Законы спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.
-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ; -Проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

Содержание

Введение:………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
1.2 Закон спроса
1.3 Эластичность спроса
Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….14
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………22
3.1Понятие рыночного механизма
3.2 Нарушение равновесия
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - копия.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)


                      

 

 

 

                                                                        Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

                 Курсовая работа

                                          На тему:

         « Законы спроса и предложения»

      

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение:………………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5

          1.1 Понятие о спросе и величине спроса

          1.2 Закон спроса

          1.3 Эластичность спроса

Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….14

           2.1 Понятие  о предложении и величине предложения

           2.2 Закон предложения

           2.3 Эластичность предложения

Глава 3. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………22

           3.1Понятие рыночного механизма

           3.2 Нарушение равновесия

           Заключение…………………………………………………………………………………………………..26

Список используемой литературы…………………………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

   Экономика является одной  из  древнейших  наук.  Она  всегда  привлекала  внимание  ученых  и  всех  образованных  людей.  Объясняется  это  тем,  что изучение экономики  –  это  реализация  объективной  необходимости  познания мотивов,   действий   людей   в    хозяйственной    деятельности,    законов хозяйствования во все времена – от  Аристотеля,  Ксенофонта  до  сегодняшних  дней.

 

Экономическая теория  в изучении человеческого  общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.

 

  Предмет экономической теории – это исследование отношений  между  людьми по поводу производства, обмена,  распределения  и  потребления  материальных благ и услуг в результате эффективного  использования  редких  ресурсов  для удовлетворения безграничных потребностей.

Людям свойственны  как  биологические,  так  и  социально  обусловленные

потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище,  одежде,  жилье  и бесконечном множестве  других  товаров  и  услуг),  необходимо  использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности,  капитал, здания   и   сооружения,   природные   богатства.    Соединение    ресурсов, осуществляемое в рамках определенных производственных отношений,  называется способом производства.

 

  Главная  проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.Если, например, цены нефть упали, то объяснение этому кроется, либо в падении спроса на нее, либо в росте ее предложения. Это же верно для каждого рынка, начиная от компьютеров, бриллиантов и кончая землей: изменения в предложении и спросе приводят к изменениям в выпуске и ценах.
По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении.
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

 

  Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

  Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется cсоотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

  Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: - Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.

-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ;                                                                                         -Проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;                                  -Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.                        Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала я рассмотрю кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены, или как они достигают своего конкурентного равновесия в месте, где пересекаются две кривые и где силы предложения и спроса находятся в равновесии.

В первой главе курсовой работы дается определение спроса и факторов, оказывающих на него свое влияние. Также в первой главе рассматриваются закон спроса и виды ценовой эластичности  спроса.

Во второй главе рассматривается предложение, основные факторы его определяющие, закон предложения. Также во второй главе отражена эластичность предложения в различные периоды: кратко-, средне- и долгосрочный.

В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке, нарушение равновесия.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Глава 1. Закономерности формирования спроса

1.1 Понятие о спросе и величине спроса

Поведение покупателей на рынках может показаться на первый взгляд случайным , подчиненным прихотям и капризам людей. На самом деле существует общая закономерность  такого поведения.  Она состоит в сознательном и подсознательном соизмерении любым покупателем желанности блага (товара) и его цены.

Жизнь абсолютного большинства людей связана с многообразными потребностями , характеризуемыми  экономистами как  состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут в различной степени осознаваться человеком , иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными или второстепенными по важности. Первооснова покупательского поведения - полезность благ и степень удовлетворения потребностей в них. Люди склонны высоко оценивать полезность огромного большинства известных им благ и полагать, что потребности в этих благах еще весьма далеки от удовлетворения. Но за все экономические блага надо платить, а денежные средства покупателей–ресурс ограниченный.

Экономика всегда ориентируется не на человеческие потребности, а только на ту их часть, которая может быть подкреплена оплатой. Эта часть потребностей обычно называется величиной  покупательского спроса и характеризует то количество благ, которое реально может быть приобретено покупателями при определенных условиях.

Величина спроса – это объем товаров определенного  вида ( в натуральном измерении), который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Спрос – это сложившаяся в определенный период времени  зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

В связи с этим следует различать величину спроса и сам спрос.

 

                                  P                            Величины спроса

              P1

 

 

 

              Q1              Q

 

Соединяющая эти точки кривая называется кривой спроса. Обозначается D  (от англ. “demand”-спрос) и описывает все возможные сочетания уровней цен и  объемов покупок определенного товара в определенный момент времени и при определенных значениях остальных факторов формирования спроса. Каждая точка на этом графике – величина спроса на данный товар(возможное количество покупок) при определенном уровне его цены. 

 

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной.

              P        D

 

 

                                                         

                                                                             Q

При снижении цены увеличивается величина спроса, сам  спрос как выражение потребности остается неизменным.  Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене ( и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае кривая D1 сдвинется вправо D2             

                                          P              D1              D2

                            

                            P0

                                                      

                                                       

                            Q1              Q2              Q

Кроме того, следует отметить , что на величину спроса, кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей, субъективные вкусы и предпочтение моды. Если например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих  равных условиях, кривая спроса D1, сместится вправо и тому же уровню цены P1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2.

При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может представлено в следующем общем виде: Q= a-b*P

Уравнение функции спроса показывает, что между  уровнем рыночной  цены (P) и количеством продукции , на которую предъявляется спрос (Q), существует обратная зависимость.  Параметры а и b отражают изменение экзогенных(неценовых)  факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Параметр  а показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b- реакцию величины спроса на изменение цены.

Спрос является определяющим параметром  на рынке , ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Никто не станет ставить на конвейер производство обуви  60-го размера, если на обувь такого размера нет.  Однако следует заметить, что потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ и услуг, а у покупателя должно быть  достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.

1.2 Закон спроса.

Информация о работе Законы спроса и предложения