Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:33, курсовая работа
Данная курсовая представляет собой обзор сложной экономической ситуации, в которой находятся многие страны.
Введение…....………………………………….…………….……………...……..…3
Глава 1. Структурные кризисы: причины, пути выхода...............................……...5
1.1.Понятие и общеэкономические причины кризиса…..………………5
1.2. Последствия и пути выхода из кризиса……………………….….7
Глава 2. Структурные экономические кризисы на примере зарубежных стран и России……………………………………………………………………………..13
2.1.Финансовый кризис стран Юго –Восточной Азии в 80-90 годы…..13
2.2.Особенности мирового экономического кризиса во Франции…......15
2.3.Финансовый кризис в США 1960г…………………………............…18
2.4.Финансовый кризис России 1998 г………….…...…………………...24
Заключение…...…….……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………………….38
В
Соединенных Штатах основные экономические
показатели остаются на удивление хорошими.
Уровень безработицы по последним данным
сократился до 4,7%, а инфляция потребительских
цен за год, с сентября 1996г. по сентябрь
1997г., составляет всего лишь 2,2% в соответствии
с индексом потребительских цен и большой
круглый ноль в соответствии с индексом
цен производителей. В своем выступлении
перед Обществом Японии заместитель председателя
Казначейства США Ларри Саммерс [Larry Summers]
вновь подтвердил несогласие США с «финансовым
регионализмом» [вроде идеи об Азиатском
Фонде, выдвинутой Эисуке Сакакибарой
[Eisuke Sakakibara]] и еще раз подчеркнул поддержку
США ключевой роли МВФ. Он сказал, что «нет
никаких сомнений в том, что нам необходимо
рассмотреть пути предоставления развивающимся
странам, которые стали очень важными
игроками на мировой арене, более весомого
голоса...» и добавил: «Я ожидаю конструктивного
и эффективного диалога с этими странами
в Маниле...»6.
2.2.Особенности
мирового экономического
кризиса во Франции
В кризисный период 1968-69г. произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны.
Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.
Программа правительства была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди самых основных требований следует отметить создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест [за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организация масштабных общественных работ и др.]
Увеличение расходов по социальным статьям поставило правительство перед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала.
В
этих условиях правительство не решалось
поставить под государственный
контроль деятельность Французского банка
и начать налоговую реформу. Пауза
в действиях правительства
Правительство попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось.
За счет сокращения социальных ассигнований правительство надеялось ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы: увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой.
Состояние
экономической нестабильности было
характерно для Франции, что во многом
объясняется
2.3. Финансовый кризис в США 1960г.
Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией».
Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже.
Совет Федеральной резервной системы США принял решение оказать помощь Великобритании в поддержании золотого стандарта фунта стерлингов и снизил учетную ставку с 4 до 3,5%. Кроме этого, он организовал скупку государственных ценных бумаг, что привело к увеличению банковских резервов.
Эти меры привели к росту курсов акций и вызвали расширение практики выдачи кредитов для приобретения ценных бумаг. Кредиты выдавались в виде онкольных счетов – счетов, обеспеченных ценными бумагами и ликвидируемых по первому требованию открывшего их банка. К моменту начала кризиса величина займов коммерческих банков биржевым спекулянтам составила 8,3 млрд. USD при рыночной стоимости всех котирующихся ценных бумаг, равной 89,7 млрд. USD. Банки были готовы выдавать деньги на приобретение ценных бумаг без проверки платежеспособности и под небольшие гарантии.
Для многих компаний, покупавших акции в кредит, это падение означало финансовый крах. Начался обвал курсов, в результате чего промышленный индекс Доу-Джонса [индекс курса акций на основной нью-йоркской бирже] снизился на 90%.
Кризис охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство.
По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. Промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей, в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств.
Неизбежное последствие циклического кризиса - ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое.7
С конца 60-х годов наступил кризис Бреттонвудской валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттонвудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению [преимущественно доллара].
Причины кризиса Бреттонвудской валютной системы можно представить в виде цепочки взаимообусловленных факторов.8
Право владельцев долларовых авуаров обменивать их на золото пришло в противоречие с возможностью США выполнять это обязательство. Их внешняя краткосрочная задолженность увеличилась в 8,5 раза за 1949-1971 гг., а официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза. Следствием американской политики «дефицита без слез» явился подрыв доверия к доллару. Заниженная в интересах США официальная цена золота, служившая базой золотых и валютных паритетов, стала резко отклоняться от рыночной цены. Межгосударственное регулирование этой цены оказалось бессильным. В итоге искусственные золотые паритеты утратили смысл. Это противоречие усугублялось упорным отказом США до 1971 г. девальвировать свою валюту. Режим фиксированных паритетов и курсов валют усугубил «курсовые перекосы». В соответствии с Бреттонвудским соглашением центральные банки были вынуждены осуществлять валютную интервенцию с использованием доллара даже в ущерб национальным интересам. Тем самым США переложили на другие страны заботу о поддержании курса доллара, что обостряло межгосударственные противоречия. Поскольку Устав МВФ допускал лишь разовые девальвации и ревальвации, то в ожидании их усиливались движение «горячих» денег, спекулятивная игра на понижение курса слабых валют и на повышение курса сильных валют. Межгосударственное валютное регулирование через МВФ оказалось почти безрезультатным. Его кредиты были недостаточны для покрытия даже временного дефицита платежных балансов и поддержки валют.
Принцип
американоцентризма, на котором была
основана Бреттонвудская система, перестал
соответствовать новой
Между
валютными кризисами 1929-1933 гг. и 1967-1976
гг. имеется определенное сходство.
Эти структурные кризисы
-масштабы: в 1967-1973 гг. неоднократные девальвации охватили сотни валют [против 37 в 1949 г.], в том числе дважды доллар — резервную валюту;
-размер: в 60-70-х годах размеры девальваций [в среднем 8-15%] были значительно меньше, чем в 1949 г. [до 30,5%] и после первой мировой войны [до 80%]. Преобладание небольших девальваций без запаса прочности обусловлено опасением стран вызвать цепную реакцию в связи с возросшей интернационализацией хозяйственных связей;