Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………...................5
Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения…………………………………………………….………..7
1.2. Закон спроса и предложения……………………………………………..11
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения
2.1. Равновесная цена………………………………………………..................18
2.2. Дефицит и избыток на рынке…………………………………..................20
2.3. Совокупный спрос и совокупное предложение………………………....21
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………...................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 72.30 Кб (Скачать документ)

    Таблица 2. Шкала предложения

Цена 1 кг яблок 
(руб.)
Продавцы  готовы продать (тонн)
    200 25
    150 15
    130 9
    100 6
    80 4
    50 2
 

    Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.

    Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.

      Кривая предложения (по цене)

 
 
 
 
 
 

    Рис. 2. Кривая  предложения

 

    Кривая  П1-П2 на графике показывает, как с  ростом цены производители увеличивают  объем продаж, и наоборот, предложение  с их стороны уменьшается при  снижении цены. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):

    

    Эластичным  предложение становится, когда его  величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что  цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось  таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности

    

    Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же по сравнению со спросом, предложение более инертно. Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 2. ВЗВИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2.1. Равновесная цена

 

    Рыночная  цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку  она находится на том уровне, когда  продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет  убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка  будет убыточна).

     Равновесная цена – это такая цена, при  которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом. На рисунке 3 представлен график равновесия, где P0 – равновесная цена, Q0 – равновесный объем, а E – точка равновесия.

 
 
 
 
 
 
 
 

       

 

    Рис. 3. Рыночное равновесие

 

    Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

    На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит  в следующем:

  • цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  • если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

     Действие  этого закона можно продемонстрировать на графике:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4. Влияние изменения спроса на равновесную  цену и равновесный объем

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 5. Влияние изменения предложения  на равновесную цену и равновесный  объем

 

    Как мы можем заметить, при повышении  спроса равновесная цена и равновесный  объем увеличиваются, а при снижении спроса – уменьшаются.

    В случае изменения предложения мы наблюдаем другую картину: при повышении  предложения равновесная цена уменьшается, а равновесный объем растет; при  понижении же предложения равновесная  цена растет, а равновесный объем  уменьшается.

    В экономике существуют такие понятия, как цена «пола» и цена «потолка».

    Цена  «пола» – установленная минимальная  цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

    Цены  «пола» и «потолка» могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении  социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать  свои цены.

    Примером  цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости в целях борьбы с монополиями.

 
      1. Дефицит и избыток на рынке
 

    Что произойдет, если цена повысится и  станет равна Р1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме (Q2 – Q1) представит собой избыток товара на рынке, который не будет куплен (рис. 3). Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий. Оно является так же следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельствах. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р0.

    Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна  Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме (Q1 – Q2) (рис. 3). Такая нехватка благ возникает по разным причинам: когда выпускается мало изделий, пользующихся повышенным спросом; если цены искусственно занижаются (ниже стоимости или равновесной цены), что вызывает растущий спрос; когда денежные доходы населения повышаются быстрее, чем расширяется производство. Постоянный дефицит товаров может перерасти в кризис недопроизводства. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия.

    Итак, избыток – это ситуация на рынке, когда при существующем уровне цен, продавцы предлагают к продаже больший  объем товаров, чем покупатели готовы купить. Другими словами, избыток  – это ситуация, когда величина предложения больше, чем величина спроса.

    Дефицит – это ситуация на рынке, когда  покупатели при существующем уровне цен готовы купить больший объем  товаров, чем продавцы согласны предложить к продаже. Или дефицит – это  ситуация, когда величина спроса больше, чем величина предложения.

 

2.3.Совокупный  спрос и совокупное  предложение

 

    Совокупный  спрос и совокупное предложение  относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики  страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений.

    Совокупный  спрос – общая сумма спросов  на конечную продукцию, или сумма  планируемых расходов на отечественные  товары и услуги.

