Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Елена Карцева, 29 Июня 2010 в 17:56, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Спрос и его изменение. График спроса.…………………..…………….5
1.1. Спрос………………………………………………………………………...5
1.2. Изменение кривой спроса………………………………………………..5
2. Предложение товара на рынке. График предложения………………..8
2.1. Цена и объем предложения товаров…………………………………..8
2.2. Особенности рыночного предложения………………………………...9
3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения……………………11
3.1. Равновесная цена………………………………………………………...11
3.2. Установление равновесной цены………………………………………12
3.3. Пример расчета равновесной цены на московском
автомобильном рынке…………………………………………………………12
4. Эластичность спроса и предложения……………………………………14
4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности…………………..14
4.2. Варианты эластичности спроса………………………………………...14
4.3. Эластичность предложения……………………………………………..15
5. Нарушения рыночного равновесия цен………………………………….17
5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………………..17
5.2. Контроль над ценами……………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………..….20
Список использованной литературы …………………………………..…...22

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

   При изменяющемся предложении и неизменном спросе  также будет устанавливаться  иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 6б).

       

     P     D1   D       D2             S     P       D           S2         S       S1

      

    P2          E2          P2        E2           

     PE                     E     P          E

     P1       P1       E1

           E1        D2                   

               S  D1 D          S2        S            S1           D        

    

    O      Q1 QE  Q2  Q   O   Q2   QE    Q1       Q

                   
 

       Рис. 6а. Уровень равновесия при   Рис. 6б. Уровень равновесия при

              изменяющемся  спросе и    изменяющемся предложении

              неизменном  предложении    товаров и неизменном спросе

              товаров 

   На  конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом. 
 
 
 
 
 
 

   3.3. Пример расчета  равновесной цены 

       на  московском автомобильном рынке

   В начале 1993 года на московском автомобильном  рынке предложение этого дефицитного  товара имело вид:

                    QS = 15000 + 2,4 P,

где Р – цена (измеряется в млн. руб. за 1 автомобиль), QS – объем предложения (штук за год).

   В том же 1993г. спрос на автомобили выглядел следующим образом:

                    QD = 35000 - 2,9 P.

   Равновесную рыночную цену автомобилей можно  установить, если уравновесить предложение  и спрос по этому товару в 1993г. (QS = QD):

                    15000 + 2,4 Р = 35000 – 2,9 Р,  или 5,3 Р = 20000.

   Равновесная рыночная цена за 1 автомобиль составляет, таким образом , 2,65 млн. руб. 
 

 

    4. Эластичность спроса и предложения.

   Измерения спроса и предложения выступают  важным инструментом экономического анализа  и имеют практический смысл, так  как оказывают непосредственное влияние на торговую выручку от продаж товаров. Интенсивность такого влияния может быть неодинаковой, несоизмеримы и интервалы изменения каждой переменной, т.е. цен и объемов продаж. 

   4.1. Эластичность, показатель  ценовой эластичности.

   Термин  «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Например, если цена автомобиля возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?

   Наиболее  удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает  процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. в предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.

   Измерение ценовой эластичности спроса осуществляется для того, чтобы выяснить, на сколько  процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%-ного изменения  цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Представить это можно следующим образом: 

           

            изменение объема продаж товаров в %

           изменение цены в %

 
 

где ЭР – ценовая эластичность спроса.

 

   4.2. Варианты эластичности спроса.

   В практике могут иметь место, по меньшей  мере, пять различных вариантов ценовой  эластичности спроса:

  • спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;
  • спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;
  • спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется неэластично;
  • спрос бесконечно эластичен, когда имеет только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);
  • спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены.

   Все варианты эластичности спроса могут  быть показаны на графиках (рис. 7).

   Каждый  вариант, представленный на рис. 7, имеет свой коэффициент эластичности:

    • коэффициент не эластичности спроса меньше единицы;
    • при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;
    • наконец, при единичной эластичности коэффициент равен единице.
 
 

     Р                В           А

 

                    С

 
 

    

 
 

    

    O            Q

    

 

    Рис. 7. Эластичность спроса

 

   Например, если увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100%, получаем коэффициент 0,5.

   В строгом математическом смысле этот коэффициент со знаком «минус», так  как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Но для  простоты анализа коэффициентов эластичности рассматривается как положительная величина, тем более что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.

   Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса приобретает практический смысл положительного коэффициента.

   При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение в точности компенсируется таким объемом продаж, который не меняет торговую выручку.

   В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая  торговая выручка снижается.

 

   4.3. Эластичность предложения.

Применимы ли понятия «эластичность» и «коэффициент эластичности» к предложению  товаров? Да, применимы.

   Понятие эластичности предложения товаров  характеризует относительные изменения  цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений  также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

    • эластичного предложения;
    • предложения единичной эластичности;
    • неэластичного предложения.

   Ценовая эластичности предложения выступает  как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положением кривых эластичности предложения, изображенных на рис. 8.

 
 
 
 
 

     Р                            С      А

    

                  

                В

 

    

 
 

    

     O            Q

 
 

    Рис. 8. Эластичность предложения

 

   При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

   В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

   При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

   Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение  поставок  товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

   Показатели  эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение  длительного периода времени, когда  спрос уже приспособился к  возросшей цене, эластичность предложения  способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).

 

 

    5. Нарушения рыночного равновесия цен.

 

   В конкурентной системе равенство  спроса и предложения приводит к  равновесию на всех рынках. И все  же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение.

   Налог выступает одним из экономических  рычагов регулирования рынка. Смещая точку равновесной цены, налог  не нарушает законов спроса и предложения.

 

 5.1. Налог и равновесная  рыночная цена.

 Налогообложение является прерогативой государства, применяющего множество разновидностей прямых и косвенных налогов. Последствия налогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и на производителях товаров. Эти последствия выражаются в увеличении цены товара, с одной стороны, и в сокращении объемов производства товаров – с другой. Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского спроса, вследствие чего неизбежно сокращение объема продаж товаров, попавших под налогообложение. Производители отреагируют на такую ситуацию однозначно: они сократят производство и представление на рынок товаров, спрос на которые снизился.

 Нарушение законов спроса и предложения  не произошло, так как налог лишь создал предпосылки для перемещения  точки равновесия спроса и предложения на новый, более высокий уровень.

Информация о работе Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения