Структура государственного бюджета и особенности ее формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение структуры государственного бюджета и особенностей его формирования, основных направлений и методов. Задача – совершенствование бюджетной политики, которое позволит эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и структура государственного бюджета
1.2 Особенности формирования государственного бюджета
2. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка доходной части бюджета Республики Беларусь
2.2 Анализ расходов бюджета Республики Беларусь
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Структура государственного бюджета и особенности его формирования в Республике Беларусь.docx

— 1.17 Мб (Скачать документ)

Таким образом, для обеспечения  устойчивого роста экономики  предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства, таблица 3.1 [19].

Таблица 3.1 Бюджет Республики Беларусь на 2013 год (основные отрасли          без учета резервных фондов)


 

Бюджетно-налоговая политика в  текущем пятилетии направлена на повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

 Одним из важнейших направлений  налоговой реформы является упрощение налоговой системы, сохранению устойчивости и стабильности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.

В целях совершенствования налоговой  системы реализовываются следующие мероприятия:

совершенствование структуры и  механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепления позиций страны в мировых рейтингах;

концентрация бюджетных средств  на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

оптимизация бюджетных расходов и  повышение эффективности использования бюджетных средств;

снижение государственного долга  республики.

Бюджет 2013 года традиционно будет иметь выраженный социальный характер.

Средства,  предусмотренные в  консолидированном бюджете на выплату  заработной платы,  позволят в 2013  году обеспечить ее реальный рост на уровне, предусмотренном Прогнозом – не менее 7%, что в эквиваленте составит около 500 долл. США. Сложившееся соотношение заработной платы бюджетников и работников реального сектора сохранится на уровне не менее 80%.

Опережающими темпами будут  расти объемы финансирования здравоохранения, образования и науки, таблица 3.2 [19].

Таблица 3.2 – Расходы консолидированного бюджета на образование,         здравоохранение, науку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве целей повышения эффективности  и результативности расходов Правительство намерено внедрить новации в бюджетном процессе, используя новые модели финансирования,  ориентированные на достижение конечного результата. В качестве первого этапа будут реализованы пилотные проекты в образовании,  здравоохранении и коммунальном хозяйстве.

Планируется воплощение в практику работы принцип «инициативной» экономии затрат на содержание бюджетных организаций, поскольку по ряду основных качественных показателей сети бюджетных организаций выглядят «расточительнее» в сравнении со странами со схожим уровнем ВВП на душу населения. Как следствие в Республике Беларусь более высокая потребность в финансировании сети бюджетных организаций при более низком уровне оплаты труда педагогов, недостатке возможности укрепления материально-технической базы учреждений образования.

Общий объем консолидированного бюджета, который утвержден на 2013 год, составляет более 197 трлн. руб. Так, более 34 трлн. руб. будет направлено на содержание отраслей образования, Br26 трлн. - здравоохранения. В составе расходов бюджета более 14 трлн. руб. будет направлено на социальную поддержку граждан, включая компенсацию процентов по жилищному строительству, осуществляемому с государственной поддержкой.

При этом на финансирование нового жилищного  строительства в 2013 году будет в  целом использовано более 18 трлн. руб., из которых 14 трлн. руб. - средства бюджета. С данным объемом ресурсов планируется ввести в действие более 6,5 млн.кв.м. жилья, при этом около 2,5 млн.кв.м. - с государственной поддержкой.

В составе расходов бюджета предусмотрены  значительные средства на развитие отраслей реального сектора, на модернизацию экономики. На эти цели в области  агропромышленного комплекса предусмотрено  более 15,5 трлн. руб. При этом дополнительно на удешевление процентных ставок по кредитам, которые будут браться на инвестиционные цели, на модернизацию экономики предусматривается более 9 трлн. руб.

