Современный монетаризм: основные взгляды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиции современного монетаризма.
Для рассмотрения цели следует рассмотреть следующие задачи: современный монетаризм, современную монетарную политику в России, перспективы развития монетарной политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ……………………....…………….4
1.1. Введение в современный монетаризм……………...…………….…..…….4
1.2. Принципы, цели и инструменты денежной теории…………….............…7
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ.......…12
2.1. Анализ монетарной политики, ее роль в экономике России…..........……12
2.2. Государственный бюджет…...…………………………………….........…..14
2.3. Проведение монетарной политики на современном этапе…………….…15
Глава 3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (перспективный прогноз).. …………………………….………………………………………………………21
3.1.Недостатки монетарной политики……………………………….…..……..21
3.2.Преимущества монетарной политики………...……………….…..……….27
3.3. Перспективы развития монетарной политики в России…...……………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..….36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Однако это лишь начало процесса. Поскольку цены на прода­ваемые товары реагируют на неожиданный рост спроса, как пра­вило, быстрее, чем цены на факторы производства, реально по­лучаемая заработная плата пойдет вниз, несмотря на то, что ре­альная заработная плата, которую рабочие ожидали получить, действительно должна была быть выше, поскольку, рассчитывая ее, наниматель исходил из прежних цен. В действительности же одновременно происходит падение реальной зарплаты ex post для нанимателя и ее рост ex ante для нанимаемого, что и дает возможность повысить занятость. Но снижение ex post реальной зарплаты очень скоро скажется на ожиданиях. Наемные рабочие начнут подсчитывать свои затраты с учетом прогнозируемого роста цен и, исходя из них, станут требовать более высокой но­минальной зарплаты на будущее. Уровень безработицы опустит­ся ниже естественного. Появится избыточный спрос на рабочую силу, так что реальная зарплата поднимется до своего первона­чального уровня.

Но даже если увеличение денежной массы происходит с уско­рением, рост реальной зарплаты приведет, в конце концов, сна­чала к замедлению роста занятости, а затем вернет безработицу на прежний уровень. Чтобы удержать безработицу на заданных 3%, финансовые органы должны еще быстрее наращивать де­нежную массу. Как и в случае с учетной ставкой, рыночный уровень можно поддерживать ниже естественного только за счет инфляции, причем инфляции ускоряющейся. И наоборот, если бы власти решили выбрать целевой уровень безработицы выше ес­тественного, потребовалось бы проводить дефляцию, и опять-та­ки ускоряющуюся.

Общий вывод можно сформулировать так – фи­нансовые органы способны непосредственно контролировать собственные обязательства, лишь когда последние выражены в номинальных величинах. Они могут фиксировать, например, ве­личину валютного курса, номинальный уровень национального дохода, величину того или иного денежного агрегата либо задать темпы изменения некоторых номинальных показателей – уровня инфляции или дефляции, роста или падения национального дохо­да, увеличения или сжатия денежной массы. Они, однако, не спо­собны контролировать реальные показатели, такие, как реальная учетная ставка, реальный уровень безработицы, уровень реально­го национального дохода, реальное количество денег, равно как и темпы роста реального дохода или реального количества денег.[12]

3.2. Преимущества монетарной политики

Монетарная политика не может зафиксировать реальные показа­тели на определенном уровне, однако она может оказывать на них серьезное влияние. И одно совсем не противоречит другому. Верно, что деньги только механизм, но механизм в высшей степе­ни эффективный. Без него  не удалось бы достичь тех порази­тельных успехов в росте производства и уровня жизни, которые произошли за последние два столетия, – никакая другая чудес­ная машина не смогла бы столь безболезненно и с малыми затра­тами труда окончательно поставить крест на нашей деревенской жизни. Но от других машин деньги отличает то, что эта машина слиш­ком капризна и при поломке повергает в конвульсии все другие механизмы. Великая депрессия является самым драматичным, но не единственным примером этого. Любая из инфляции являлась следствием де­нежной эмиссии, к которой прибегали во время     войны для покры­тия неудовлетворенного спроса в дополнение к явным налогам.

