Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиции современного монетаризма.
Для рассмотрения цели следует рассмотреть следующие задачи: современный монетаризм, современную монетарную политику в России, перспективы развития монетарной политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ……………………....…………….4
1.1. Введение в современный монетаризм……………...…………….…..…….4
1.2. Принципы, цели и инструменты денежной теории…………….............…7
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ.......…12
2.1. Анализ монетарной политики, ее роль в экономике России…..........……12
2.2. Государственный бюджет…...…………………………………….........…..14
2.3. Проведение монетарной политики на современном этапе…………….…15
Глава 3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (перспективный прогноз).. …………………………….………………………………………………………21
3.1.Недостатки монетарной политики……………………………….…..……..21
3.2.Преимущества монетарной политики………...……………….…..……….27
3.3. Перспективы развития монетарной политики в России…...……………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..….36
Отчетливо проявляется тенденция сокращения рыночного портфеля: все выпуски ГКО были погашены в течение 2001года. “Практика показывает, что условием успешного функционирования рынка индексируемых по инфляции инструментов является четкое выполнение установленных ориентиров инфляции, а также наличие рыночных ожиданий замедления инфляции. В других ситуациях эмитент сталкивается с возможностью роста своих расходов на обслуживание индексированных инструментов, что ограничивает потенциал расширения рынка таких инструментов. В то же время при условии планомерного снижения инфляции возможность возобновления выпуска индексированных инструментов возрастает”. Чекмарева Е.Н, Лакшина О.А, Меркурьев И.Л. Российский финансовый рынок в новом тысячелетии.[9]
Но тем не менее на этом этапе рынок ценных бумаг стал представлять все более серьезную альтернативу государственному рынку ценных бумаг. Такое изменение обусловлено как слабым использованием эмиссионного потенциала рынка ценных бумаг, так и активизацией рынка корпоративных ценных бумаг.
2001 – 2002гг. стали важным этапом развития основных секторов финансового рынка. При благоприятной макроэкономической конъюнктуре и востребованности рынка со стороны нефинансового сектора экономики можно ожидать и дальнейшей его активизации. Опыт 1998 года позволяет утверждать, что чрезмерное наращивание рыночных операций без активной макроэкономической потребности в них несет в себе серьезный разрушительный потенциал. Основными задачами, которые еще требуют своего решения, могут стать: выравнивание секторальной структуры рынка, рост ликвидности и капитализация рынка, снижение финансовых рисков. Условием снижения рыночных рисков по – прежнему остается совершенствование организационной и правовой базы финансового рынка и системы финансового посредничества в целом.
После четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару в 1998 – начале 1999гг. российское промышленное производство почти немедленно начало демонстрировать признаки возрождения. Экспортные и импортозамещающие отрасли промышленности получили весомые преимущества в связи со слабостью рубля. Резкое повышение цен на сырье в 1999г. принесло многим экспортерам неожиданные доходы. В 2000г. рост распространился на все сферы экономики. По официальным данным, после падения на 5% в 1998г. ВВП в 1999г. возрос на 5%, а в 2000г. темпы роста увеличились до 8,3%, а в 2002г. ВВП увеличился на 5,5%.
“Пройдя через трудное десятилетие экономического спада, нестабильности и социальных проблем, в последние годы российская экономика проявила способность быстро восстанавливаться и ее динамика превзошла даже самые оптимистические ожидания. Годы спада сменились экономическим ростом 1999 – 2001гг, российский ВВП вырос до уровня, зарегистрированного в 1993г. Правительство РФ преуспело в преодолении хронического дефицита бюджета, характерного для прошлых лет, А Центральный банк существенно повысил степень макроэкономической стабильности и доверия к кредитно-денежной политике. Хотя доходы домохозяйств и уровень жизни пока отстают, но и в этой сфере обнаруживаются признаки роста”.
И так при проведении денежно – кредитной политики Банк России предлагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав. Сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно – кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
Глава 3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Недостатки монетарной политики
1.Фиксированные учетные ставки.
Крах политики дешевых денег явился главной причиной реакции против простодушно воспринятого кейнсианства. В Соединенных Штатах реакция выразилась в широком признании ошибочности проводимой во время войны и в первые послевоенные годы политики фиксированного курса облигаций, в отказе от этой политики и признании такого шага желательным и жизненно необходимым. Выяснилось также, что за этим отказом не последовали все те беды и несчастья, которые тогда предрекались.
