Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:33, курсовая работа
Данная курсовая представляет собой обзор сложной экономической ситуации, в которой находятся многие страны.
Введение…....………………………………….…………….……………...……..…3
Глава 1. Структурные кризисы: причины, пути выхода...............................……...5
1.1.Понятие и общеэкономические причины кризиса…..………………5
1.2. Последствия и пути выхода из кризиса……………………….….7
Глава 2. Структурные экономические кризисы на примере зарубежных стран и России……………………………………………………………………………..13
2.1.Финансовый кризис стран Юго –Восточной Азии в 80-90 годы…..13
2.2.Особенности мирового экономического кризиса во Франции…......15
2.3.Финансовый кризис в США 1960г…………………………............…18
2.4.Финансовый кризис России 1998 г………….…...…………………...24
Заключение…...…….……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………………….38
Обвал на российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор [индекс РТС-1 с начала октября 1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%] приведет к дальнейшему снижению возможностей российских предприятий по привлечению финансирования.
По
отношению к первому кварталу
в ходе кризиса произошла почти
160-процентная девальвация рубля. В
то же время наблюдался интенсивный
рост индекса потребительских цен
[см. график 2.4.1]
График 2.4. 1.
Месячные изменения ИПЦ в
Методы преодоления кризиса
Правительство РФ и Центробанк распространили совместное заявление, содержащее комплекс мер, направленный на нормализацию финансовой и бюджетной политики.
Первое. Для того, чтобы ослабить остроту спекулятивных атак и избежать сокращения валютных резервов ЦБ, направляемых на поддержание курса рубля, с 17 августа валютный коридора расширен почти на 50%. Теперь цена за доллар может колебаться от 6 до 9,5 руб. Официальный курс рубля определяется Центральным банком ежедневно по итогам торгов на биржевом и внебиржевом секторах внутреннего валютного рынка. Для контроля за динамикой колебаний валютного курса в установленных рамках государство будет использовать свои валютные резервы. Система плавающего изменения курса означает возможность более гибко реагировать на ситуацию на рынке, а отнюдь не девальвацию, подчеркнул Кириенко. Что ж, может быть. Во всяком случае, решительность и смелость Сергея Кириенко вполне компенсируют его извинительные в таких двусмысленных обстоятельствах попытки сохранить лицо.
Второй пункт касается государственных кредитных обязательств. Снижение нагрузки на бюджет и реструктуризация внутреннего долга позволит правительству высвободить средства на погашение задолженности перед бюджетной сферой и на социальные выплаты. В этих целях государственные ценные бумаги со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. будут переоформлены в новые ценные бумаги, а пока не завершится переоформление, торги по ГКО-ОФЗ приостанавливаются. Государство без сомнения обеспечит их погашение, но в более растянутые сроки. Это означает гарантию того, что пирамида ГКО не обрушится на головы наших сограждан, а будет аккуратно демонтирована.
Третье. Чтобы окончательно не «посадить» ликвидность банков и компаний, обеспечить защиту российского рынка от дестабилизирующего воздействия миграции краткосрочного спекулятивного капитала, правительство вводит временные ограничения на операции капитального характера для резидентов РФ. С 17 августа '98г. объявлен трехмесячный мораторий на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг и на выплаты по срочным валютным контрактам. Особо подчеркнем, что объявленные меры не коснутся международных обязательств России, которые будут обслуживаться строго по графику. Одновременно вводится запрет для нерезидентов на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1 года. Нетрудно представить себе реакцию иностранных кредиторов, и без того не страдающих избытком доверия, но тут логика правительства проста и понятна. Эти меры объективно работают на улучшение всей экономической ситуации и инвестиционного климата в стране. Отпугнув недоверчивого портфельного спекулянта, они будут способствовать приходу серьезных стратегических инвесторов в реальный сектор экономики.