Первый и самый важный урок, которому учит история, урок, возможно, наиболее поучительный, состоит в том, что монетар­ная политика способна отвлечь деньги от роли главного источника экономических затруднений. Это звучит, как предостережение избегать больших ошибок, и отчасти так оно и есть. Великой де­прессии могло и не быть, а если бы она и произошла, то протека­ла бы гораздо мягче, не наделай финансовые органы ошибок или не имей они в своих руках столь мощных инструментов, какие ока­зались в то время в распоряжении Федеральной резервной систе­мы.

Даже если бы рекомендация не делать деньги источником эко­номических потрясений оказалась целиком негативной, она не на­делала бы много вреда. К сожалению, она не совсем негативна. Монетарная машина выходила из строя и тогда, когда централь­ные власти не обладали той мощью, какая сосредоточена в руках ФРС. В истории Соединенных Штатов эпизод 1907 г. и банков­ские паники более раннего периода являются примерами того, что денежная машина может ломаться и сама по себе. Поэтому перед финансовыми институтами стоит нужная и важная задача: внести в нее такие усовершенствования, которые свели бы к ми­нимуму ее случайные сбои и позволили извлечь из нее наиболь­шую пользу.

Вторая задача монетарной политики как основы стабильной экономики – поддерживать машину, если пользоваться анало­гией Милля, в хорошо смазанном состоянии. Экономическая си­стема будет функционировать нормально, когда производители и потребители, работодатели и наемные рабочие полностью уверены в том, что средний уровень цен будет вести себя в бу­дущем предсказуемым образом: лучше всего – оставаясь ста­бильным. При любых мыслимых институциональных ограниче­ниях, существует лишь весьма ограниченная подвиж­ность цен и заработной платы. Необходимо сохранить эту степень подвижности, чтобы обеспечить возможность относи­тельных колебаний цен и зарплаты, которые требуются для при­способления к прогрессивным изменениям в технологии и вку­сах. Правительства не должны стремиться к достижению какого-то абсо­лютного уровня цен, который сам по себе не несет никакой эко­номической функции. В прежние времена уверенность в стабильности денег связы­валась с золотым стандартом, и в пору его расцвета он служил этой цели весьма успешно. Конечно, эти времена уже не вернуть, и в мире осталось считанное количество стран, готовых позво­лить себе роскошь золотого стандарта, — существуют веские при­чины от него отказаться. Финансовые институты фактически прибегают к некоему суррогату золотого стандарта, когда фикси­руют обменные курсы, реагируя на колебания платежного балан­са исключительно изменением объема денежной массы, нисколь­ко не заботясь при этом о "стерилизации" избытков и дефицитов и не прибегая в открытой или скрытой форме к контролю за кур­сом валюты или к введению тарифов и квот. И опять-таки, хотя многие центральные банки говорят о такой возможности, только единицы действительно хотели бы следовать этим курсом, и от­нюдь не безобидные причины заставляют большинство воздержи­ваться от такого шага. Дело в том, что подобная политика отда­ет страну во власть не безличного автомата в образе золотого стандарта, а финансовых органов, которые могут действовать как обдуманно, так и спонтанно.

В современном мире, если уж на монетарную политику возла­гается обеспечение стабильности экономического фундамента, пользоваться ее мощью следует в высшей степени осмотрительно.

