Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………...................5
Глава 1. Теоретическое обоснование спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Сущность и история возникновения теории спроса и предложения…………………………………………………….………..7
1.2. Закон спроса и предложения……………………………………………..11
Глава 2. Взаимосвязь спроса и предложения
2.1. Равновесная цена………………………………………………..................18
2.2. Дефицит и избыток на рынке…………………………………..................20
2.3. Совокупный спрос и совокупное предложение………………………....21
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………...................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 72.30 Кб (Скачать документ)

    Кейнсианская  теория жесткой заработной платы. Другое объяснение положительного наклона  краткосрочной кривой совокупного  предложения основано на работах  Джона Мейнарда Кейнса. Согласно Кейнсу и его последователям, кривая совокупного  предложения имеет положительный  наклон потому, что в краткосрочном  периоде заработная плата изменяется очень медленно, иными словами, она  отличается «жесткостью».

    Представим, что фирма выплачивает рабочим  номинальную заработную плату, основанную на ожидании определенного уровня цен. Если уровень цен Р оказывается  ниже ожидаемого, а номинальная заработная плата остается жестко равной W, реальная заработная плата W/P оказывается выше запланированной фирмой величины. Т.к. заработная плата составляет основную часть издержек производства фирмы, высокие реальные заработки означают их повышение. Реакция фирмы заключается в сокращении числа работников и снижении объемов производства товаров и услуг. Другими словами, жесткость заработной платы означает, что при низком уровне цен на товары производство становится менее выгодным, что побуждает фирму к снижению объема предлагаемых товаров и услуг.

    Неокейнсианская теория жестких цен. Еще одна теория, объясняющая краткосрочную кривую совокупного предложения. В отличии  от Кейнса, неокейсианцы подчеркивают инертность к изменениям экономических  условий не только заработной платы, но и цен на другие товары и услуги, связывая ее с издержками регулирования  цен, т.е. издержками «меню»: стоимостью печати и распространения каталогов, а также временем требующимся на изменение ценников. В результате цены на товары и услуги, также как и заработная плата, в краткосрочном периоде отличаются жесткостью.

    Предположим, что каждая фирма, основываясь на собственной оценке экономической  ситуации, заранее объявляет цены на свои товары, после чего в экономике  происходит непредвиденное сокращение предложения денег, которое ведет  к снижению общего уровня цен в  долгосрочном периоде. В изменившихся условиях некоторые фирмы медленно снижают цены, другие компании, в  стремлении избежать дополнительных издержек «меню», запаздывают. Так как цены «отстающих» фирм слишком высоки, объем продаж снижается, что, в свою очередь, вынуждает компании сокращать  производство и число работников. Иными словами, вследствие различной  реакции фирм на изменение экономических  условий при непредвиденном снижении уровня цен некоторые фирмы не успевают скорректировать цены, а  высокие цены обусловливают сокращение объема продаж и вынуждают компании к ограничению объемов производства и числа работников.

    Положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения объясняют три концепции: неверных представлений; жесткости заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения вертикальна.

 

 

Заключение

 

    В работе было показано, что на любом  рынке формируется спрос, предложение  и поддерживается стремление к рыночному  равновесию. Так же было рассмотрено  действие закона спроса и закона предложения.

    По  закону спроса основным фактором воздействия  на спрос является цена, при этом зависимость между ценой и  спросом обратная (с повышение  цены спрос понижается). Кроме цены на спрос влияют и неценовые факторы (детерминанты спроса) - это доходы потребителя, их вкусы, предпочтения, степень удовлетворения, инфляционные ожидания; изменение числа  покупателей, изменение цен на сопряженные  товары и т.д.

    Согласно  закону предложения главное воздействие  на количество предлагаемых товаров  и услуг также оказывает цена, причем здесь зависимость уже  будет прямой (с повышением цены предложение увеличивается). В качестве неценовых факторов, смещающих предложение  будут являться следующие детерминанты: стоимость ресурсов (издержек производства), уровень развития производства, изменение  числа производителей, степень научно - технического прогресса, уровень налогообложения, инвестиционный климат, погодные условия  и т.д.

    Совокупный  спрос и совокупное предложение, в свою очередь, определяют рыночную цену. Причем особенность в том, что  делают они это совместно, устанавливая на рынке один-единственный ценовой  уровень, наиболее приемлемый как для  производителей (продавцов), так и  для самих потребителей. Эта компромиссная  цена называется равновесной рыночной ценой, так как при ней суммы  спроса и предложения уравновешиваются. Нельзя не оговориться, что равновесная  цена устанавливается не сразу и  не всегда. Возможны периоды купли - продажи товаров и услуг по другим, неуравновешенным ценам. Однако в этих случаях неизбежны либо избыток, либо нехватка товара и саморегулирующиеся изменения текущих цен в сторону равновесного уровня.

    Также глубокого изучения требует проблема государственного регулирования уровня цен. В целях поддержки участников рынка, государство может устанавливать  ценовой потолок, либо ценовой пол. Ценовой потолок – это максимальная цена, устанавливаемая правительством для того, чтобы помочь потребителям. В целях помощи производителям правительство  устанавливает минимальные цены – ценовой пол.

    Государственное регулирование цен лишает рынок  возможности устанавливать равновесные  цены и искажает распределение ресурсов. Установление высшего предела цен  приводит к возникновению устойчивых товарных дефицитов, и в случае, если правительство стремится к справедливому  распределению товара, ему приходится функцию нормирования потребления  брать на себя. Установление пола цен  способствует производству излишков товара, из-за чего правительство вынуждено  закупать эти излишки или устранять  их, вводя ограничения на производство, либо стимулируя потребительский спрос. Однако, несмотря на недостатки государственного регулирования рыночных цен, такой  подход оправдывает себя в случаях, когда под влиянием различных  факторов саморегулирование рынка  невозможно.

    Таким образом, несмотря на давнее изучение теории спроса и предложения, остается множество дискуссионных вопросов, требующих детального изучения, во взаимосвязи с текущей макро- и микроэкономической ситуацией, как  теоретиками, так и самими участниками  рынков.

 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007.
    2. Ломакин В.К. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008.
    3. Макконел, К.Р. Экономика: принципы, проблемы и политика / К.Р.Макконел, С.Л.Брю. – М.: ИНФРА-М, 2007.
    4. Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
    5. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.
    6. Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2008.
    7. Спиридонова И.А. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.
    8. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой – М.: ИНФРА-М, 2008.
    9. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
    10. Экономическая теория / под ред. Камаева В.Д. - М., "Владос". 2009.

Информация о работе Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных структурах