     Кривая совокупного  спроса информирует нас об объеме всех товаров и услуг, на которые  предъявляется спрос при каждом данном уровне цен. На рисунке 6 кривая совокупного спроса имеет отрицательный  наклон. Это означает, что при  прочих равных условиях, падение общего уровня цен в экономике (от, скажем, Р1 до Р2) приводит к увеличению (от Q1 до Q2) количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 6. Кривая совокупного спроса.

     

    Совокупное  предложение – сумма стоимостей всех предъявленных к продаже  конечных товаров и услуг.

    Кривая  совокупного предложения позволяет  нам узнать об объемах производства и продаж фирмами товаров и  услуг при каждом данном уровне цен. Связь между уровнем цен и  объемом предложения зависит  от рассматриваемого нами временного горизонта. В долгосрочном периоде  кривая совокупного предложения  вертикальна, в то время как в  краткосрочном периоде она имеет  положительный наклон. Для того чтобы  разобраться в краткосрочных  экономических колебаниях и отличиях поведения экономики в краткосрочном периоде от ее функционирования на длительных отрезках времени, мы должны исследовать как долгосрочную, так и краткосрочную кривые совокупного предложения.

    Что определяет объем предложения товаров  и услуг в долгосрочном периоде? В долгосрочном периоде объем  предлагаемых экономикой товаров и  услуг зависит от предложения  капитала и труда, а также доступной  технологии производства. Так как  уровень цен не влияет на долгосрочные детерминанты реального объема ВВП, кривая совокупного предложения  в долгосрочном периоде вертикальна, что показано на рисунке 7. Иными  словами, объем предлагаемых товаров  и услуг определяется наличествующими  в ней капиталом, трудом и технологией  и не зависит от устанавливающегося в ней уровня цен.

    Хотя  модель совокупного спроса и совокупного  предложения может использоваться и для описания экономики в  долгосрочном периоде, она разработана, прежде всего, для анализа краткосрочных  отклонений от долгосрочного равновесия. Основное различие между краткосрочным  и долгосрочным периодами заключается  в динамике совокупного предложения.

    

 
 
 
 
 
 
 

    Рис . 9. Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде

 

    В краткосрочном периоде кривая совокупного  предложения имеет положительный  наклон, что показано на рисунке 8. То есть на протяжении 1-2 лет повышение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению объема предложения товаров и услуг, а снижение уровня цен – к уменьшению количества предлагаемых товаров и услуг.

 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 10. Кривая совокупного предложения  в краткосрочном периоде

 

    Каковы  причины прямой зависимости между  уровнем цен и объемом выпускаемой  продукции? Рассмотрим три теории, объясняющие  положительный наклон краткосрочной  кривой совокупного предложения.

    Неоклассическая теория неверных представлений. Теория основывается на работах экономистов  Милтона Фридмана и Роберта Лукаса. Согласно этой концепции, изменения  общего уровня цен могут временно вводить в заблуждение поставщиков  относительно ситуации на рынках продукции, обусловливая неверную реакцию производителей, в результате чего кривая совокупного  предложения имеет положительный  наклон .

    Предположим, что общий уровень цен упал ниже ожидаемого производителями уровня. Поставщики могут ошибочно полагать, что изменились относительные цены на выпускаемую ими продукцию. Например, фермеры отметят падение цены на пшеницу прежде, чем они зафиксируют  снижение цен на большинство потребительских  товаров и промышленное оборудование. Поставщики вполне логично предполагают, что эффективность производства зерновых временно снизилась; реакция  фермеров заключается в уменьшении предложения пшеницы. Рабочие заметят снижение номинальной заработной платы прежде, чем они обнаружат, что уменьшились цены и на приобретаемые ими товары. Они делают вывод, что вознаграждение за их работу временно сократилось, и реагируют на изменение экономической ситуации уменьшением количества предлагаемого труда. В обоих случаях понижение уровня цен порождает неверные представления поставщиков об относительных ценах, что побуждает их уменьшить объем предлагаемых товаров и услуг.

Информация о работе Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах