Становление рынка и его инфраструктуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

В работе даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях, а так же рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина и изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СТРУКТУРА РЫНКА, СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ
1.1 Сущность рынка его структура и функции
1.2 Преимущество и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
1.3 Становление рынка в России
2. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
2.1 Сущность, функции и основные элементы инфраструктуры рынка
2.2 Биржи, их виды и функции. Банки и банковская система
2.3 Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре
2.4 Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики и рынок труда
3.РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры и развития общехозяйственной инфраструктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

      Рынок  ценных  бумаг  тесно  взаимосвязан  с  рынком  капитала, ибо  он  представляет  реально  существующий  капитал  в  титулах  собственности – акциях, облигациях, векселях. Фактически  происходит  раздвоение  капитала  на  реальный  и  фиктивный, каждый  из  которых, несмотря  на  взаимную  предопределенность,  получает  самостоятельное  движение, обращение. Реальный  капитал – фонды  предприятий (здания  и  сооружения, машины  и  оборудование, сырье  и  материалы). Фиктивный  капитал отражает  реальный  капитал  в  ценных  бумагах, они  получают  хождение  как  самостоятельный  товар  и  обладают,  как  и  любой  другой  товар, ценой,  которая  называется  курсом  ценных  бумаг.  На  рынке  ценных  бумаг  существуют  две  организационные  формы  торговли  этими  бумагами: фондовые  биржи, где  обращаются  ценные  бумаги (главным  образом  акции)  прежних  выпусков, и  внебиржевой  оборот,  где  идет  первичное  размещение  новых  эмиссий (выпусков)  акций  и  облигаций,  а  также  продаются  и  покупаются  акции  и  облигации  прошлых  выпусков  не  самых  крупных  корпораций. Движение ценных  бумаг  вызывает  перелив  капиталов  из  одних  производств  и  отраслей  в  другие  на  основе  более  выгодного  вложения и, следовательно, структурные  сдвиги  в  экономике.

      Особое  место  занимает  денежный  рынок. Если  на  обычном  товарном  рынке  деньги  выполняют  посредническую  функцию  в  обмене  товарами  и  выступают  мерой  их  цены,  то  на  финансовом  рынке  они  сами  становятся  полноправным  товаром. При  этом  цена  за  их  использование  согласно  законам  рынка  устанавливается  на  основе  спроса  и предложения. Она  принимает  форму  процента, то  есть,  дохода, получаемого  за  предоставленные в  ссуду  деньги. Предложение  денег,  прежде  всего,  формируется  за  счет  сбережений  населения, а  также  накоплений  предприятий и организаций. Причем  предложение  денег  обусловлено  стремлением  их  владельцев  к  получению  процента. Следовательно, предложение  денег  связано  с  наличием  временно  свободных  денежных  средств. Спрос  на  деньги  возникает у  хозяйственных  агентов, а  также  у  государства,  когда  собственных  средств  оказывается  недостаточно  для  финансирования  тех  или  иных  социальных  или  хозяйственных  проектов  и  программ.

Функции  рынка 

      Рыночные  отношения    оказывают  огромное  воздействие  на  все  стороны  хозяйственной  жизни,  выполняя  ряд  существенных  функций.

      Функция  информационная. Через  постоянно  меняющиеся  цены,  процентные  ставки  на  кредит  рынок  дает  участникам  производства  объективную  информацию  об  общественно  необходимом  количестве, ассортименте  и  качестве  тех  товаров  и  услуг,  которые  поставляются  на  рынок.

      Функция  посредническая. Экономически обособленные  производители в  условиях  глубокого  разделения  труда  должны  найти  друг  друга  и  обменяться  результатами  своей  деятельности. Без  рынка  практически  невозможно  определить, насколько  взаимовыгодной  является  та  или  иная  технологическая  и  экономическая  связь  между  конкретными  участниками  общественного  производства.

