Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа
В работе даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях, а так же рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина и изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ
1. СТРУКТУРА РЫНКА, СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ
1.1 Сущность рынка его структура и функции
1.2 Преимущество и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
1.3 Становление рынка в России
2. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
2.1 Сущность, функции и основные элементы инфраструктуры рынка
2.2 Биржи, их виды и функции. Банки и банковская система
2.3 Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре
2.4 Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики и рынок труда
3.РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры и развития общехозяйственной инфраструктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В составе рынка рабочей силы можно выделить 5 сегментов:
Безработица – это не занятость трудоспособного населения в сфере народного хозяйства, которое желает иметь работу, т.е. безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением на рабочую силу.
Важную роль в регулировании
рынка труда играют биржи
Функции биржи труда:
3.РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры и развития общехозяйственной инфраструктуры
Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового потенциала страны, а также системы образования. Шансы на то, что органичная модернизация, в конце концов, вернет Россию в число лидеров мирового рынка высокотехнологичной продукции пока существуют.
Если процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных разработок. Надо осознавать и то, что узость внутреннего рынка для продукции высоких технологий неизбежно ограничивает возможности трудоустройства специалистов, способных создавать и эксплуатировать такие технологии. Поэтому возникает вопрос о том, как спасти в России тот кадровый потенциал, без которого со временем начнет захлебываться и органичная модернизация (когда она дойдет до необходимости широкого освоения достижений 5-го уклада).
Можно указать на ряд важнейших аспектов решения этой проблемы:
Что касается возможности развития 5-го технологического уклада, то она полностью определяется масштабами и результативностью научных разработок и степенью их интегрированности с прикладными разработками. Поэтому говорить о хотя бы очаговом развитии технологической культуры 5-го уклада можно лишь в том случае, если будет обеспечено финансирование научно-технического комплекса страны.
Подавляющую часть затрат (95%) на науку сейчас несет государство. Еще в начале реформ по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП Россия была на 27 месте в мире, пропустив вперед все развитые страны, а также многие развивающиеся и бывшие социалистические страны. Все это ведет к негативным для развития высоких технологий в России последствиям.
Начинается серьезное отставание от других стран именно по тем показателям, которые характеризуют развитие пятого технологического уклада, в частности по уровню компьютеризации и информатизации экономического пространства.
Недофинансирование науки приводит к существенному замедлению обновления и совершенствования производства. В большинстве развитых стран расходы на науку и создание принципиально новых товаров осуществляются как государством, так и частным сектором, так называемыми венчурными фирмами. При этом на долю частного сектора приходится большая часть финансирования: в Японии - 69%, в Германии и в США - 68%, в Великобритании - 63%, во Франции - 61%.
Венчурный капитал рождается потому, что рынок все время выравнивает норму прибыли путем выхода на уже освоенные рынки новых фирм-производителей. Создание же принципиально новых продуктов, что собственно и является смыслом и содержанием прогресса в 5-м технологическом укладе, ведет к возникновению, по сути дела, новых рынков. Эти рынки изначально являются монопольными, так как вход конкурирующих фирм на них невозможен в силу тех барьеров, которые возводятся с помощью патентов и лицензий на новые разработки, что в свою очередь неизбежно приводит к высокому уровню прибыльности.
Если же традиционные рынки обеспечивают высокий уровень прибыльности без необходимости принятия на себя повышенного риска, который является неотъемлемым спутником научно-технического прогресса, то движущий мотив для венчурного инвестирования в пионерные разработки исчезает.
Рентабельность многих вполне традиционных форм коммерческой деятельности в России сейчас существенно выше, чем на аналогичных рынках промышленно развитых стран. Поэтому в России отсутствуют побудительные мотивы к переключению инвестиций, скажем, из экспорта сырья в разработку новейших продуктов и технологий. А значит, расходы на науку в обозримом будущем, как и на образование - должны финансироваться преимущественно государством. Эти расходы должны стать приоритетными, иначе через несколько лет может наступить необратимая деградация 5-го технологического уклада в России.
Российское государство должно закладывать основы формирования доходов своего бюджета на будущее. Такая доходная база не является надежной с точки зрения перспективы в силу двух причин:
1. Постепенно сокращают в стране запасы полезных ископаемых, которые
технически пригодны к использованию, а также экономически выгодны.
2.
Экспорт сырья приносит
Таким образом, в долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного платежного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой ориентации экономики.
Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры
Анализируя
Таблица 1 - виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования и становления технологических укладов
Технологические
уклады |
Вид инфраструктуры |
Первый | Оросительные каналы, проезжие дороги |
Второй | Железные дороги, мировое судоходство |
Третий | Электростанции,
электрические |
Четвертый | Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты |
Пятый | Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники |
Осмысление информации, содержащейся в таблице, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что саморазвитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей. Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.
Общей
тенденцией для всех развитых стран
в транспортировке грузов является
переход от железнодорожного к автомобильному
транспорту. В России такая тенденция
пока невозможна из-за неразвитости дорожной
сети: плотность автодорог в России в 40
раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем
в США (разница усугубляется несопоставимостью
сравниваемых дорог по качеству). Даже
если сделать поправку на то, что примерно
35% российской территории не затронуты
хозяйственной деятельностью, то все равно
указанные цифры достаточно четко показывают
качественное соотношение инфраструктуры
автомобильного транспорта в России и
в развитых странах мира. Именно на ликвидацию
этого отставания должны быть направлены
усилия государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав большое количество периодической литературы, а также теоретический материал, я пришла к выводу, что процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. В процессе написания реферата, я узнала, что переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.
Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры. Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели.
Информация о работе Становление рынка и его инфраструктуры в России