Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………...................5
Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения…………………………………………………….………..7
1.2. Закон спроса и предложения……………………………………………..11
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения
2.1. Равновесная цена………………………………………………..................18
2.2. Дефицит и избыток на рынке…………………………………..................20
2.3. Совокупный спрос и совокупное предложение………………………....21
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………...................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 72.30 Кб (Скачать документ)

    Следует отметить, что в "Принципах политической экономии" анализируется стихийное  регулирование цен в условиях свободной конкуренции. В то же время  в период написания работы Маршалла происходило быстрое развитие производственных монополий, и он, естественно, не мог  обойти вниманием проблему монополии  и ее влияния на процессы ценообразования. В данном вопросе Маршалл опирался на теоретическое наследие французского экономиста О. Курно (1801-1877), который  еще в 1838 г. в работе "Исследование математических принципов богатства" исследовал проблему установления цен  в условиях монополий. Курно с помощью математической модели рассмотрел ценообразование для случая, когда одна фирма концентрирует производство и предложение какого-либо товара и показал, что подобная фирма устанавливает цену значительно выше той, которая, при тех же условиях производства, установилась бы при наличии конкурентов. Превышение монопольной цены над конкурентной Курно объяснил тем, что повышение первой цены встречает только единственное ограничение в виде спроса, в то время как повышение второй цены имеет и другое ограничение в виде политики цен конкурентов.

    Маршалл также допускает, что монополия  будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем при  таком уровне цены, который обеспечит  ей максимальное расхождение между  валовой выручкой и валовыми издержками. Монополист потеряет весь свой монопольный  доход, если будет производить такое  большое количество, при котором  его цена предложения будет равняться  цене спроса; количество, которое обеспечит  максимальный монопольный доход, всегда значительно менее этого. Однако Маршалл рассматривает монополию  как частный случай на общем фоне неограниченной конкуренции, закономерности ценообразования в условиях которой  остаются господствующими. Другими  словами, теория Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. (И  во всех теориях последователей Маршалла и даже у их критиков предполагается, что экономика, если брать ее целиком, конкурентна.)

    Говоря  о других аспектах теории ценообразования  Маршалла важно упомянуть о "ренте потребителя", которую Маршалл ввел в свою теорию спроса. Эта рента представляет собой избыток общей полезности покупаемых товаров над фактически заплаченной за них суммой денег, то есть разницей между тем, что готовы заплатить покупатели и фактической ценой товара. Маршалл определил этот род потребительского излишка как "...излишек сверх цены, уплачиваемый потребителем в действительности, который он скорее уплатит, чем останется без данной вещи". Маршалл приводит следующий пример: коробок спичек стоит 1 пенс, но для курильщика он столь дорог, что за удовольствие закурить немедленно он готов заплатить значительно дороже. Разница между тем, что готов заплатить курильщик за спички и тем пенсом, который он действительно платит, и есть, по мнению Маршалла, выигрыш или "рента потребителя". (Другое, более традиционное обозначение для данного понятия -- излишек потребителя)

    Маршалл формулирует не только закон убывающей  предельной полезности, но и закон  убывающей предельной производительности, рассматривая его в качестве теории спроса на факторы производства, в  частности утверждая, что заработная плата имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда. В то же время, отдавая дань классической политической экономии, он пишет, что одновременно заработной плате присуща тенденция  находиться в тесном, хотя и весьма сложном соотношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников. Что касается предложения труда, то здесь Маршалл  разделяет концепцию У. Джевонса (1835-1882), которого считают основоположником английского варианта теории предельной полезности. Напомним, суть концепции  Джевонса в том, что человеческие усилия обладают положительной ценностью, и труд будет предлагаться до тех  пор, пока человек ощущает превышение удовлетворенности над неудовлетворенностью. Именно тяготы труда, по мнению как  Джевонса, так и Маршалла, управляют  предложением производственных усилий. Интересно отметить, что Маршалл  распространяет действие второго закона Госсена на процесс производства, где распределение инвестиций между  альтернативными возможностями  он рассматривает как иллюстрацию  равенства отношений предельных полезностей к ценам.

    В целом работа Маршалла внесла значительный вклад не только в разработку теории цены равновесия, но также в исследование теории процента, прибыли и ренты. В частности, прибыль Маршалл  приписывает четвертому фактору  производства - организации, и включает ее в нормальную цену предложения, в отличие от квазиренты. В теории процента он рассматривает его со стороны спроса и предложения капитала, где ставка процента со стороны предложения капитала зависит от предпочтения настоящих благ будущим, а со стороны спроса на капитал - от его производительности.