И последнее. Монетарная политика может в определенной мере нейтрализовать самые сильные возмущения, воздействую­щие на экономическую систему со стороны. Например, если про­исходит естественное долговременное оживление экономики – так характеризовали послевоенное развитие апологеты секулярной стагнации, – монетарная политика в принципе способна по­мочь удержать рост денежной массы на таком уровне, какой дру­гими инструментами обеспечить невозможно. Или, скажем, когда раздутый федеральный бюджет грозит вылиться в беспрецедентные дефициты, монетарная политика может пога­сить инфляционные страхи, если удерживать рост денежной мас­сы на более низком уровне, чем это было бы желательно по не­которым соображениям. Это означает временное повышение учетных ставок, что, вполне вероятно, весьма болезненно отра­зится на бюджете сейчас, но зато даст возможность правитель­ству получить необходимые займы для финансирования дефици­тов, а это, в свою очередь, предотвратит ускорение инфляции и, значит, в долгосрочном плане определенно сулит и более низкие цены, и более низкие учетные ставки. Наконец, если окончание войны требует от страны перемещения ресурсов в сферу мирного производства, монетарная политика может облегчить такой переход, рекомендуя увеличение темпа роста денежной массы выше необходимого для нормальных условий, хотя имеющийся опыт и не является воодушевляющим, поскольку здесь можно зайти слишком далеко.[13]

3.3. Перспективы развития монетарной политики в России

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения, как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг. будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля. В этот период основной задачей Банк России является создание условий для реализации модели денежно – кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно – кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Под диверсификацией экономики понимается снижение ее концентрации (на нефтегазовом секторе) за счет модернизации действующих и развития новых ее областей (секторов, отраслей, видов деятельности, внешнеторговых связей).

Инфляционное таргетирование – комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

- установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);

- подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;

- применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;

- сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.

Комплекс мер по преодолению кризисных явлений разработаны и приняты к реализации в программе «Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год».

Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

«Долгосрочная устойчивость банковской системы и политика Банка России, направленная на снижение инфляции, будут обеспечивать формирование «длинных денег» в экономике, но масштаба этих средств может быть недостаточно для модернизации экономики …

Будут задействованы наиболее важные источники формирования «длинных» ресурсов – пенсионная и страховая системы. Будут выработаны основы государственной политики по долгосрочной поддержке развития инструментов страхования жизни. Будет проработан вопрос расширения возможностей использования банковских вкладов населения в качестве источников «длинных» денег через стимулирование увеличения сроков вкладов».

«Будет модернизирована система регулирования на финансовых рынках, которая обеспечит надёжность сектора оказания финансовых услуг и эффективность осуществления посреднического бизнеса, а также повысит привлекательность российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка, улучшит условия для формирования в России международного финансового центра».

Главная модернизационная задача Правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста страна должна перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Признание рубля различными экономическими субъектами в разных странах в качестве надежного средства расчетов и сбережения – это одна из главных задач,

которую необходимо решить как можно раньше.

Рассмотрим основной список проблем и способов их решения. Конечно, нет универсальных способов решения проблем. Но действие всегда лучше, чем бездействие.

Проблемы развития денежной системы России и способы их решения:

1.      Неразвитость банковской системы: монопольное установление курсов

иностранной валюты Центральным Банком РФ. Банк России настаивает на необходимости сохранения валютных ограничений тем, что они позволяют ему бороться с вывозом капитала из страны, валютными спекуляциями и необходимы для поддержания курса рубля, противодействия инфляции. Решение данной проблемы заключается в совершенствование законодательной базы. Устранение валютных ограничений и, исходя из сложившегося реального курса иностранных валют, определение необходимой эмиссии денежной массы – как способ борьбы с инфляцией. Что так же даст возможность бороться с другими проблемами: девальвацией и неконвертиремостью рубля.

2.        Неконвертируемость рубля: зависимость рубля от мировых валют. Оплата многих товаров и услуг в России производится в рублях, но цены приравниваются к курсу долларов США (или евро). Решение проблемы заключается в снятие ограничений на обмен, ввоз, вывоз и оплату как рублями, так и иностранной валютой.

3.        Инфляция: процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

Люди начинают меньше сберегать и больше тратить: наблюдается тенденция снижения объема денежных вкладов населения в банках. Решение проблемы заключается в стимулировании граждан делать сбережения. Ситуация может переломиться, только если ставки по вкладам будут превышать инфляцию. Развитие потребительского кредитования.

Информация о работе Современный монетаризм: основные взгляды