Кроме того, поддержка правительством и ЦБ создания платежного пула из 12-ти крупнейших российских банков, целью которого является поддержание стабильности межбанковских расчетов, означает намерение взять, наконец, под жесткий контроль банковскую систему страны, что есть несомненное благо как для крупных банков, так и для исполнительной власти. Обрушившийся финансовый рынок нуждается в реконструкции и притоке дополнительных средств. В целях создания ликвидного рынка для коммерческих банков правительство начнет размещение краткосрочных [одно- и двухнедельных] ценных государственных бумаг. Будет расширен спектр бумаг, выпускаемых для населения.12
1)
По своему происхождению финансовый кризис
1997 - 98 гг., кульминационная стадия которого
пришлась на август 1998 г., был чисто российским
кризисом. Он не был вызван внешними
причинами - ни азиатским кризисом, ни
недоверием зарубежных инвесторов, ни
падением мировых цен на нефть и другие
сырьевые товары, ни так называемым «мировым
финансовым кризисом», убедительного
подтверждения существования которого
до сих пор так и не представлено.
2)
По своей природе российский кризис 1997
- 98 гг. явился валютным кризисом в основе
которого лежала возраставшая несбалансированность
валютных активов и обязательств российских
денежных властей. Ни тяжелая бюджетная
ситуация, ни обострение долговой проблемы,
ни спад инвестиций не объясняют характер,
течение и последствия прошедшего кризиса.
3)
Важнейшей причиной российского валютного
кризиса стала экспансионистская денежно
- кредитная и безответственная валютная
политика, проводившаяся Центральным
банком во время существования так называемого
«валютного коридора» и существенно усугубленная
действиями его руководства весной –
летом 1998г. Экспансионистская денежная
политика маскировалась относительно
низкими темпами прироста рублевых денежных
агрегатов, которые удалось обеспечивать
исключительно валютными заимствованиями.
4)
Политика «валютного коридора», проводившаяся
в июле 1995 г. - августе 1998г. и поощрявшая
фактически неограниченные заимствования
за рубежом, спровоцировала наступление
не только валютного, но также и банковского
кризиса, проявившегося в увеличении дисбаланса
валютных активов и пассивов российских
коммерческих банков. Субсидирование
денежными властями коммерческих банков
с помощью удержания искусственно завышенного
валютного курса за счет валютных интервенций,
осуществлявшихся на заемные средства,
не могли естественно разрешить банковский
кризис, но существенно увеличили масштабы
самого валютного кризиса.
5)
Политика «валютного коридора», поощрявшая
практически неограниченные внешние заимствования,
а также субсидирование коммерческих
банков весной – летом 1998 г. обострили
проблему российского внешнего долга,
выросшего за эти годы более чем на 30 млрд.
дол. Хотя в настоящее время полномасштабного
долгового кризиса еще нет, продолжение
политики заимствований, и отказ от причитающихся
российским кредиторам платежей делает
его наступление в ближайшее время практически
неизбежным.
6)
С экономической точки зрения субсидирование
денежными властями коммерческих банков
означало национализацию их убытков и
поощрение государством их весьма рискованного
и неэффективного поведения. Оно стало
ярким примером, как укорененного социалистического
мышления российских властей, так и популистской
политики, проводившейся ими в России
последние годы. Как показывает российский
опыт, для социалистического мышления
неприемлема сама мысль о том, что банковский
сектор является точно таким же коммерческим
сектором, ориентированным на прибыль
и подверженным рискам, как и любой иной
коммерческий сектор экономики. Субсидирование
неэффективных банков ничем не отличается
от субсидирования неэффективных сельскохозяйственных
предприятий, убыточных угольных шахт,
неконкурентоспособных заводов ВПК - оно
всегда осуществляется за счет эффективных
компаний, производящих положительную
добавленную стоимость.