      Функция  ценообразующая. На  рынок  поступают  обычно  продукты  и  услуги  одного  назначения,  но  содержащие  неодинаковое  количество  материальных  и  трудовых  затрат. Но  рынок  признает  лишь  общественно  необходимые  затраты,  только  их  согласен  оплатить  покупатель.

      Функция  регулирующая – самая  важная. Она  связана  с  воздействием  рынка  на  все  сферы  экономики  и  прежде  всего  на  производство. Рынок  дает  ответ  на  вопросы, поставленные  американским  экономистом П. Самуэльсоном: что производить? Для кого  производить? Как производить? Рынок немыслим  без конкуренции. Внутриотраслевая  конкуренция стимулирует  снижение  затрат  на  единицу  продукции, поощряет  рост  производительности  труда,  повышение  качества  продукции. Межотраслевая  конкуренция  путем  перелива  капиталов  из  отрасли  в  отрасль  формирует  оптимальную  структуру  экономики, стимулирует  расширение  наиболее  перспективных  отраслей. Важную  роль  в  рыночном  регулировании  играет  соотношение спроса  и  предложения, соответственно  влияющих  на  цены. Растет  цена-это сигнал  к расширению  производства, падает - сигнал  к  сокращению.

      Функция  санирующая. Рыночный  механизм –  это  не  благотворительная  система. С  помощью  конкуренции  рынок  очищает  общественное  производство  от  экономически  неустойчивых, нежизнеспособных  хозяйственных  единиц и, напротив,  дает  зеленый свет  более предприимчивым  и эффективным. В результате  непрерывно  повышается  средний уровень устойчивости  всего хозяйства в целом.

      Функция  стимулирующая. Состоит  в  побуждении  производителей  к  созданию  новой  продукции,  необходимых  товаров  с  наименьшими  затратами  и  получением  достаточной  прибыли;  в  стимулировании  НТП  и  на  его  основе – интенсификации  производства  и  эффективности  функционирования  всей  экономики. Выполнение  рынком  стимулирующей  функции  очень  важно  для  развития  экономики: без давления  рынка работники предприятия будут избирать  директорами не  лучших  специалистов, а наиболее  популярных  и менее требовательных  людей. В результате  происходит  падение  объемов  производства  и  уровня  индивидуального  материального  благосостояния.

1.2 Преимущество  и недостатки  рынка. Роль  государства в рыночной  экономике

Преимущества  рынка:

  • Рынок  способствует  более  эффективному  использованию  ресурсов;
  • Рынок  способствует  развитию  техники, созданию  новых  технологий, методов  организации  и  управления производством, так  как  это  повышает  прибыль;
  • Рынок  обеспечивает  свободный  выбор  производителей  и  потребителей.
 

Недостатки  рынка:

  • Рынок  не  стимулирует  производство  общественных  товаров;
  • Неравенство  доходов;
  • Макроэкономическая  нестабильность;
  • Асимметрическая  информация.

Роль  государства  в  рыночной  экономике

      Для решения важнейших экономических  проблем – что, как и для  кого производить – рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся:

  • законодательное определение прав собственности;
  • защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
  • гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
  • использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;
  • ограничение монопольных тенденций в экономике.

      Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным  причинам рыночная конкуренция и  свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного  решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить  сферы совокупного социального или муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т. п. Рыночные механизмы также неуместны в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь людям с низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам.

      К «провалам» рынка относят зачастую и некоторые макроэкономические проблемы: общее равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой, которые будут рассмотрены в других темах.

1.3 Становление  рынка   в  России

Предпосылки для создания рыночной экономики.

      Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса.

      Объективно  назревшая задача отхода от единой административно-командной системы  неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана.

      Основу  современной организации национального  хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой  организации доказана практикой, что  в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики.

Государственные реформы 1991-1994гг.  Программа реформ.

      Ослабление, а затем и падение союзных  структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.

      В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных  реформ. Она предусматривала экономическую  стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв. В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики. Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.

Реформы Гайдара – Черномырдина.

      Реформа Гайдара исходила из того, что вначале  произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.

Информация о работе Становление рынка и его инфраструктуры в России