Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………...................5
Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения…………………………………………………….………..7
1.2. Закон спроса и предложения……………………………………………..11
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения
2.1. Равновесная цена………………………………………………..................18
2.2. Дефицит и избыток на рынке…………………………………..................20
2.3. Совокупный спрос и совокупное предложение………………………....21
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………...................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 72.30 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ» (ГОУ  ВПО «СГГА»)

Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине        МАКРОЭКОНОМИКА

На тему Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

 
 

                                             Студента 1-го курса               

                                                 ЗИМИНА ПАВЛА

                                                 группа – БЭ-11

                                                                                   (группа)
Руководитель  к.э.н. НИТЯГО
                                                ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
                                                                               
        Оценка после защиты _________________
                                                            Дата защиты _________________________
 
 

НОВОСИБИРСК, 2011

ЗАДАНИЕ

    на  курсовую работу

    По  дисциплине: Макроэкономика

    Студент Зимин Павел

    Группа  БЭ – 11

    Тема  курсовой работы Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

  1. Исходные данные к работе (перечень основных материалов, необходимых для выполнения курсовой работы) Экономическая теория / под ред. Камаева В.Д. - М., "Владос". 2009.
  2. Цель курсовой работы

    Провести  теоретическое исследование обосновать необходимость и значимость теории спроса и предложения

    Краткое содержание курсовой работы (название глав)

    Введение 

    1. Теоретическое обоснование спроса и предложения в условиях рынка

    2. Взаимосвязь спроса и предложения

    Заключение 

    Список использованных источников 10 с.27

Задание на выполнение курсовой работы выдано «18» сентября 2011 г.

Первый просмотр курсовой работы руководителем «1»  декабря 2011 г.

Техническое оформление работы и сдача ее на кафедру «19»  декабря 2011 г.

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ

    АКАДЕМИЯ» (ГОУ ВПО «СГГА»)

Кафедра экономики  и менеджмента

    Рецензия

    На  курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика»

    Студента 1 курса, Зимина Павла, БЭ-11   группы

На тему Спрос  и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

         Срок представления: 19.12.2011 г.

    Представил:____________________________________________________

         Объем: 28 страниц

    Работа  к защите: _________________ рекомендуемая оценка _________

       (допускается, не  допускается)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель  ___________________________/Нитяго И.В./

    “_____” _______________________ 20___ г.

    Оглавление:

Введение……………………………………………………………...................5

Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения

      в условиях рынка

    1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения…………………………………………………….………..7

1.2. Закон спроса  и предложения……………………………………………..11

Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения

2.1. Равновесная  цена………………………………………………..................18

2.2. Дефицит и  избыток на рынке…………………………………..................20

2.3. Совокупный  спрос и совокупное предложение………………………....21

Заключение………………………………………………………………….....27

Список  литературы………………………………………………...................29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

    Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг. Состояние рынка  определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных  понятия: спрос и предложение.

    Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары.

    Изменение соотношения между спросом и  предложением порождает колебания  рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания  устанавливается тот уровень  цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения  и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

    Цель  данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения  с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

    В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть  теоретические понятия спроса  и предложения; 

    - раскрыть  основные влияющие факторы и  законы спроса и предложения; 

    - проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

    Предмет исследования в работе - экономические  категории спроса и предложения.

    Объект  исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

    Приемы  и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе  имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными  и практическими выводами по рассматриваемой  теме.

    Степень разработанности проблемы. Методологическую основу теории спроса и предложения  составляют идеи основоположников экономической  науки.

    В работе использованы труды таких  теоретиков, как А. Смит, А. Маршалл, Кейнс, М. Фридман.

    В настоящее время рассматриваемая  проблема широко обсуждается на страницах  научных и специализированных изданий. Вместе с тем для большинства  работ свойственна узкая направленность исследований, связанная с историческим развитием экономической мысли  и современными реалиями. В качестве перспективного направления исследований представляется изучение законов спроса и предложения и их практической реализации в рыночной экономике.

    Актуальность  данной темы состоит в том, что  спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому  важно знать, как они взаимодействуют  в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как  они функционируют в рыночной экономике.

 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения

    Спрос и предложение - два взаимосвязанных  и основополагающих понятия в  рыночной экономике. Впервые законы спроса и предложения детально начал  исследоваться в середине XVI века. Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась  в трудах испанского и перуанского  юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

    Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.

    А.Маршалл  приводит следующую формулировку рынка: «Рынок – это всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения  и заключающая сделки по поводу любого товара». Дав теоретический анализ "цены спроса" и "цены предложения", Маршалл подходит к определению цены равновесия, которая представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения (динамика спроса определяется убывающей предельной полезностью, а динамика предложения - возрастающими издержками производства). В рамках маршаллианского анализа снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен - полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы и спор по этому поводу аналогичен, по выражению Маршалла, спору о том, "разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл был первый, кто это сделал и ввел понятие о равновесии рынков в различных временных диапазонах) и анализировать ситуацию мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия - цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывают издержки.

    Анализируя  ситуацию мгновенного и краткосрочного равновесия, Маршалл делает вывод, что  в этих условиях приоритет получает спрос, потому что предложение в  большей степени инерционно и  не успевает за колебаниями первого. Это понятно, поскольку для изменения  предложения требуется время  для создания дополнительных производственных мощностей. На данном временном отрезке  повышение спроса ведет к росту  цен. Предприниматель в этих условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту - по определению  Маршалла) которая представляет собой  разницу между новой, более высокой  ценой товара и издержками производства. Однако она носит временный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новых товаропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и в долгосрочном периоде  квазирента исчезает.

Информация о работе Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах