Структурные кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание

Данная курсовая представляет собой обзор сложной экономической ситуации, в которой находятся многие страны.

Содержание

Введение…....………………………………….…………….……………...……..…3
Глава 1. Структурные кризисы: причины, пути выхода...............................……...5
1.1.Понятие и общеэкономические причины кризиса…..………………5
1.2. Последствия и пути выхода из кризиса……………………….….7
Глава 2. Структурные экономические кризисы на примере зарубежных стран и России……………………………………………………………………………..13
2.1.Финансовый кризис стран Юго –Восточной Азии в 80-90 годы…..13
2.2.Особенности мирового экономического кризиса во Франции…......15
2.3.Финансовый кризис в США 1960г…………………………............…18
2.4.Финансовый кризис России 1998 г………….…...…………………...24
Заключение…...…….……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Эконом. теория ( кризис) - Гавриленко.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

    -продолжительность: в 60-70-х годах девальвации растянулись на ряд лет, как и в 30-х годах, а в 1949 г. это мероприятие было проведено почти одновременно в 37 странах;

    -порядок проведения: девальвации осуществляются не только юридически, но и фактически в связи с ревальвацией в условиях плавающих валютных курсов. А в 1949 г. в период послевоенной разрухи вопрос о ревальвации даже не поднимался и господствовал режим фиксированных валютных курсов.

  1. Структурный характер кризиса мировой валютной системы. С крушением Бреттонвудской системы были отменены ее структурные принципы: прекращен размен долларов на золото, отменены официальная цена золота и золотые паритеты, прекращены межгосударственные расчеты золотом, введен режим плавающих валютных курсов, доллар и фунт стерлингов официально утратили статус резервных валют. На эту роль стали выдвигаться марка ФРГ и японская иена.
  2. Влияние государственного валютного регулирования. С одной стороны, оно способствует обострению противоречий в валютной сфере; с другой - регулированию на национальном и межгосударственном уровнях с целью смягчения последствий валютного кризиса и поиска выхода из него путем валютной реформы.

      Валютный  кризис, дезорганизуя экономику, затрудняя  внешнюю торговлю, усиливая нестабильность валют, порождает тяжелые социально-экономические  последствия. Это проявляется в увеличении безработицы, замораживании заработной платы, росте дороговизны. Ревальвация сопровождается уменьшением занятости в экспортных отраслях, а девальвация, удорожая импорт, способствует росту цен в стране. Центробежной тенденции, отражающей межгосударственные разногласия, противостоит тенденция к валютному сотрудничеству. 

2.4. Финансовый кризис России 1998 г.

       События 17 августа могут быть  названы не простым финансовым  кризисом, а фактически финансовой  катастрофой нашей страны. Надо  сказать, что финансовый кризис, который мы рассматриваем, наложился  на длительный глубокий социально-экономический кризис, который начался еще в недрах плановой централизованной системы с 1990 года. Также нужно принять во внимание состояние экономики, на фоне которой этот финансовый кризис возник. Объем промышленного производства упал более чем в два раза, по сравнению с докризисным 1989 годом, ВВП сократился на 40%, сельское хозяйство - примерно на 40%, более чем в три раза сократились инвестиции и на треть - реальные доходы, вырос внешний долг, ослабла финансовая система и многое другое.

      Мы  находились в переходном периоде, у нас существовали еще не уничтоженные элементы старого, и только появлялось очень слабое, пока только нарождающееся новое, преобладал неэффективный собственник, у которого не было денег и возможностей использовать принадлежащую ему собственность. Многие рыночные реформы еще даже не начинались, налоговая система находилась в жутком состоянии, вся социальная система практически осталась советской, в ужасном положении бюджет, массовые неплатежи, бартер, и плюс ко всему этому тяжелая политическая обстановка. Можно рассматривать финансовый кризис с разных сторон: найти его истоки в 1917 году, можно начать с 1991 года и сказать, что это - закономерное следствие перехода к рынку [не было бы перехода к рынку - не было бы такого кризиса, но, вероятно, был бы другой]. Можно говорить, что если бы в 1995-97 гг. жесткая финансовая политика была бы более последовательной, то и кризис был бы более мягким. Можно сказать, что если бы были другие условия думских выборов [не было бы пятипроцентного барьера], то кризис мог бы быть другим, и т.д.9

           При анализе нынешнего кризиса  важно понять, что он явился  результатом не чьей-то злой  воли или некомпетентности, а  стечения обстоятельств. Началом  кризиса можно считать конфискацию  сбережений 1992 года, которая подорвала доверие населения к только что возникшему российскому государству и правительству реформаторов. Все последующие действия правительства лишь усугубляли пропасть между народом и новой власти. В России стремительно возникали огромные состояния не совсем законным путем. Наступление эры криминального государства и невозможность доверять реформам были подтверждены следующими явлениями:

    • приватизация и фактически бесплатная раздача огромной государственной собственности между номенклатурой и несколькими удачливыми дельцами;
    • режим «экспортных квот», позволявший, используя колоссальную разницу между внутренними и мировыми ценами, получать огромные доходы и оставлять их основную часть за границей;
    • таможенные льготы разного рода «ветеранским», «спортивным» и церковным организациям, особенно на спиртное, табак, многие виды продовольствия, автомобили;
    • обращение огромных бюджетных денег через уполномоченные банки, дополненное впоследствии продажей банкам краткосрочных государственных обязательств под невиданно высокий процент;
    • криминальные операции: финансовые «пирамиды»', подпольное производство и контрабанда спиртного, расхищение и продажа военного имущества, коррупция, рэкет, торговля наркотиками и т.д.

      Экономика России фактически вернулась в состояние безденежной, натуральной экономики. Приблизительно 30% экономического оборота обслуживается нормальными деньгами, оставшиеся 70% - бартер и разного рода суррогатные денежные сделки.

          По этой причине возникают  и всеобщие неплатежи: бюджет  не платит  предприятиям за выполненные государственные заказы, не выплачивает пенсии, зарплату работникам бюджетной сферы. Предприятия в свою очередь не платят налоги в бюджет, друг другу, банкам, своим работникам, не делают отчислений в Пенсионный и другие фонды и т.д. Образовался «заколдованный круг», и виновником его является бюджет. Известно, рубль, вовремя не выплаченный из государственной казны, порождает до 6 и более рублей не платежей по всей цепи экономических отношений. 

          В рамках «антиинфляционной политики» наше правительство и Центробанк вместо регулируемой эмиссии [вполне законного и практичного средства покрытия бюджетного дефицита в умеренных масштабах, применяемого во всем мире] решили использовать принцип финансовой ''пирамиды'', обеспечив по выпускам разного рода краткосрочных государственных ценных бумаг [займов] фантастический уровень прибыли Центробанку, Сбербанку и другим участникам – от 50 иногда до 200 и более процентов годовых. В результате все свободные деньги ушли из реальной экономики на рынок ГКО. Банки хотели получить более высокий процент годовой прибыли, чем 5-10%, которые считаются нормальным процентом прибыли во всем мире.

      Свою  несостоятельность показала и примитивно-фискальная налоговая политика правительства. Она вытолкнула более сорока  процентов Российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу.

      Между тем многие традиционные доходы Российского  государства, например, акциз на алкоголь, уже целые годы как полностью  или частично отданы подпольным производителям и контрабандистам. Однако, одним из последних шагов в этой сфере российского правительства является введение государственной монополии на алкогольную продукцию.

        У населения в России на руках находится приблизительно 40-60 млрд. долл., в организованную банковскую систему на валютные вклады вложено 2-3 млрд. долл. Некоторая часть [примерно ¼] этих остающихся вне банковского оборота денег находится в деле, у «челноков», но основная часть не задействована. Причина этого – полная не доверие людей к банкам, хотя некоторые из них в последние годы выплачивали по частным вкладам очень высокие проценты. Как показали недавние события, это недоверие оказалось совершенно оправданным: кто не вложил деньги в банк – выиграл, а кто вложил – проиграл.

      Еще одна серьезная проблема – продолжающееся бегство отечественного капитала за рубеж. По разным оценкам, из России за  90-е годы эмигрировало приблизительно 300-400 млрд. долл., что более чем в 1,5-2 раза превышает нашу задолженность внешнему миру, а с учетом многих не выплаченных нам внешних долгов – в 3 раза. В настоящее время не мир финансирует Россию, а наша страна помогает финансировать мир.