Выяснилось также, насколько велико было непонимание всех тонкостей взаимосвязи между деньгами и учетной ставкой. Допустим, ФРС решила понизить ставку. Как она будет пытаться это сделать? Скупая ценные бумаги. Это повысит их курс и снизит доход. Попутно увеличится количество доступных банкам резервов, а следовательно, и величина банковского кредита, т.е., по существу, общее количество денег. Вот почему, в частности, центральные банки и финансисты в целом, как правило, убеждены, что рост денежной массы ведет к снижению учетной ставки. Экономисты-теоретики приходят к тому же из совершенно иных соображений. Перед их мысленным взором встает диаграмма предпочтения ликвидности с отрицательным наклоном. Ну а как людей заставить держать у себя больше денег? Только предложив им меньший процент.
Правы и те и другие, но только до определенного момента. Первоначальная реакция на увеличение количества денег более быстрым темпом приведет к падению на какое-то время учетной ставки до уровня ниже, чем был ранее. Но это лишь начало процесса, а отнюдь не его конец. Быстрый рост количества денег стимулирует их траты как благодаря инвестированию при понижении рыночного процента, так и в результате роста иных расходов при повышении цен из – за того, что масса наличности превысила желаемую величину. Однако расходы одного человека всегда оборачиваются доходами другого. Возросший доход приведет к росту предпочтения ликвидности и спроса на кредиты; повысятся также цены, что снизит реальное количество денег. Три перечисленных эффекта весьма быстро, скажем, меньше чем за год, изменят на обратный знак первоначального давления на ставку. При этом появится тенденция ее возвращения к прежней величине, хотя этот процесс идет более медленно, занимая приблизительно от года до двух лет. В действительности, учитывая запаздывающую реакцию экономических процессов, можно полагать, что в ходе колебательного установления равновесия учетная ставка может на какое – то время и превысить свой первоначальный уровень.
Четвертый эффект, если он на самом деле вступает в игру, означает даже нечто большее, а именно что увеличение темпа денежной экспансии приводит не к падению, а к росту учетной ставки выше ранее существовавшей отметки. Допустим, возросший темп увеличения денежной массы привел к скачку цен и пусть в обществе царит ожидание их дальнейшего роста. В таком случае должники согласятся, а кредиторы потребуют, чтобы учетная ставка была повышена – как подчеркивал Ирвинг Фишер несколько десятков лет назад. Эффект ценовых ожиданий развивается медленно, но так же медленно и исчезает. По оценке Фишера, полная продолжительность цикла установления составляет несколько десятилетий, и более поздние исследования подтвердили его оценку.
Описанная последовательность эффектов объясняет, почему всякая попытка удержать учетную ставку на низком уровне вынуждает финансовые органы все шире и шире использовать операции на открытом рынке. Она показывает на исторических примерах, почему высокие и продолжающие расти ставки, сопровождаются быстрым ростом денежной массы, как это произошло в Бразилии, Чили или за последние годы в Соединенных Штатах, и, наоборот, почему низкие и падающие ставки означают медленный рост денежной массы, как сейчас в Швейцарии или с 1929 по 1933 г. в США. Можно считать эмпирически установленным фактом, что низкие учетные ставки являются признаком проведения рестрикционной монетарной политики, т.е. политики ограниченного, медленного увеличения денежной массы, тогда как высокие ставки означают проведение экспансионистской монетарной политики, когда денежная масса увеличивается быстро. И многочисленные эмпирические данные свидетельствуют – на практике все происходит прямо противоположно тому, что принято считать в финансовых кругах или в среде ученых – экономистов.
Парадоксально, что финансовые органы могли бы добиться снижения номинальной учетной ставки, но для этого им необходимо было начинать движение в прямо противоположном направлении, проводя дефляционную монетарную политику. И аналогично: можно прийти к высоким номинальным ставкам, проводя инфляционную политику и временно допустив их снижение.
Представленный анализ не только объясняет, почему монетарная политика не может обеспечить привязку учетных ставок, но и показывает, почему эти ставки являются на самом деле весьма обманчивым показателем монетарной политики – ее характера – «рестрикционного" или "экспансионистского".[10]
2. Занятость как критерий политики.
Второе ограничение идет прямо вразрез с общепринятым образом мышления. Утверждают, что рост денежной массы должен стимулировать занятость, а ее сжатие – тормозить. Спрашивается: почему тогда финансовые ведомства не могут поставить своей целью достижение определенного уровня занятости или безработицы – скажем, безработицы в 3%? Опускается безработица ниже 3% – должна проводиться рестрикционная политика, поднимается выше 3% – проводиться экспансионистская, проинфляционная политику, и занятость в любом случае будет зафиксирована на уровне 3%. Ответ не тот, что в случае с учетной ставкой, и причина – в разнице между мгновенной реакцией на проводимую политику и реакцией с временной задержкой.
