Автор работы: Елена Карцева, 29 Июня 2010 в 17:56, курсовая работа
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Спрос и его изменение. График спроса.…………………..…………….5
1.1. Спрос………………………………………………………………………...5
1.2. Изменение кривой спроса………………………………………………..5
2. Предложение товара на рынке. График предложения………………..8
2.1. Цена и объем предложения товаров…………………………………..8
2.2. Особенности рыночного предложения………………………………...9
3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения……………………11
3.1. Равновесная цена………………………………………………………...11
3.2. Установление равновесной цены………………………………………12
3.3. Пример расчета равновесной цены на московском
автомобильном рынке…………………………………………………………12
4. Эластичность спроса и предложения……………………………………14
4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности…………………..14
4.2. Варианты эластичности спроса………………………………………...14
4.3. Эластичность предложения……………………………………………..15
5. Нарушения рыночного равновесия цен………………………………….17
5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………………..17
5.2. Контроль над ценами……………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………..….20
Список использованной литературы …………………………………..…...22
P D D1 P D1 D
A A1 A A1
O Q O Q
Q Q1 Q Q1
Рис. 2а. Рост спроса под влиянием Рис. 2б. Уменьшение спроса под
На рис. 2а пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса - это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, не изменившейся, цене.
На рис. 2б
показано уменьшение спроса: пунктирная
кривая спроса сместилась влево и
вниз. Это уменьшение спроса также
вызвано неценовыми факторами и
выражается в снижении объема продаж
при не изменяющейся цене за единицу
товара.
2. Предложение товара
на рынке. График предложения.
2.1. Цена и объем предложения товаров.
Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.
Предложение какого-либо
товара или услуги - это готовность
производителя продать определенное количество
товара или услуги по определенной цене
за определенный период времени.
Предложение товаров на рынке – это не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
Основным, ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продаж товаров.
Объем предложения - это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.
Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и объемом предложения.
Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке; точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаров Q2.
Как видно из рис. 3, предложение товаров имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя переменными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке.
Общий
вид кривой предложения не содержит
ничего случайного: она представляет
собой моментальную «фотографию», иллюстрацию
закона предложения, т.е. движения производства
в строгом соответствии с экономической
целесообразностью, подтверждающейся
или опровергающейся рыночной ценой. Закон
предложения (см. рис. 3) гласит, что, при
прочих равных условиях, чем выше цена
товаров, тем больше их количество может
быть произведено и представлено к продаже
на рынках.
Р S
P1 A
B
P2
S D
O Q2 Q1 Q
Рис.
3. Кривая предложения
Двигаясь
по кривой предложения (см. рис. 3) от точки
В к точке А, мы отмечаем рост объема
(количества) товаров под влиянием возросших
цен на них; движение вниз по кривой от
точки А к точке В означает снижение
товарного объема на рынках под влиянием
снижающихся цен на эти товары.
2.2. Особенности рыночного предложения.
Рыночному
предложению товаров
Р S1 S S2
P1 A
B A C
P2
S1
S S2
O Q1 Q Q2 Q
Рис. 4. Изменения предложения товаров при неизменной цене:
S1S1 – снижение предложения товаров,
S2S2 – рост предложения
товаров
При таких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
Все
перечисленные факторы влияют на
издержки производства данного товара,
что оказывает решающее влияние
на изменения в предложении этого
товара на рынке.
3. Рыночное равновесие
цен спроса и
предложения.
Рыночное
равновесие - ситуация на рынке, при
которой нет тенденции к изменению рыночной
цены или объема продаваемых благ.
Рыночным
процессом ценообразования
3.1. Равновесная цена.
На рис. 5 показаны в наиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.
Р D S
E
PE
S
O QE Q
Рис.
5. Рыночное равновесие цен спроса и предложения
Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением.
При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.
Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).
Как
показано на рис. 5, любой избыток
товара, т.е. товарный излишек, толкает
цену товаров вниз, к точке равновесия
Е. Любой товарный дефицит, нехватка
товаров на рынке будет толкать
цену товаров вверх, к точке равновесия
спроса и предложения Е. В конечном
итоге установится равновесная цена
РЕ, по которой будет продаваться
QE товаров на рынке.
3.2. Установление равновесной цены
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек товаров на рынке (QD < QS).
Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис. 6а).
Информация о работе Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения