Становление рынка и его инфраструктуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

В работе даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях, а так же рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина и изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СТРУКТУРА РЫНКА, СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ
1.1 Сущность рынка его структура и функции
1.2 Преимущество и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
1.3 Становление рынка в России
2. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
2.1 Сущность, функции и основные элементы инфраструктуры рынка
2.2 Биржи, их виды и функции. Банки и банковская система
2.3 Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре
2.4 Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики и рынок труда
3.РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры и развития общехозяйственной инфраструктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

В составе рынка  рабочей силы можно  выделить 5 сегментов:

  • Сравнительно не многочисленный, но стабильный отряд высокопрофессиональных руководящих работников.
  • Кадровые работники и служащие, которые подвергаются закону конкуренции.
  • Рабочие технических отраслей обрабатывающей промышленности, которые подвержены изменению структуры производства и сокращению производства.
  • Работники отраслей с низким уровнем производительности труда.
  • Наиболее уязвимые категории трудящихся (пожилые люди и люди с физическими недостатками).

  Безработица – это не занятость трудоспособного населения в сфере народного хозяйства, которое желает иметь работу, т.е. безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением на рабочую силу.

        Важную роль в регулировании  рынка труда играют биржи труда:  районные, городские.

Функции биржи труда:

  • Социальная и финансовая поддержка на период трудоустройства.
  • Профессиональное обучение, переобучения.
  • Перераспределение работников и переустройство населения.
 

3.РОЛЬ  РЫНОЧНОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ  В  ОБЕСПЕЧЕНИИ   ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ  ЕЁ  РАЗВИТИЯ  В  РОССИИ

3.1 Задачи  поддержки   научно-образовательной   инфраструктуры  и  развития  общехозяйственной   инфраструктуры

      Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового потенциала страны, а также системы образования. Шансы на то, что органичная модернизация, в конце концов, вернет Россию в число лидеров мирового рынка высокотехнологичной продукции пока существуют.

     Если  процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных разработок. Надо осознавать и то, что узость внутреннего рынка для продукции высоких технологий неизбежно ограничивает возможности трудоустройства специалистов, способных создавать и эксплуатировать такие технологии. Поэтому возникает вопрос о том, как спасти в России тот кадровый потенциал, без которого со временем начнет захлебываться и органичная модернизация (когда она дойдет до необходимости широкого освоения достижений 5-го уклада).

Можно указать на ряд  важнейших аспектов решения этой проблемы:

  • необходима радикальная реформа системы высшего образования с целью перевода ее на строго заказной принцип подготовки специалистов и распределение бюджетных средств на конкурсной основе по итогам государственной оценки уровня знаний подготавливаемых специалистов;
  • следует ликвидировать часть ВУЗов, не имеющих достаточного количества квалифицированных преподавателей и перевести их в ранг учебных заведений среднего специального образования, а сэкономленные бюджетные средства направить на поддержку ведущих классических и технических университетов.
  • необходимо поддержать ВУЗовские научные подразделения, влив в их состав умирающие сегодня и не имеющие заказчиков отраслевые научно-исследовательские институты.

        Что касается возможности  развития 5-го технологического уклада, то она  полностью определяется масштабами и результативностью научных разработок и степенью их интегрированности с прикладными разработками. Поэтому говорить о хотя бы очаговом развитии технологической культуры 5-го уклада можно лишь в том случае, если будет обеспечено финансирование научно-технического комплекса страны.

    Подавляющую часть затрат (95%) на науку сейчас несет государство. Еще в начале реформ по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП Россия была на 27  месте в мире, пропустив вперед все развитые страны, а также многие   развивающиеся и бывшие социалистические страны. Все это ведет к негативным для развития высоких технологий в России последствиям.

     Начинается  серьезное отставание от других стран  именно по тем показателям, которые характеризуют развитие пятого технологического уклада, в частности по уровню компьютеризации и информатизации экономического пространства.

    Недофинансирование  науки приводит к существенному  замедлению обновления и совершенствования производства. В большинстве развитых стран расходы на науку и создание принципиально новых товаров осуществляются как государством, так и частным сектором, так называемыми венчурными фирмами. При этом на долю частного сектора приходится большая часть финансирования: в Японии - 69%, в Германии и в США - 68%, в Великобритании - 63%, во Франции - 61%.

    Венчурный капитал рождается потому, что  рынок все время выравнивает норму прибыли путем выхода на уже освоенные рынки новых фирм-производителей. Создание же принципиально новых продуктов, что собственно и является смыслом и содержанием прогресса в 5-м технологическом укладе, ведет к возникновению, по сути дела, новых рынков. Эти рынки изначально являются монопольными, так как вход конкурирующих фирм на них невозможен в силу тех барьеров, которые возводятся с помощью патентов и лицензий на новые разработки, что в свою очередь неизбежно приводит к высокому уровню прибыльности.

    Если  же традиционные рынки обеспечивают высокий уровень прибыльности без необходимости принятия на себя повышенного риска, который является неотъемлемым спутником научно-технического прогресса, то движущий мотив для венчурного инвестирования в пионерные разработки исчезает.

    Рентабельность  многих вполне традиционных форм коммерческой деятельности в России сейчас существенно выше, чем на аналогичных рынках промышленно развитых стран. Поэтому в России отсутствуют побудительные мотивы к переключению инвестиций, скажем, из экспорта сырья в разработку новейших продуктов и технологий. А значит, расходы на науку в обозримом будущем,  как и на образование - должны финансироваться преимущественно государством. Эти расходы должны стать приоритетными, иначе через несколько лет может наступить необратимая деградация 5-го технологического уклада в России.

    Российское  государство должно закладывать  основы формирования доходов своего бюджета на будущее. Такая доходная база не является надежной с точки зрения перспективы в силу двух причин:

  1. Постепенно сокращают в стране  запасы полезных ископаемых, которые

технически  пригодны к использованию, а также экономически выгодны.

  2. Экспорт сырья приносит меньшую  величину добавленной стоимости,  нежели экспорт наукоемкой продукции.

      Таким образом, в долгосрочной перспективе  устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного платежного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой ориентации экономики.

Задачи  развития  общехозяйственной  инфраструктуры

          Анализируя перспективы  развития российской промышленности, нельзя оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Мы убеждены, что сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия. Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В таблице 1 приведены виды инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и становления каждого из технологических укладов.

Таблица 1 - виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования и становления технологических укладов

  
  Технологические

  уклады

  Вид инфраструктуры
  Первый Оросительные  каналы, проезжие дороги
  Второй Железные дороги, мировое судоходство
  Третий Электростанции, электрические распределительные  сети, телефон, телеграф, радио
  Четвертый Скоростные  автомобильные дороги, воздушное  сообщение, аэропорты
  Пятый Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники

         

      Осмысление  информации, содержащейся в таблице, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.

     С одной стороны, Россия была первой страной  в мире, запустившей искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).

Если  же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что саморазвитие этого  уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.

     Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в  его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.

    Однако  наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных  видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей. Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.

    Общей тенденцией для всех развитых стран  в транспортировке грузов является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Проанализировав большое количество периодической  литературы, а также теоретический материал, я пришла к выводу, что процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. В процессе написания реферата, я узнала, что переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.

   Переходный  период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также  находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры. Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели.

Информация о работе Становление рынка и его инфраструктуры в России