Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Введение……………………………………………………………...................5
Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения…………………………………………………….………..7
1.2. Закон спроса и предложения……………………………………………..11
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения
2.1. Равновесная цена………………………………………………..................18
2.2. Дефицит и избыток на рынке…………………………………..................20
2.3. Совокупный спрос и совокупное предложение………………………....21
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………...................29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ» (ГОУ ВПО «СГГА»)
На тему Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах
НОВОСИБИРСК, 2011
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
По дисциплине: Макроэкономика
Студент Зимин Павел
Группа БЭ – 11
Тема курсовой работы Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах
Провести теоретическое исследование обосновать необходимость и значимость теории спроса и предложения
Краткое содержание курсовой работы (название глав)
Введение
1. Теоретическое обоснование спроса и предложения в условиях рынка
2. Взаимосвязь спроса и предложения
Заключение
Список использованных источников 10 с.27
Задание на выполнение курсовой работы выдано «18» сентября 2011 г.
Первый просмотр курсовой работы руководителем «1» декабря 2011 г.
Техническое оформление работы и сдача ее на кафедру «19» декабря 2011 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ» (ГОУ ВПО «СГГА»)
Кафедра экономики и менеджмента
Рецензия
На курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика»
Студента 1 курса, Зимина Павла, БЭ-11 группы
На тему Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах
Срок представления: 19.12.2011 г.
Представил:_______________
Объем: 28 страниц
Работа к защите: _________________ рекомендуемая оценка _________
(допускается, не допускается)
______________________________
Научный руководитель
___________________________/
“_____” _______________________ 20___ г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Сущность и
история возникновения теории спроса
и предложения…………………………………………………
1.2. Закон спроса
и предложения……………………………………………
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения
2.1. Равновесная
цена………………………………………………........
2.2. Дефицит и
избыток на рынке………………………………….
2.3. Совокупный
спрос и совокупное
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
Спрос
и предложение - взаимозависимые
элементы рыночного механизма, где
спрос определяется платежеспособной
потребностью покупателей (потребителей),
а предложение - совокупностью товаров,
предложенных продавцами (производителями);
соотношение между ними складывается
в обратно пропорциональную зависимость,
определяя соответствующие
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Приемы
и методы исследования, использованные
в процессе написания курсовой работы,
заключаются в синтезе и
Степень разработанности проблемы. Методологическую основу теории спроса и предложения составляют идеи основоположников экономической науки.
В работе использованы труды таких теоретиков, как А. Смит, А. Маршалл, Кейнс, М. Фридман.
В
настоящее время
Актуальность данной темы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения
Спрос и предложение - два взаимосвязанных и основополагающих понятия в рыночной экономике. Впервые законы спроса и предложения детально начал исследоваться в середине XVI века. Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.
А.Маршалл приводит следующую формулировку рынка: «Рынок – это всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая сделки по поводу любого товара». Дав теоретический анализ "цены спроса" и "цены предложения", Маршалл подходит к определению цены равновесия, которая представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения (динамика спроса определяется убывающей предельной полезностью, а динамика предложения - возрастающими издержками производства). В рамках маршаллианского анализа снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен - полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы и спор по этому поводу аналогичен, по выражению Маршалла, спору о том, "разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл был первый, кто это сделал и ввел понятие о равновесии рынков в различных временных диапазонах) и анализировать ситуацию мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия - цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывают издержки.
Анализируя
ситуацию мгновенного и краткосрочного
равновесия, Маршалл делает вывод, что
в этих условиях приоритет получает
спрос, потому что предложение в
большей степени инерционно и
не успевает за колебаниями первого.
Это понятно, поскольку для изменения
предложения требуется время
для создания дополнительных производственных
мощностей. На данном временном отрезке
повышение спроса ведет к росту
цен. Предприниматель в этих условиях
получает временный дополнительный
доход (квазиренту - по определению
Маршалла) которая представляет собой
разницу между новой, более высокой
ценой товара и издержками производства.
Однако она носит временный характер,
поскольку высокий