Спрос. Закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 01:10, реферат

Описание

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Спрос. Закон спроса….…………………………………………………………3
2.Факторы изменения спроса..……………………………………………….......5
3.Эластичность спроса… ………………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

спрос. закон спроса.docx

— 47.16 Кб (Скачать документ)

     В-пятых, увеличение числа потребителей на рынке обусловливает повышение спроса. Так, повышение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения и т. д.  

                           P   

                                    

                                                                                        Q 

     Рисунок 2. – Изменение спроса под воздействием неценовых факторов

     На графике (рис. 2) отражено влияние неценовых факторов. Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.

     Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса dd вправо вверх.

     И наоборот, если неценовые факторы  вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать  его можно сместившейся кривой спроса влево вниз. Линия d'd' - возросший спрос, где все точки А', В', С', D' на кривой показывают увеличение количества проданных товаров по неизменившейся цене.

     Линия d"d" соответствует положению  сократившегося спроса, где принадлежащие  ей точки А", В", С", D" соответствуют  сократившимся продажам товаров  спрашиваемых. Таким образом, функцию спроса можно записать следующим образом:

     D = f (P, Z1, Z2, ... ZN),

     где Р - цена единицы товара; Z1, Z2, ... ZN - неценовые факторы.  

     3. Эластичность спроса

     Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

     Ценовая эластичность.

     Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.

     Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

       
 
 
 
 
 

     Если  существенное изменение в цене ведет  к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

       
 
 
 
 

     

       

Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной  эластичностью. 
 
 
 
 
 

     Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

       
 
 
 
 
 

     Если  самое малое снижение цены побуждает  покупателей увеличивать покупки  от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.  
 

       
 
 

     Формула ценовой эластичности

     Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed). 

      Ed = 

     Процентные  изменения вычисляются  путем  деления величины изменения в  цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. 

      Ed= 

     Использование процентных изменений позволяет  избежать ошибок в расчетах при использовании  произвольных единиц измерения.

     Ценовой коэффициент эластичности всегда будет  иметь отрицательный знак (т.к. закон  спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

     Оценка  эластичности по показателю общей выручки

     1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос  эластичен, уменьшение цены приведет  к увеличению общей выручки.  Потому что даже при меньшей  цене, уплачиваемой за единицу  продукции, прирост продаж оказывается  более чем достаточным для  компенсации потерь от снижения  цены. Верно и обратное: при эластичном  спросе увеличение цены приведет  к уменьшению общей выручки.

     Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки  в противоположном направлении.

     2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если  спрос неэластичен, уменьшение  цены приведет к уменьшению  общей выручки. Расширение продаж  оказывается недостаточным для   компенсации снижения выручки,  получаемой с единицы продукции,  и в результате общая выручка  уменьшается. Обратное утверждение тоже верно. Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

     3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение  или уменьшение цены оставит  общую выручку неизменной.

     Свойства  эластичности.

     1. Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от  выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним.  Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от  которых ведется отсчет.

     2. Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения  об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных  изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело  с процентными изменениями цены и количества.

     Факторы ценовой эластичности спроса

     1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта  предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

     2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса  на него.

     3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

     4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

     Перекрестная  эластичность.

     Концепция перекрестной эластичности позволяет  измерять, насколько чувствителен потребительский  спрос на один продукт (товар Х) к  изменению цены какого-то другого  продукта (товар Y). 

      Exy = 

     Эта концепция позволяет понять явления  взаимозаменяемости и взаимодополняемости  товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.

     Эластичность  спроса по доходу.

     Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или  иным изменением дохода потребителя.

     

     Ei  = 

     Для большинства товаров этот коэффициент  будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно  варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует  о товаре низшей категории.

     Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание  и расширение, а какие в будущем  ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре  экономики. Небольшой положительный  или отрицательный коэффициент  указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Заключение

     Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами;

     Спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения;

     Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Борисов Е. Ф. «Экономическая теория»: Учебник – М., 2002.
  2. Камаев В.Д. «Экономическая теория»: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
  3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 528 с.
  4. Николаева И. П. «Экономическая теория»: Учебник – М.,1998.
  5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов - на – Дону.: Феникс, 1997. - 608 с.

Информация о работе Спрос. Закон спроса