Структура государственного бюджета и особенности ее формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение структуры государственного бюджета и особенностей его формирования, основных направлений и методов. Задача – совершенствование бюджетной политики, которое позволит эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и структура государственного бюджета
1.2 Особенности формирования государственного бюджета
2. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка доходной части бюджета Республики Беларусь
2.2 Анализ расходов бюджета Республики Беларусь
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Структура государственного бюджета и особенности его формирования в Республике Беларусь.docx

— 1.17 Мб (Скачать документ)

Непроработанность принципов  формирования ориентированной на перспективу финансовой стратегии приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Размеры ассигнований по конкретным статьям определяются по методу «от достигнутого» на основе анализа заявок министерств и ведомств, местных органов власти без четкой привязки к конечным результатам осуществляемых расходов. Наиболее показательно в этом отношении расходование бюджетных средств на поддержку реального сектора экономики [18].

Ежегодно для предотвращения падения объемов производства и  стабилизации финансового состояния предприятий из бюджета выделяются значительные ассигнования на эти цели.

Из года в год увеличивается  также доля средств, направленных на предоставление бюджетных ссуд и займов. Следует учитывать, что одновременно с этими мерами государственной поддержки за счет средств бюджета осуществляется и прямое финансирование практически всех отраслей народного хозяйства.

Вместе с тем уровень  прибыльности экономики не превышается, а количество убыточных предприятий продолжает оставаться высоким. Предпринятые меры в большинстве случаев позволили лишь избежать полной остановки отдельных предприятий или предотвратить их банкротство, но не смогли обеспечить решение кардинальных задач недопущения падения объемов производства, повышения его эффективности.

Отсутствие реальной отдачи от таких вложений, а также неоднократные  повторные обращения организаций  об оказании им финансовой помощи приводят к тому, что на практике расходование бюджетных средств опережает поступление доходов. Источниками покрытия таких расходов выступают, как правило, средства от размещения государственных ценных бумаг.

На практике ситуация такова, что без реального поступательного  снижения налоговой нагрузки на экономику на 1,5-2% к ВВП не смогут быть решены вопросы повышения конкурентоспособности белорусской продукции и обеспечены условия для экономического роста (в текущем году налоговая нагрузка составляет 27,8% к ВВП). Однако необходимость сокращения налогового бремени и связанное с этим уменьшение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов требуют принятия адекватных мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов [18].    

Безусловно, одними только мерами по сокращению избыточных обязательств коренного перелома в решении проблемы несбалансированности доходов и расходов в нашей стране достигнуть нереально. Как известно, благополучие финансов неразрывно связано с благополучием реальной экономики. Поэтому должны быть предприняты меры по оптимизации бюджетных расходов с тем, чтобы в последующем отказаться от субсидирования нерентабельных отраслей и секторов экономики и перейти к оплате услуг бюджетной сферы в соответствии с получаемыми обществом результатами.

Бюджетная политика Республики Беларусь – это закономерный и  последовательный этап реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период, в которой четко определены основные задачи по дальнейшему развитию народнохозяйственного комплекса. Важную роль в решении поставленных задач играет государственный бюджет. Именно с учетом этих позиций осуществляется разработка проекта бюджета на очередной финансовый год.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета Его показатели на 2012 год утверждены Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года №329-3 «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2012 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2012 год также приведены без Фонда социальной защиты населения.

В январе-сентябре 2012 года доходы консолидированного бюджета  составили 112,5 трлн. рублей, что на 21,7% больше, чем в январе-сентябре 2011 года в реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) рис. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило  30,6% (в январе-сентябре 2011 года 29,1% ВВП), рисунок 2.1 [18].

Рисунок 2.1 – Динамика поступления доходов консолидированного

                                                      бюджета

Основными доходными источниками  остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с январем-сентябрем 2011 года. Наиболее значительно увеличились поступления  налога на добавленную стоимость – на 13,8%, налога на прибыль – на 46%, акцизов - на 15,4% в реальном выражении [18].

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 98,9 трлн. руб., что на 19,5% больше аналогичного периода 2011 года. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 18,1% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, рисунок 2.2 [18].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Структура налоговых доходов консолидированного

                                                      бюджета

 

Доходы республиканского бюджета составили 66,8 трлн. руб., что на 19,1% (в реальном выражении) больше, чем в аналогичном периоде 2011 года.

 

2.2 Анализ расходов бюджета  Республики Беларусь

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2012 года профицированы в сумме 107 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2011 года расходы в реальном выражении увеличились на 26,5%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» - на 14,9%, «Общегосударственные расходы» - в 1,6 раза (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – в 1,7 раза), «Здравоохранение» - 45,4 трлн. руб., или 42,4% от всех расходов консолидированного бюджета. Финансирование по разделу «Национальная экономика» увеличилось на 24%.

Рост расходов по разделу  «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен возмещением банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, рисунок 2.3 [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3  - Структура  расходов консолидированного бюджета

 

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2012 года в разрезе экономической классификации  значительная часть бюджетных средств  была направлена на выплату заработной платы и начисление на заработную плату бюджетного сектора 31,3 трлн. руб., что на 9% больше (в реальном выражении) чем в соответствующем периоде прошлого года, составив 29,3% от общего объема бюджетных расходов и 36,7% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 21,7 трлн. руб.  бюджетных средств, или 20,3% всех расходов. По сравнению с январем-сентябрем 2011 года капитальные расходы увеличились на 52,1%, рисунок 2.4 [18].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4  - Экономическая классификация расходов

                             консолидированного бюджета

 

Расходы по обслуживанию государственного долга составили 6,7% всех расходов республиканского бюджета. Расходы республиканского бюджета превысили доходы на 157,1 млрд. руб. (0,04% ВВП).

В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

 

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в  бюджет зависят от системы и методов  хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В Республике Беларусь, где собственником  преобладающей массы средств  производства до недавнего времени  выступало государство, доходы бюджета  базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 гг. отличалось тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно ярко выраженные черты  проявились в платежах из прибыли, приспосабливаемых  отраслевыми органами управления к  конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом – она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических  методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное изменение системы доходных поступлений – она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом [19].

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории  налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образующие налоговую систему страны.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся: разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками изъятия; универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т.д., а во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики; однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период; фискальный эффект даже в условиях падения производства.

Использование в единой системе  разнообразных по объектам обложения  и методам исчисления прямых и  косвенных налогов позволяет  государству полнее реализовать  на практике обе функции налогов - и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Успех региональной политики в Республике Беларусь зависит от формирования качественно новой системы местных бюджетов, способных обеспечить реализацию программ и мероприятий по социально-экономическому развитию территории.

Проходящие в экономике трансформационные  процессы усилили нагрузку на местные бюджеты из которых сегодня около 70% всех расходов государства направляется на социально-культурную сферу, что требует нового подхода к проблеме укрепления их доходной базы, сокращения потока перераспределяемых средств, повышение заинтересованности органов местного управления и самоуправления в увеличении поступлений.

Информация о работе Структура государственного бюджета и особенности ее формирования в Республике Беларусь