7)
Поддержание денежными властями искусственно
завышенного валютного курса во время
действия «валютного коридора» означало
ни что иное, как дополнительное имплицитное
налогообложение наиболее эффективного
сектора экономики - экспортного производства,
за счет которого дополнительно имплицитно
субсидировались наименее эффективные
сектора экономики и потребление. В результате
увеличения квазифискального бремени
[из - за роста налогообложения и субсидирования]
общая эффективность российской экономики
существенно снизилась, что проявилось
в ускорении экономического спада летом
- осенью 1998 г. Отказ от поддержания искусственно
завышенного курса рубля привел к прекращению
спада и возобновлению промышленного
роста весной - летом 1999 г.
8)Мировые
валютные кризисы по характеру своего
действия являются краткосрочными и могут
быть преодолены за относительно короткое
время. Кризис внешнего долга, наступление
которого значительно приближено политикой
«валютного коридора» по своей природе
является долгосрочным и не имеет простых
и легких решений.
9) В последнее время о важности преодоления бюджетного и долгового кризисов сказано уже немало. Однако мерам по предотвращению новых валютных кризисов внимания уделялось недостаточно. Опыт российского валютного кризиса1997 - 98 гг. показал, какие меры являются для этого совершенно необходимыми. Поскольку главной причиной валютного кризиса и главным препятствием на пути его предотвращения выступает юридический статус и фактические права и обязанности Центробанка, то именно их, прежде всего, касаются предлагаемые ниже меры.
Во - первых, необходимо полномасштабное дерегулирование валютного рынка и рынка золота.
Во - вторых, Центральный банк должен быть лишен дискреционных прав в области денежно - кредитной и валютной политики.
В - третьих, Центробанк должен быть лишен функции кредитора последней инстанции.
В - четвертых, Центробанк, превратившийся одновременно и в «министерство по делам коммерческих банков» и в главного банковского лоббиста, должен быть лишен надзорных и регулирующих функций за состоянием банковского сектора. Их большая часть должна быть ликвидирована, меньшая часть - передана в соответствующий надзорный орган в рамках правительства или подотчетный ему.
В - пятых, доли государства в банках с государственным участием [Сбербанке, ВТБ, ВЭБ, совзагранбанках] должны быть проданы с перечислением всей выручки в федеральный бюджет для погашения государственного долга.
В - шестых, национальная платежная система должна быть отделена от Центробанка и продана в собственность банкам - участникам.
В - седьмых, финансирование операций Центрального банка как государственной организации должно осуществляться по смете, утверждаемой парламентом наряду с федеральным бюджетом. Разница между доходами Центробанка и его расходами, осуществленными согласно смете, должна передаваться в федеральный бюджет на погашение государственного долга.
В - восьмых, должны быть прекращены чистые заимствования, осуществляемые федеральным правительством или гарантированные Российской Федерацией, федеральный бюджет должен быть сбалансирован.
В - девятых, государственный долг, держателем которого выступает Центральный банк, должен быть списан.
В - десятых, должно быть введено полное резервирование денежной базы валютными резервами. Предлагаемая программа мер, способная обезопасить страну от повторения валютных кризисов, очевидно, вряд ли может быть реализована в ближайшее время. Но это означает лишь, что вероятность повторения валютных кризисов, подобных августовскому, сохраняется весьма высокой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой кризис не только порождает многочисленные проблемы и трудности, но вместе с тем расчищает накопившиеся «завалы», корректирует конъюнктуру, создает пути преодоления выявившихся проблем. Так, девальвация национальной валюты создает благоприятные условия для роста конкурентоспособности стран, охваченных кризисов. В этом же направлении действуют кризисное сокращение реальной заработной платы и замедление роста цен на капитальные блага. Падение цен на акции ниже их «фундаментальных характеристик» открывает перспективы нового биржевого подъема. Закрытие ненадежных финансовых учреждений, в конечном счете, способствует общему оздоровлению банковской системы.
И все же новый этап экономического подъема может обрести реальную базу только тогда, когда сложатся экономические условия для расширения производства в новых отраслях, находящихся в восходящих фазах соответствующих отраслевых циклов и когда наметится тенденция к новому массированному притоку капиталов.