Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.
-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ; -Проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
Введение:………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
1.2 Закон спроса
1.3 Эластичность спроса
Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….14
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………22
3.1Понятие рыночного механизма
3.2 Нарушение равновесия
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….28
Курсовая работа
« Законы спроса и предложения»
Содержание:
Введение:………………………………………………………
Глава 1. Закономерности формирования спроса…………………………………………………………5
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
1.2 Закон спроса
1.3 Эластичность спроса
Глава 2. Закономерности формирования предложения……………………………………………….
2.1 Понятие о предложении и величине предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие……………………………………………………
3.1Понятие рыночного механизма
3.2 Нарушение равновесия
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение:
Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.
Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.
Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные
потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал, здания и сооружения, природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определенных производственных отношений, называется способом производства.
Главная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.Если, например, цены нефть упали, то объяснение этому кроется, либо в падении спроса на нее, либо в росте ее предложения. Это же верно для каждого рынка, начиная от компьютеров, бриллиантов и кончая землей: изменения в предложении и спросе приводят к изменениям в выпуске и ценах.
По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении.
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется cсоотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: - Рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения.
-Раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения ;
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала я рассмотрю кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены, или как они достигают своего конкурентного равновесия в месте, где пересекаются две кривые и где силы предложения и спроса находятся в равновесии.
В первой главе курсовой работы дается определение спроса и факторов, оказывающих на него свое влияние. Также в первой главе рассматриваются закон спроса и виды ценовой эластичности спроса.
Во второй главе рассматривается предложение, основные факторы его определяющие, закон предложения. Также во второй главе отражена эластичность предложения в различные периоды: кратко-, средне- и долгосрочный.
В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке, нарушение равновесия.
Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Глава 1. Закономерности формирования спроса
1.1 Понятие о спросе и величине спроса
Поведение покупателей на рынках может показаться на первый взгляд случайным , подчиненным прихотям и капризам людей. На самом деле существует общая закономерность такого поведения. Она состоит в сознательном и подсознательном соизмерении любым покупателем желанности блага (товара) и его цены.
Жизнь абсолютного большинства людей связана с многообразными потребностями , характеризуемыми экономистами как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут в различной степени осознаваться человеком , иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными или второстепенными по важности. Первооснова покупательского поведения - полезность благ и степень удовлетворения потребностей в них. Люди склонны высоко оценивать полезность огромного большинства известных им благ и полагать, что потребности в этих благах еще весьма далеки от удовлетворения. Но за все экономические блага надо платить, а денежные средства покупателей–ресурс ограниченный.
Экономика всегда ориентируется не на человеческие потребности, а только на ту их часть, которая может быть подкреплена оплатой. Эта часть потребностей обычно называется величиной покупательского спроса и характеризует то количество благ, которое реально может быть приобретено покупателями при определенных условиях.
Величина спроса – это объем товаров определенного вида ( в натуральном измерении), который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Спрос – это сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
В связи с этим следует различать величину спроса и сам спрос.
P Величины спроса
P1
Q1 Q
Соединяющая эти точки кривая называется кривой спроса. Обозначается D (от англ. “demand”-спрос) и описывает все возможные сочетания уровней цен и объемов покупок определенного товара в определенный момент времени и при определенных значениях остальных факторов формирования спроса. Каждая точка на этом графике – величина спроса на данный товар(возможное количество покупок) при определенном уровне его цены.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной.
P D
При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене ( и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае кривая D1 сдвинется вправо D2
P D1 D2
P0
Q1 Q2 Q
Кроме того, следует отметить , что на величину спроса, кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей, субъективные вкусы и предпочтение моды. Если например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса D1, сместится вправо и тому же уровню цены P1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2.
При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может представлено в следующем общем виде: Q= a-b*P
Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (P) и количеством продукции , на которую предъявляется спрос (Q), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных(неценовых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Параметр а показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b- реакцию величины спроса на изменение цены.
Спрос является определяющим параметром на рынке , ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Никто не станет ставить на конвейер производство обуви 60-го размера, если на обувь такого размера нет. Однако следует заметить, что потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ и услуг, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.
1.2 Закон спроса.