Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:33, курсовая работа
Данная курсовая представляет собой обзор сложной экономической ситуации, в которой находятся многие страны.
Введение…....………………………………….…………….……………...……..…3
Глава 1. Структурные кризисы: причины, пути выхода...............................……...5
1.1.Понятие и общеэкономические причины кризиса…..………………5
1.2. Последствия и пути выхода из кризиса……………………….….7
Глава 2. Структурные экономические кризисы на примере зарубежных стран и России……………………………………………………………………………..13
2.1.Финансовый кризис стран Юго –Восточной Азии в 80-90 годы…..13
2.2.Особенности мирового экономического кризиса во Франции…......15
2.3.Финансовый кризис в США 1960г…………………………............…18
2.4.Финансовый кризис России 1998 г………….…...…………………...24
Заключение…...…….……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………………….38
-продолжительность: в 60-70-х годах девальвации растянулись на ряд лет, как и в 30-х годах, а в 1949 г. это мероприятие было проведено почти одновременно в 37 странах;
-порядок проведения: девальвации осуществляются не только юридически, но и фактически в связи с ревальвацией в условиях плавающих валютных курсов. А в 1949 г. в период послевоенной разрухи вопрос о ревальвации даже не поднимался и господствовал режим фиксированных валютных курсов.
Валютный
кризис, дезорганизуя экономику, затрудняя
внешнюю торговлю, усиливая нестабильность
валют, порождает тяжелые социально-
2.4. Финансовый кризис России 1998 г.
События 17 августа могут быть
названы не простым финансовым
кризисом, а фактически финансовой
катастрофой нашей страны. Надо
сказать, что финансовый
Мы находились в переходном периоде, у нас существовали еще не уничтоженные элементы старого, и только появлялось очень слабое, пока только нарождающееся новое, преобладал неэффективный собственник, у которого не было денег и возможностей использовать принадлежащую ему собственность. Многие рыночные реформы еще даже не начинались, налоговая система находилась в жутком состоянии, вся социальная система практически осталась советской, в ужасном положении бюджет, массовые неплатежи, бартер, и плюс ко всему этому тяжелая политическая обстановка. Можно рассматривать финансовый кризис с разных сторон: найти его истоки в 1917 году, можно начать с 1991 года и сказать, что это - закономерное следствие перехода к рынку [не было бы перехода к рынку - не было бы такого кризиса, но, вероятно, был бы другой]. Можно говорить, что если бы в 1995-97 гг. жесткая финансовая политика была бы более последовательной, то и кризис был бы более мягким. Можно сказать, что если бы были другие условия думских выборов [не было бы пятипроцентного барьера], то кризис мог бы быть другим, и т.д.9
При анализе нынешнего кризиса
важно понять, что он явился
результатом не чьей-то злой
воли или некомпетентности, а
стечения обстоятельств.
Экономика России фактически вернулась в состояние безденежной, натуральной экономики. Приблизительно 30% экономического оборота обслуживается нормальными деньгами, оставшиеся 70% - бартер и разного рода суррогатные денежные сделки.
По этой причине возникают и всеобщие неплатежи: бюджет не платит предприятиям за выполненные государственные заказы, не выплачивает пенсии, зарплату работникам бюджетной сферы. Предприятия в свою очередь не платят налоги в бюджет, друг другу, банкам, своим работникам, не делают отчислений в Пенсионный и другие фонды и т.д. Образовался «заколдованный круг», и виновником его является бюджет. Известно, рубль, вовремя не выплаченный из государственной казны, порождает до 6 и более рублей не платежей по всей цепи экономических отношений.
В рамках «антиинфляционной политики» наше правительство и Центробанк вместо регулируемой эмиссии [вполне законного и практичного средства покрытия бюджетного дефицита в умеренных масштабах, применяемого во всем мире] решили использовать принцип финансовой ''пирамиды'', обеспечив по выпускам разного рода краткосрочных государственных ценных бумаг [займов] фантастический уровень прибыли Центробанку, Сбербанку и другим участникам – от 50 иногда до 200 и более процентов годовых. В результате все свободные деньги ушли из реальной экономики на рынок ГКО. Банки хотели получить более высокий процент годовой прибыли, чем 5-10%, которые считаются нормальным процентом прибыли во всем мире.
Свою несостоятельность показала и примитивно-фискальная налоговая политика правительства. Она вытолкнула более сорока процентов Российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу.
Между тем многие традиционные доходы Российского государства, например, акциз на алкоголь, уже целые годы как полностью или частично отданы подпольным производителям и контрабандистам. Однако, одним из последних шагов в этой сфере российского правительства является введение государственной монополии на алкогольную продукцию.
У населения в России на руках находится приблизительно 40-60 млрд. долл., в организованную банковскую систему на валютные вклады вложено 2-3 млрд. долл. Некоторая часть [примерно ¼] этих остающихся вне банковского оборота денег находится в деле, у «челноков», но основная часть не задействована. Причина этого – полная не доверие людей к банкам, хотя некоторые из них в последние годы выплачивали по частным вкладам очень высокие проценты. Как показали недавние события, это недоверие оказалось совершенно оправданным: кто не вложил деньги в банк – выиграл, а кто вложил – проиграл.
Еще одна серьезная проблема – продолжающееся бегство отечественного капитала за рубеж. По разным оценкам, из России за 90-е годы эмигрировало приблизительно 300-400 млрд. долл., что более чем в 1,5-2 раза превышает нашу задолженность внешнему миру, а с учетом многих не выплаченных нам внешних долгов – в 3 раза. В настоящее время не мир финансирует Россию, а наша страна помогает финансировать мир.
Еще одна стратегическая
Более того, эти столь необходимые резервы были фактически затрачены на затруднение российского экспорта [особенно экспорта с повышенной обработкой] и в то же время на поддержание наших внешних конкурентов и импортеров продукции, создавая новые рабочие места не в России, а за рубежом.
Таким образом, в России
Усугублению кризиса
-общая неустойчивость финансовых рынков развивающихся стран, породившая повальную панику среди иностранных инвесторов [в том числе и держателей ГКО];
-резкое падение мировых цен на нефть, снизившее общие доходы России от экспорта приблизительно на 10-15%.
Роль «азиатского», а в действительности, как это стало ясно сегодня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать, хотя стоит признать, что волны кризиса легли у нас на «удобренную» внутренними проблемами почву. Если бы не кризис в Азии, то все свелось бы к финансово-экономическому, бюджетному кризису. Поскольку бюджет был принят очень поздно, наверное, 1998 год не был бы годом оживления. Но и не был бы годом большой инфляции. На две трети причины финансовой катастрофы связаны с неправильной реакцией правительства и ЦБ на волны финансового кризиса, которые докатились до России.
Пренебрежение
российских властей доверием населения,
внутренних и внешних инвесторов
наглядно выразилось в решениях 17 августа
1998г. и последовавших затем
Внешние факторы лишь ускорили наступление кризиса в России и увеличили его тяжесть.
Однако начало кризиса было
спровоцировано
Последствия кризиса
Среди
важнейших экономических
Снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России означает утрату возможностей занимать деньги как на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста.
Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означало в сложившееся ситуации переход к инфляционному характеру финансирования и возвращение к практике кредитование Центробанком Правительства России. Это, в свою очередь, повысило темпы роста денежной массы и неизбежно сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики. Кризис отечественного банковского сектора, происходящий не только из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, привел к обострению кризиса неплатежей.