    Таким образом, Альфред Маршалл заложил  основы неоклассической экономической  теории, показав как цена и объем  производства определяются при взаимодействии спроса и предложения. Данная теория ценообразования была применена  и к рынкам факторов производства. В дальнейшем неоклассическая теория совершенствовалась в нескольких направлениях: создавалась теория общего экономического равновесия и масштаба производства; создавались модели несовершенной  конкуренции; подводился базис под  теорию формирования спроса и т.д.

    1.2. Закон спроса и  предложения

    Теория  спроса и предложения - теория, объясняющая, как потребительские предпочтения образуют спрос, а издержки предпринимателей – предложение. И  как спрос  и предложение, взаимодействуя, устанавливают  равновесие между количеством товаров  и услуг и их ценами.

    Теория  спроса и предложения рассматривает  закономерности между количеством  товаров на потребительском рынке  и спросом на них со стороны  покупателей. Кривая спроса показывает взаимосвязь между количеством  товара и ценой, т.е. какое количество товара покупатели готовы приобрести по каждой цене. По мере уменьшения цены спрос растёт. На него также влияют и доходы покупателя. Нормальный товар  – такой, которого люди покупают больше при росте доходов. Низший товар  – тот, которого люди покупают меньше при росте доходов. Теория учитывает  ожидания покупателей, их вкусы и  предпочтения. Если люди ожидают роста  цен, то стараются купить товар до изменения цены. Помимо такого показателя, как кривая спроса, в рассматриваемой  нами теории существует также кривая предложения,  показывающая, какое количество товара, и по какой цене продавцы могут продать на рынке. Когда цены растут, у производителей появляются стимулы в производстве товара, и растёт производство.

        Какие желания уравновешиваются на рынке?  Согласно теории, с одной стороны, желание покупателя купить товар, с другой – желание продавца его продать. Когда предложение превышает спрос или спрос превышает предложение – планы покупателей или продавцов меняются. Иногда суммарное количество товара, предложенное для продажи, в точности совпадает с количеством товара, которое покупатели хотят купить – и тогда рынок находится в состоянии равновесия (спрос равен предложению).

        Теория спроса и  предложения утверждает, что существует только единственная цена, при которой  планы продавца и покупателя совпадают  – это равновесная цена. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию. Чрезмерное количество товаров давит  на цену, и она уменьшается, это  сигнал покупателям менять свои потребительские  планы.

        Она показывает, что  если спрос больше предложения –  образуется избыточный спрос, ведущий  к дефициту. Меняются планы продавцов, они могут наращивать выпуск товаров. Другие продавцы видят выгоду в возросшем  спросе и увеличивают цену. В результате изменения планов произойдёт воздействие  на цену снизу, поднимая её вверх. Покупатели также станут менять свои планы, урезают  потребление. Изменение планов продавцов  и покупателей ведёт рынок  в состояние равновесия. Все эти  факторы и взаимозависимости  и исследует теория спроса и предложения. Она показывает, как рыночный механизм управляет экономикой, т.е. как взаимосвязь  спроса и предложения воздействует на колебание цен.

    Закон спроса

    Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.

    На  спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы  и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем, обычно предстает  рынок, где имеется возможность  выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот. 
Например, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться, как показано в шкале спроса.

    Таблица 1. Шкала спроса

Цена 1 кг яблок  
(руб.)
    Продано (тонн)
200     2
150     4
130     6
100     9
80     15
50     25
 

    Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса.

    Кривая  спроса (по цене)

      
 

Рис. 1. Кривая спроса

    Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

    Кривая  С1-С2 на графике показывает, как при  повышении цены платежеспособная потребность  людей сокращается и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

    Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители), т.е. два товара, имеющие одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет  к увеличению спроса на другой. Когда  покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем  количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей  по относительно меньшей цене). Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса ("чувствительность" его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс): 

    

    Эластичным  спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении  цены автомашины на 1% объем продаж снижается  на 2%.

    

 

    В этом случае: Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют различные знаки. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали, или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.

    Закон предложения

    Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. На предложение влияют несколько факторов:

    • число продавцов на рынке;
    • различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей);
    • цены на продаваемые продукты, субституты и другие виды изделий.

     На  рынке обычно возникает возможность  реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:

  1. Цену, ниже которой никто не стал бы продавать;
  2. Цены, по которым никто из них не откажется реализовывать продукт.

    Например, на каком-то местном рынке продаются  яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок  будет возрастать, как показано в  шкале предложения.

Информация о работе Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах