в 1979 году с твердым намерением проводить более жесткую политику монетаризма, чем предыдущие правительства. В основе этой политики лежала уверенность, что лучший контроль над денежной массой в обращении позволит решить многие проблемы, в частности – проблему инфляции. Исходя из этого, правительство резко ограничило государственные расходы, а в 1981 году ввело ряд положений о кредитно-денежном регулировании, которые действуют до сих пор.

В рамках новой политики правительство планировало регулировать денежную массу в обращении исключительно посредством операций на открытом рынке, в первую очередь, продажи и покупки первоклассных коммерческих векселей. Для того чтобы обеспечить необходимое количество вышеуказанных векселей, пришлось расширить круг “первоклассных имен” (то есть организаций, чей акцепт или индоссамент векселя делает его первоклассным) до пятидесяти.

В 1997 году продолжился процесс концентрации активов банковской системы России в крупнейших банках. Доля активов 200 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы России за 1997 год возросла на 3,2 процентных пункта (с 85,1% до 88,4%), что несколько ниже прироста данного показателя за 1996 год – на 3,8 процентных пункта (с 81,9% на 1.01.96 до 85,9% на 1.01.97)

На фоне консолидации капитала и активов банковской системы России, снижения доходности банковских операций на рынках продолжается сокращение количества кредитных организаций. В 1997 году темпы сокращения действующих кредитных организаций (16,3%) возросли по сравнению с 1996 годом (11,6).

В связи с увеличением Банком России минимального размера уставного капитала при создании кредитных организаций, ужесточения требований при выдаче лицензий, заметно сократилось количество вновь создаваемых кредитных институтов. В 1997 году зарегистрировано только 12 новых кредитных организаций (в 1996 году – 28), из них три – полностью контролируемые иностранным капиталом.

О стремлении части банковского сектора избавиться от груза плохих долгов свидетельствуют данные о снижении уровня просроченной задолженности в кредитных вложениях с 6,8% на 1.01.97 до 4,7% на 1.01.98, а также падение объема просроченных процентов по кредитам в 1997 г. с 17,7 трлн. рублей на 1.01.97 до 11,9 трлн. рублей на 1.01.98 или на 33%. Удельный вес стандартных и нестандартных ссуд в общей сумме ссудной задолженности за 1997 год увеличился с 92,9% до 96,2%.

С учетом существующих проблем денежные власти намерены активизировать работу в направлении восстановления полноценной функциональности рынка ГКО – ОФЗ. Значимость рынка внутреннего госдолга как источника финансирования бюджета в ближайшей перспективе может повыситься в связи с “проблемой 2003года”, то есть увеличением платежей по внешнему долгу России в 2003 году и их сохранением на высоком уровне в последующие годы. Неустойчивая конъюнктура мирового фондового рынка и все еще достаточно скромный кредитный рейтинг не позволяют Правительству России рассчитывать на скорое появление возможности привлечения на внешнем рынке новых займов, в том числе облигационных, на выгодных для страны условиях. И кроме этого, инструменты внешнего государственного долга подвержены валютному риску, относительно дороги для эмитента, приносят доходы преимущественно инвесторам – нерезидентам. Для эмитента рынок внешних займов гораздо менее управляем по сравнению с рынком внутреннего госдолга. Это стимулирует Правительство России к первоочередному сокращению объема внешнего долга при сохранении в разумных пределах рынка внутреннего долга.

Информация о работе Современный монетаризм: основные взгляды