В целом данный бюджет сбалансирован  по доходам и расходам, предусматривает исполнение всех социальных обязательств, а также внешних. В 2013 году объем обязательств по внешнему долгу составит более 3,1 млрд. долл. США. При этом общий объем внешнего государственного долга планируется на уровне 15 млрд. долл. США. Несмотря на такой значительный размер, он полностью соответствует параметрам экономической безопасности, и платежи по обслуживанию и погашению долга составят порядка 7,8% к доходам бюджета при 10% нормативного значения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изученного материала  можно сделать следующие выводы:

  1. Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов Правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий.
  2. Конституции большинства стран регламентируют организацию государственной финансовой системы, закладывают основы бюджетного процесса и наделяют различных участников законодательного и бюджетного процессов соответствующими полномочиями и обязанностями.
  3. При написании курсовой работы были рассмотрены следующие основные вопросы:

изучена экономическая  сущность государственного бюджета  и его функции;

рассмотрены особенности  формирования доходов и финансирования расходов;

рассмотрены основные направления совершенствования  финансово-бюджетной политики Республики Беларусь с целью совершенствования  бюджетных отношений.

Кроме этого при  написании курсовой работы были изучены  тенденции доходов, расходов республиканского бюджета, так как содержание и  роль государственного бюджета в социально-экономических процессах раскрываются через основные направления расходования средств республиканского бюджета.

 Бюджет в Республике Беларусь сбалансирован, исполняется на всех уровнях без дефицита.

Бюджет нашей страны имеет ряд особенностей:

встраивается в общую систему  макроэкономической политики, которая  реализовывается Правительством и Национальным банком;

реализуется главная задача по достижению максимальных параметров роста ВВП (на 2012 год - 105-105,5%);

и бюджет, и денежно-кредитная политика подчинены вышеуказанным задачам.

Для выполнения задаваемых в бюджете параметров ВВП предстоит решить три основные задачи. Самое главное - остановить инфляцию. Также необходимо задействовать все внутренние резервы, в том числе с применением налоговых стимулов, то есть задействовать внутренние резервы роста экономики. И здесь основное внимание следует уделять ресурсо- и энергосбережению, повышению эффективности использования государственного имущества. Третье направление - внешняя сбалансированность.

В части налоговой политики следует предусматривать стимулирование модернизации экономики, в части бюджетной политики решать ряд задач, связанных с финансовой стабилизацией и финансовой сбалансированностью в макроэкономическом плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; МГУ. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2002. – 447 с.
  2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 703 с.
  3. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов: Пер. с 7-го нем. Изд. / Д. Брюммерхофф; Под общ. Ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева. Владикавказ: ПИОНЕР-ПРЕСС, 2002. – 471 с.
  4. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики /// Экономист, 2000. №5. – 53-60 с.
  5. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности /// Экономист, 2000. №4. – 14-27 с.
  6. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под. ред.  И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2004. – 676 с.
  7. Государственные финансы: Учебное пособие / Под. ред. Г.К. Мультана. Мн.: БГЭУ, 2005. – 166 с.
  8. Государственный бюджет: Учеб. пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. – 240 с.
  9. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2003. – 479 с,
  10. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие / К.В. Рудый. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание, 2004. – 399 с.
  11. Сверж А. Бюджет – 2005: цифры и комментарии // Финансы, учет, аудит, 2004. №12. С.12-19.
  12. Сорокина Т.В. Бюджетная политика и управление бюджетным процессом в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ. 2000. №2. С. 13-23.
  13. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
  14. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З: Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года.
  15. Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. №423-З О республиканском бюджете на 2013 год: Принят Палатой представителей 8 октября 2012 года.
  16. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. №331-З О республиканском бюджете на 2012 год: Принят Палатой представителей 19 декабря 2011 года.
  17. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года О республиканском бюджете на 2012: Принят Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2012 года №108.
  18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь январь-февраль 2012 года http://minfin.gov.by.
  19. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 № 136. 
  20. О проекте бюджета на 2013 год. Тезисы выступления министра финансов А.М. Харковца на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Национального собрания Республики Беларусь от 26 сентября 2012 года.
  21. Статистический сборник Национального статистического комитета Республики Беларусь «Финансы Республики Беларусь», 2012.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

приложение Б

 


Информация о работе Структура государственного бюджета и особенности ее формирования в Республике Беларусь