Благодаря Викселлю мы знаем, что такое естественная учетная ставка и,
что возможны расхождения между естественной и рыночной ставками. Предшествующий анализ может быть целиком перенесен на викселлевские определения ставок. Финансовые власти имеют возможность установить величину рыночной ставки ниже ее естественного значения только с помощью инфляции, а выше – только с помощью дефляции. Остается добавить к Викселлю лишь один штрих — введенную Ирвингом Фишером разницу между номинальной и реальной учетными ставками. Допустим, финансовые органы опустили на какое – то время с помощью проинфляционной политики номинальную рыночную ставку ниже естественной. Инфляция, в свою очередь, поднимет номинальную естественную ставку, так как уже само ожидание инфляции ускоряет ее, чтобы поддержать на низком уровне рыночную ставку. Точно так же благодаря эффекту Фишера потребуется запускать не просто механизм дефляции, но дефляции самоускоряющейся, чтобы поддерживать рыночную ставку на уровне выше первоначального "естественного".
Этот анализ имеет своего двойника на рынке занятости. Пусть в некоторый момент существует определенный уровень безработицы, соответствующий равновесной величине реальной заработной платы. При данном уровне безработицы реальная заработная плата имеет тенденцию в среднем подниматься до "нормального" уровня, который сформировался бы при достаточно длительном накоплении капитала, совершенствовании технологии и т.д., если бы "столетний" тренд зарплаты при этом сохранялся. Более низкий уровень безработицы указывает на существование избыточного спроса на труд, который давит вверх на реальную заработную плату, а более высокий уровень — на избыточное предложение труда, которое давит вниз на реальную заработную плату.
Иными словами, естественный уровень безработицы является равновесным уровнем, от которого ведется отсчет в системе уравнений Вальраса, определяющей условия общего равновесия. Тогда, конечно, когда в нее введены реальные структурные характеристики рынков труда и товаров, учитывающие также несовершенства рынков, случайные колебания спроса и
предложения, издержки на получение информации о рабочих вакансиях, издержки перемещения рабочей силы и т.д.
Таким образом, становится очевидным сходство со знаменитой "кривой Филлипса". Но только сходство, а не совпадение. Анализ Филлипса, по праву считающийся важным и оригинальным исследованием, уже в своей основе содержит дефект — в нем не проводится различие между номинальной и реальной заработной платой, так же как в анализе Викселля не различаются номинальная и реальная учетные ставки. Разумеется, Филлипс писал свою работу тогда, когда каждый был уверен, что номинальные цены будут стабильными и останутся незыблемыми независимо от того, что случится с реальными ценами и зарплатой. Но представим себе обратное, что кто-то смог предугадать будущий рост цен, скажем, на 75% в год, как это случилось в Бразилии. Тогда зарплата также должна подняться на 75% просто для того, чтобы не изменилась ее реальная величина. Избыток предложения на рынке труда отразится в менее быстром росте номинальной зарплаты по сравнению с прогнозируемым ростом цен, а отнюдь не в абсолютном ее снижении. Когда Бразилия вступила на путь борьбы с ростом цен и достигла определенных успехов, сократив темп их роста примерно до 45% в год, в стране резко поднялась безработица, так как под влиянием существовавших до этого ожиданий темп роста зарплаты стал в новых условиях выше темпа роста цен, хотя и он также понизился. Таков результат данного опыта и, надо полагать, всех других возможных попыток сократить темп инфляции ниже ожидаемого большинством населения.[11]
Допустим теперь, что финансовые органы попытаются зафиксировать рыночный уровень безработицы ниже естественного. Для определенности: пусть ставится цель достичь 3%, а естественный уровень выше этого значения, причем в исходном состоянии цены стабильны. Итак, финансовые власти начинают увеличивать темп прироста денежной массы, т.е. производят денежную экспансию. Создание большего, чем это необходимо, запаса номинальной наличности сначала приведет к снижению учетной ставки и тем самым, а также в силу привычки к меньшему запасу будет стимулировать людей больше тратить. Доходы и расходы начнут расти.
Начавшись с роста доходов, процесс этот мало – помалу перейдет в рост производства и занятости, а поскольку люди ожидают, что цены будут стабильными, последние, как и зарплата, действительно некоторое время будут оставаться на прежнем уровне. В течение этого периода потребители приспособятся к новому состоянию спроса, и производители, реагируя на первоначальное его расширение, увеличат выпуск продукции за счет большего количества рабочих часов, причем безработным, получающим работу теперь, будет предлагаться прежняя номинальная зарплата. Такова почти стандартная доктрина.
Информация о работе Современный монетаризм: основные взгляды