Становление рынка и его инфраструктуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

В работе даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях, а так же рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина и изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СТРУКТУРА РЫНКА, СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ
1.1 Сущность рынка его структура и функции
1.2 Преимущество и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
1.3 Становление рынка в России
2. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
2.1 Сущность, функции и основные элементы инфраструктуры рынка
2.2 Биржи, их виды и функции. Банки и банковская система
2.3 Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре
2.4 Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики и рынок труда
3.РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры и развития общехозяйственной инфраструктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

      В январе 1992 г., наряду с освобождением  цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек. Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.

      Не  оправдались и расчеты Гайдара  на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.

Нестабильность  обстановки вела и к тому, что  российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вклады - вали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.

В результате главная задача первого года реформ – макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе, да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г. В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

Экономика России в 1993г.

      В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано  почти 40 тысяч предприятий. Росло  количество частных банков и бирж. В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее, в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с .1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.

      Осложнение  экономической ситуации не могло  не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза. Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.

2. ПОНЯТИЕ  ИНФРАСТРУКТУРЫ  РЫНКА

2.1 Сущность, функции   и  основные  элементы  инфраструктуры  рынка

      Развитый  цивилизованный  рынок  требует  и  развитой  инфраструктура. Несмотря  на  широкое  использование  этого  термина, единой  трактовки  понятия  не  существует.

      Одна  группа  авторов  определяет  инфраструктуру  рынка  как  всю  систему  обслуживания, видя  функцию  инфраструктуры  в  предоставлении  услуг  производству  и  населению, в  обслуживании  производства  и  населения. Другие  понимают  под  инфраструктурой  только  систему  производственного  обслуживания  в  виде  ее  назначения  в  создании  общих  условий  производства, в  обеспечении  деятельности  основного  производства. Сегодня  выделяют  производственную  инфраструктуру, обслуживающую  производство (транспорт, связь, оптовая  торговля и т.д.), социальную  инфраструктуру – совокупность  объектов  отраслей  сфер  обслуживания (транспорта и связей  по  обслуживанию  населения, образования, здравоохранения, социального  обеспечение и т.д.), деятельность  которых  направлена  на  удовлетворение  личных  потребностей, обеспечение жизнедеятельности  и  интеллектуального  развития  населения, а  также  инфраструктуру  рынка.

      Инфраструктура  рынка (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) – это совокупность  правовых  форм, опосредствующих движение  товаров и услуг, акты  купли – продажи, или совокупность  институтов,  систем, служб, предприятий,  обслуживающих рынок  и  выполняющих  определенные  функции  по  обеспечению  нормального  режима  его  функционирования. 

      Экономика предполагает создание товаров и  их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры. Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

Функции  инфраструктуры  рынка:

  • облегчать  участникам  рыночных  отношений  реализацию их  интересов;
  • повышать  оперативность  и  эффективность  работы  рыночных  субъектов на  основе  специализации  отдельных  субъектов  экономики  и  видов  деятельности;
  • упрощать  форму  юридического  и экономического  контроля, государственного  и  общественного  регулирования  деловой  практики.

Основные  элементы  инфраструктуры  рынка:

  • биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их  организационно  оформленное  посредничество;
  • аукционы, ярмарки  и  другие  формы  организационного  небиржевого  посредничества;
  • кредитная  система  и  коммерческие  банки;
  • эмиссионная  система  и  эмиссионные  банки;
  • система  регулирования  занятости  населения  и  центр  государственного  и  негосударственного  содействия  занятости (биржа  труда);
  • информационные  технологии  и  средства  деловой  коммуникации;
  • налоговая  система  и  налоговая  инспекция;
  • система  страхования  коммерческого  хозяйственного  риска  и  страховые  компании;
  • специальные  рекламные  агентства, информационные  центры  и  агентства  средств  массовой  информации;
  • торговые  палаты,  другие  общественные, добровольные  и  государственные  объединения (ассоциации) деловых  кругов;
  • таможенная  система;
  • профсоюзы  работающих  по  найму;
  • коммерческо – выставочные  комплексы;
  • система  высшего  и  среднего  экономического  образования;
  • аудиторские  компании;
  • консультативные (консалтинговые) компании;
  • общественные  и  государственные  фонды,  предназначенные  для  стимулирования  деловой  активности;
  • специальные  зоны  свободного  предпринимательства. 

2.2 Биржи, их  виды  и  функции.  Банки  и   банковская  система

      Важную  роль в рыночной экономике играют биржи. Они могут быть товарные и фондовые. Товарные биржи реализуют биржевые товары - однородную, стандартизированную продукцию типа зерна, нефти и т.д. Купля-продажа товаров, т.е. сделки на реальный товар, может осуществляться с немедленной их поставкой в будущем (форвардные сделки), однако большую часть сделок на современных товарных биржах составляют т.н. фьючерсные сделки.  Товарные биржи, как и фондовые, играют большую роль в экономике. Они служат ее рыночными стабилизаторами, выравнивая спрос и предложение, благодаря непрерывному потоку купли-продажи. Товарная биржа – это организация оптового рынка, на котором торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время.

  Отличительные черты биржи:

  • Биржа является особым видом рынка, где производится торговля

  товарами, которые могут отсутствовать  на бирже и даже не могут быть в

  собственности владельца.

  • Биржа выступает как организованный рынок, на котором определенные

органы  управления выполняют функцию поддерживающие порядок на бирже.

  Цель  биржевой торговли состоит не только в торговле товарами, но и в

установлении цен (регулярно и под общим контролем).

Виды  товарных бирж:

  • По номенклатуре реализации продукции (специализированные и

универсальные).

  • По степени участия посетителей в бирже, торгах (открытые и закрытые).
  • По характеру биржевых операций (реального товара и фьючерсные).

Члены биржи – это физические и юридические  лица, участвующие в её уставном капитале.

   Основные  задачи биржи:

  • Организация купли, продажи в процессе биржевого торга продукции.
  • Создание, формирование цен их котировка (курс).
  • Представление участникам торгов соответствующей информации по

  продукции.

     Биржевые  сделки – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара.

     Виды:

  • Форвардные – с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении

  прав  и товаров с от срочным сроком его поставки.

  • Фьючерсные – с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении

  стандартных контрактов на поставку биржевого товара

  • Опционные – с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара.

Сделки  с реальными товарами являются сделками купли, продажи.

         Исполнение по ним  состоит в том, что продавец передает покупателю проданные товары в место  указанное покупателем при сделке.

Информация о работе Становление рынка и его инфраструктуры в России