        Еще одна стратегическая ошибка  последних лет – допуск в  страну доллара и установления  с самого начала неоправданно  высокого курса рубля по отношению к нему. Не был использован опыт российской экономики 20-ых годов – выпустить параллельную, стабильную и полностью конвертируемую национальную валюту с твердым курсом [«червонец»]. Вместо этого в страну был допущена чужая, неподконтрольная валюта. Таким образом, доллар превратился в истинного хозяина российской экономики. Кроме того, был установлен не реальный, резко заниженный курс, на поддержку которого Центробанк потратил впустую несколько десятков миллиардов долларов. 10

      Более того, эти столь необходимые резервы были фактически затрачены на затруднение российского экспорта [особенно экспорта с повышенной обработкой] и в то же время на поддержание наших внешних конкурентов и импортеров продукции, создавая новые рабочие места не в России, а за рубежом.

          Таким образом, в России создалась  в высшей степени уродливая  система организации главных  финансовых потоков. С одной  стороны, все нормальные источники  образования государственных [бюджетных] доходов были либо полностью, либо частично парализованы: прямые и косвенные налоги, рублевые и валютные сбережения населения, выручка от продажи государственной собственности по реальным, а не заниженным ценам, возможная продажа земли, доход от государственного кредита и многое другое. Главные деньги страны ушли за границу. С другой стороны, прямые иностранные частные инвестиции были не велики. Государственный бюджет все годы реформ строился на двух не надежных опорах, однако, позволявших покрывать его дефицит: на «пирамиде» ГКО, включая и ее валютную часть [более 1/3], и на прямое помощи некоторых внешних партнеров и международных финансовых организаций.

         Усугублению кризиса способствовали  и внешние факторы: 

      -общая неустойчивость финансовых рынков развивающихся стран, породившая повальную панику среди иностранных инвесторов [в том числе и держателей ГКО];

      -резкое падение мировых цен на нефть, снизившее общие доходы России от экспорта приблизительно   на 10-15%.

        Роль «азиатского», а в действительности, как это стало ясно сегодня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать, хотя стоит признать, что волны кризиса легли у нас на «удобренную» внутренними проблемами почву. Если бы не кризис в Азии, то все свелось бы к финансово-экономическому, бюджетному кризису. Поскольку бюджет был принят очень поздно, наверное, 1998 год не был бы годом оживления. Но и не был бы годом большой инфляции.  На две трети причины финансовой катастрофы связаны с неправильной реакцией правительства и ЦБ на волны финансового кризиса, которые докатились до России.

      Пренебрежение российских властей доверием населения, внутренних и внешних инвесторов наглядно выразилось в решениях 17 августа 1998г. и последовавших затем заявлениях первых российских официальных лиц. Были прекращены все платежи коммерческих банков, имевшие неосторожность поверить российскому правительству.

      Внешние факторы лишь ускорили наступление  кризиса в России и увеличили  его тяжесть.

           Однако начало кризиса было  спровоцировано непосредственно  правительством. Оно пыталось одновременно  в течение короткого срока девальвировать рубль, подкорректировать ставшую неэффективным рынок ГКО-ОФЗ, повысить налоговые поступления в казну, облегчить положение крупнейших банков путем замораживания зачетов с их зарубежными кредиторами, объявить войну неплатежам. Полученные результаты не имели ничего общего с ожидавшимися.

      Последствия  кризиса 

      Среди важнейших экономических последствий  финансового кризиса в России, особенно обострившегося к августу 1998 года, можно выделить следующие:

      Снижение  доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России означает утрату возможностей занимать деньги как на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста.

      Закрытие  как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означало в сложившееся ситуации переход к инфляционному характеру финансирования и возвращение к практике кредитование Центробанком Правительства России. Это, в свою очередь, повысило темпы роста денежной массы и неизбежно сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики. Кризис отечественного банковского сектора, происходящий не только из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, привел к обострению кризиса неплатежей.

Информация о работе Структурные кризисы