Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:39, курсовая работа
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства .
Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.1)Границы государственного регулирования 9
1.2)Субъекты экономической политики 14
1.3)Цели государственного регулирования экономики 17
1.4)Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы 18
1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28
1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования 42
1.7)Разгосударствление и его формы 43
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное регулирование экономики в США 46
2.2)Государственное регулирование экономики в России 52
2.3)Сравнительный анализ
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тюменский государственный нефтегазовый университет по курсу «Экономическая теория» на тему Выполнил:
студент Проверил: |
Введение
1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
1.1)Границы
государственного
1.2)Субъекты экономической
1.3)Цели государственного
1.4)Методы государственного
вмешательства государства в экономические процессы 18
1.5)Основные сферы
1.6)Государственное
1.7)Разгосударствление и его
2.Государственное регулирование экономики в США и России
2.1)Государственное
2.2)Государственное регулирование экономики в России 52
2.3)Сравнительный анализ
Заключение
Введение.
В
1991 году Россия вступила в полосу реформ
. Этот процесс продолжается до сих
пор и носит глобальный характер
. Затронуты все сферы
Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна , ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств , его возможности велики , но все же не безграничны . Существуют области , где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства .
Государственное
регулирование экономики в
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы , которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности . Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы , массовая безработица , нарушения в денежном обращении , обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики .
Теоретически
понятие государственной
Объективная
возможность государственного регулирования
экономики появляется с достижением определенного
уровня экономического развития , концентрации
производства и капитала . Необходимость
, превращающая эту возможность в действительность
, заключается в нарастании проблем , трудностей
, с которыми и призвано справиться государственное
регулирование экономики . В современных
условиях государственное регулирование
экономики является составной частью
процесса воспроизводства . Оно решает
различные задачи : это , например , стимулирование
экономического роста, регулирование
занятости , поощрение прогрессивных сдвигов
в отраслевой и региональной структуре
, поддержка экспорта . Конкретные направления
, формы , масштабы государственного регулирования
экономики определяются характером и
остротой экономических и социальных
проблем в той или иной стране в конкретный
период . В силу ряда причин наиболее развитый
механизм государственного регулирования
экономики сложился в некоторых странах
Западной Европы (ФРГ , Великобритания,
Франция , Нидерланды , Австрия , Испания
), в Японии , в ряде быстро развивающихся
стран Азии и Латинской Америки . Слабее
развито государственное регулирование
экономики в США , Канаде , Австралии . Тем
не менее государственное регулирование
экономики и в этих странах играет значительную
роль , особенно в период ухудшения конъюнктуры
, при высоких показателях безработицы
и инфляции . Особенно важна роль государственного
регулирования экономики в развивающихся
странах , создающих независимую экономику
, в бывших социалистических странах ,
осуществляющих переход от планового
хозяйства на базе государственной собственности
к рыночному хозяйству на базе частной
собственности .
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ.
1.1)Границы вмешательства государства в экономику.
Теперь рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику . Прежде всего это области , где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
Функции , выполняемые государством по организации денежного обращения , предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов , составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка . Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка . Как видно , нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок .
Если обратиться к реальному конкурентному рынку , то обнаружатся новые области экономической жизни , где проявляется ограниченность механизма рынка , что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику . Кратко обозначим эти сферы . Подробнее они будут рассмотрены в анализе основных сфер государственного вмешательства .
Перераспределение доходов .
Рынок признает справедливыми доходы , полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства , размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов . В обществе же есть люди , не владеющие ни землей , ни капиталом , ни трудом (нетрудоспособные , неимущие). Они не участвуют в конкуренции , не получают никаких доходов . Существуют и люди, не имеющие работу , но трудоспособные , они не могут найти рыночное применение своему труду . Рыночное распределение доходов неприменимо к тем , кто занят производством общественных товаров , их содержание становится задачей государства , а не рынка .
Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов , ибо то , что справедливо с позиции рыночного механизма , несправедливо с общечеловеческих норм морали , нарушает право человека на достойное существование в обществе .
Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей . Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей , которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.
Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами . Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.