Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика спроса…………………………………………………………... 4
Спрос: определение, закон, функция…………………………………………….4
1.2 Эластичность спроса………………………………………………………………7
Общая характеристика предложения…………………………………………………...10
Предложение: определение, закон, функция……………………………...……10
Эластичность предложения ……………………………………………………..12
Взаимодействие спроса и предложения…………………………………………...……14
Рыночное равновесие и четыре варианта его определения……………………14
Практическая оценка взаимодействия спроса и предложения………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И ЛОГИСТИКИ» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Экономическая теория».

На тему «Закон спроса и предложения». 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Винокуров П.Э.

Группа: Э-1101 СПО

Проверил(а): Преподаватель кафедры ЭиЛ

 ст.преподаватель  Кучина Е.Б. 
 
 
 
 

Алматы 2011. 
 

       Содержание:                                                                                                                              стр              

       Введение…………………………………………………………………………………………3  

  1. Общая характеристика спроса…………………………………………………………... 4
    1. Спрос: определение, закон, функция…………………………………………….4

         1.2  Эластичность спроса………………………………………………………………7

  1. Общая характеристика предложения…………………………………………………...10
    1. Предложение: определение, закон, функция……………………………...……10
    2. Эластичность предложения ……………………………………………………..12
  2. Взаимодействие спроса и предложения…………………………………………...……14
    1. Рыночное равновесие и четыре варианта его определения……………………14
    2. Практическая оценка взаимодействия спроса и предложения………………..15

       Заключение……………………………………………………………………………………...19

       Список  использованной литературы………………………………………………………….20

       Приложение……………………………………………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение.

       В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

       Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики  выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит  требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

       Изучение  же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

       Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее  время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами  сбыта и реализации продукции. И  там хорошо знают, что такое спрос  и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Общая характеристика спроса
    1. Спрос: определение, закон, функция

       Если  мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством  проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при  прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.

       Закон спроса - обратная зависимость между  ценой и величиной спроса называется законом   спроса.

         
 

                                                                    
 
 

       Рисунок 1. Кривая спроса

       Эта зависимость количества проданных  благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive - англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

       По  вертикальной оси мы откладываем  величину цены (Р - price), а по горизонтальной - объем приобретаемого блага (Q - quantity).

       На  нашем графике точка А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка В - показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.

       Функция спроса.

        Изображенная кривая характеризует  состояние цен и объема покупок  определенной продукции в определенный момент времени. Подобная кривая - график, простейшая экономическая модель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:

                                                                     
 

       где Q - величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;

       Р - цена (price).

       f - показатель функциональной зависимости величины спроса от цены (function)

       То  есть если проговорить это уравнение  словами, получится:

       Величина  спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо.

       Функция спроса (demand function - англ.) - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.

       Сдвиги  кривой спроса.

       Мы  уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными  словами - это «движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и  иные факторы:

       увеличение (или сокращение) доходов потребителя;

       изменение вкусов и предпочтений;

       ценовые и дефицитные ожидания;

       колебание расходов на рекламу;

       изменение цен товаров-заменителей или дополняющих  товаров;

       рост (или уменьшение) количества покупателей  и пр.

        Спрос является функцией всех этих факторов (то есть  зависит от них):         

                                                            

       где Q - спрос; Р - цена; I - доход (income); Z - вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цена на товары-заменители (substitute); Pcom - цена на дополняющие товары (complement); N - количество покупателей; В - прочие факторы.

        Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при  тех же ценах количество покупок  может увеличиваться или уменьшаться. 
 
 
 
 
 

       Рисунок 2. Сдвиг и перемещение кривой спроса.

       Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг  кривой D в положение D1. При этом спрос  может возрастать быстрее или  медленнее роста дохода в зависимости  от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.

        Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы  может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Рассмотрим приведенные примеры связей на схеме:

                           
 
 
 

       Рисунок 3. Схема роста и падения спроса.

       В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.

        Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним  это на примере. Допустим, у нас  имеются два покупателя - покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2 (см. рисунок ниже). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей:

                                                         
 
 
 
 

       Рисунок 4. совокупный спрос

       В реальной рыночной экономике, когда  речь идет о числе покупателей, чрезвычайно  важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

       На  изменение спроса влияют и вкусы  потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

       Движение  вдоль кривой спроса отражает     изменение величины спроса: чем выше цена,     тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина.  Сдвиг кривой   спроса влево или вправо отражает изменение  спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.

       1.2 Эластичность спроса.

            Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

        Согласно закону спроса, потребители  при снижении цены будут приобретать  большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно  варьироваться от продукта к продукту. 
 
 
 
 
 

       Рисунок 5. Эластичный спрос

        Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей к изменению  цены продукции. Если небольшие изменения  в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным :

Информация о работе Закон спроса и предложения