Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа
В работе даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях, а так же рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина и изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ
1. СТРУКТУРА РЫНКА, СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ
1.1 Сущность рынка его структура и функции
1.2 Преимущество и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
1.3 Становление рынка в России
2. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
2.1 Сущность, функции и основные элементы инфраструктуры рынка
2.2 Биржи, их виды и функции. Банки и банковская система
2.3 Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре
2.4 Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики и рынок труда
3.РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры и развития общехозяйственной инфраструктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал – фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах, они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг. На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы торговли этими бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерой их цены, то на финансовом рынке они сами становятся полноправным товаром. При этом цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, то есть, дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложение денег, прежде всего, формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Следовательно, предложение денег связано с наличием временно свободных денежных средств. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных социальных или хозяйственных проектов и программ.
Функции рынка
Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.
Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, поставленные американским экономистом П. Самуэльсоном: что производить? Для кого производить? Как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Важную роль в рыночном регулировании играет соотношение спроса и предложения, соответственно влияющих на цены. Растет цена-это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению.
Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Функция стимулирующая. Состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; в стимулировании НТП и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики: без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей. В результате происходит падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
1.2 Преимущество и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
Преимущества рынка:
Недостатки рынка:
Роль государства в рыночной экономике
Для
решения важнейших
Вмешательство
государства в рыночную экономику
необходимо также в тех случаях,
когда имеют место так
К «провалам» рынка относят зачастую и некоторые макроэкономические проблемы: общее равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой, которые будут рассмотрены в других темах.
1.3 Становление рынка в России
Предпосылки для создания рыночной экономики.
Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса.
Объективно
назревшая задача отхода от единой
административно-командной
Основу
современной организации
Государственные реформы 1991-1994гг. Программа реформ.
Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.
В
октябре 1991 г. правительство России
представило первую программу радикальных
реформ. Она предусматривала
Реформы Гайдара – Черномырдина.
Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.
Информация о работе Становление рынка и его инфраструктуры в России