Автор работы: Елена Карцева, 29 Июня 2010 в 17:56, курсовая работа
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Спрос и его изменение. График спроса.…………………..…………….5
1.1. Спрос………………………………………………………………………...5
1.2. Изменение кривой спроса………………………………………………..5
2. Предложение товара на рынке. График предложения………………..8
2.1. Цена и объем предложения товаров…………………………………..8
2.2. Особенности рыночного предложения………………………………...9
3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения……………………11
3.1. Равновесная цена………………………………………………………...11
3.2. Установление равновесной цены………………………………………12
3.3. Пример расчета равновесной цены на московском
автомобильном рынке…………………………………………………………12
4. Эластичность спроса и предложения……………………………………14
4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности…………………..14
4.2. Варианты эластичности спроса………………………………………...14
4.3. Эластичность предложения……………………………………………..15
5. Нарушения рыночного равновесия цен………………………………….17
5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………………..17
5.2. Контроль над ценами……………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………..….20
Список использованной литературы …………………………………..…...22
САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Специальность
«Менеджмент организации»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине: Экономическая теория.
На
тему: Спрос, предложение. Рыночное равновесие.
Эластичность спроса и предложения.
студентка группы М208-5,5
Карцева
Е.М.
Дата
сдачи:
Дата
проверки:
Оценка:
Самара 2009г.
Содержание
Введение………………………………………
1. Спрос и его изменение. График спроса.…………………..…………….5
1.1.
Спрос…………………………………………………………………
1.2.
Изменение кривой спроса…………………
2. Предложение товара на рынке. График предложения………………..8
2.1.
Цена и объем предложения
2.2.
Особенности рыночного
3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения……………………11
3.1.
Равновесная цена……………………………………
3.2.
Установление равновесной цены…
3.3.
Пример расчета равновесной
автомобильном рынке…………………………………………………………12
4. Эластичность спроса и предложения……………………………………14
4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности…………………..14
4.2.
Варианты эластичности спроса……
4.3.
Эластичность предложения……………………………………………..
5. Нарушения рыночного равновесия цен………………………………….17
5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………………..17
5.2.
Контроль над ценами……………………………
Заключение…………………………………
Список использованной литературы …………………………………..…...22
Введение.
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.
В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также их эластичность, к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.
Рассмотрим кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки.
Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
В контрольной работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
1.
Спрос и его
изменение. График
спроса.
1.1. Спрос.
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают два вида спроса:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то падение объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-либо товаров и услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
Закон
спроса отражает и другой важный процесс:
постепенное убывание спроса. Снижение
количества продаж данного товара или
услуги происходит не только вследствие
роста цены, но и вследствие насыщения
потребительского спроса. Убывание спроса
происходит потому, что каждая последующая
покупка одного и того же товара или услуги
приносит потребителю сравнительно меньшую
пользу, выгоду, удовлетворение.
1.2. Изменение кривой спроса.
Кривая спроса - это геометрическое место точек, фиксирующих цены, которые обеспечивают сбыт без очередей и без затоваривания (полный сбыт) различных объемов данного товара.
В данном случае закон сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.
Особый
характер зависимости между ценой
товара и количеством его продаж,
а также постепенное убывание
спроса показаны на рис. 1.
Р D
A
B
O Q
Рис.
1. Кривая спроса
Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняется падением его цены.
Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменяется на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, В и т.д. - на кривой спроса DD соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товара, но не спрос.
Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемы продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спрос не бывает, статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем, что к числу таких неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятся следующие:
Информация о работе Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения