Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность финансов и их функции, а также принципы построения финансовой системы государства.
В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность и функции государственных финансов;
- изучить понятие финансовой системы государства и принципы ее построения;
- изучит финансовую системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 8
2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 13
2.1 Сущность финансовой системы 13
2.2 Принципы построения системы государственных финансов 15
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Работа состоит из  1 файл

БГАУ - Эконом теория -.docx

— 59.61 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Сущность и функции государственных финансов 5

1.1 Сущность финансов 5

1.2 Функции финансов 8

2 Финансовая система государства и принципы ее построения 13

2.1 Сущность финансовой системы 13

2.2 Принципы построения системы государственных финансов 15

3 ФинансоваЯ система РФ 19

Заключение 29

Библиографический список 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственные финансы – составная  часть финансовой системы государства  центральная подсистема, через которую  осуществляется влияние государства  на экономическое и социальное развитие. Она имеет свои особые принципы организации  и функционирование. Это обусловлено  функциями и ролью государства  в регулировании и обеспечении  экономических, социальных и демократических  принципов жизни населения и  создании благоприятных условий  для деятельности производственных и непроизводственных структур.

Государственные финансы – основа финансовой системы государства. Она опосредствует почти 80% всех финансовых ресурсов и содержит разные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность. Государственные финансы охватывают: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; государственный кредит.

Все звенья государственных финансов имеют собственную сферу функционирования, однако они тесно связаны между  собой.

Государственному бюджету принадлежит  центральное место в системе  государственных финансов. Он охватывает все сферы экономической деятельности государства. За своей сутью бюджет характеризует финансовое положение  государства. Однако бюджет – очень  сложная экономическая категория, к которой нельзя подходить однозначно, как и использовать его показатели без детального анализа бюджетной  системы государства. Бюджетную  систему составляет совокупность всех бюджетов государства. Принципы построения бюджетной системы регулируются бюджетным законодательством и  зависят прежде всего от административно-территориального устройства в государстве. Взаимоотношения между разными составляющими бюджетной системы определяются уровнем развития демократических принципов в государстве.

Цель данной работы состоит в  том, чтобы изучить сущность финансов и их функции, а также принципы построения финансовой системы государства.

В ходе выполнения работы предстоит  решить следующие задачи:

- изучить сущность  и функции  государственных финансов;

- изучить понятие финансовой  системы государства и принципы  ее построения;

- изучит финансовую системы  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и функции государственных  финансов

    1. Сущность финансов

 

Реализация внутренних и внешних  функций государства невозможна без наличия и использования  финансовых ресурсов. Именно за счет аккумуляции  денежных средств в собственности государства, формирования специальных фондов создается, в конечном итоге, возможность для существования самого государства.

Сущность и назначение финансов, особенности их функционирования связаны  с природой и функциями государства, осуществлением расширенного воспроизводства, товарно-денежными отношениями. Формируясь в сфере материального производства, основная масса денежных доходов  затем трансформируется, преобразуется  и движется в рамках различных  правовых режимов. В этих условиях формируется  своеобразная объективная двусторонняя связь финансов и государства.

С одной стороны, финансы, их формы, размеры фондов определяют возможности  государства, задачи и направления  его деятельности, гарантируют финансово  обеспеченные перспективы государственного развития, с другой - с помощью  финансов государство активно воздействует на все стороны процесса воспроизводства. С их помощью происходит распределение  результата воспроизводства - совокупного  общественного продукта, перераспределение  и доведение его составных  частей до конечного потребителя. За счет финансовых ресурсов организуется стимулирование, развитие производства, поддержание объективных и рациональных пропорций развития общественного  производства, государства в целом [6, с. 119].

Существование финансов объективно связано  с необходимостью изъятия, формирования и распределения государством части  совокупного общественного продукта. Этим определяется и назначение финансов распределение и перераспределение  совокупного общественного продукта в денежной форме. Именно этим характеризуются  признаки финансов, их место и роль, особенности проявления, формы закрепления и регулирования государством.

Особенности финансов определяются несколькими  положениями:

1. финансы тесно связаны с природой и функциями государства, определяются специфическими его формами и задачами развития;

2. финансы представляют специфические, однородные отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов;

3. финансы неразрывно связаны с товарно-денежными отношениями;

4. финансы связаны с распределением и перераспределением части совокупного общественного продукта.

Финансы позволяют государству  формировать фонды денежных ресурсов общественного назначения как в централизованной, так и в децентрализованной форме. В процессе формирования и использования централизованных денежных фондов государство оказывает влияние и на образование, расходование децентрализованных денежных средств, устанавливает и гарантирует специальные правовые режимы их существования.

Очень важно подчеркнуть, что предметом  финансового публично-правового  регулирования являются не финансы  вообще как исчерпывающая совокупность всех денежных средств в государстве, а только публичные финансы, т. е. те, собственником которых являются государство и территориальные громады. Именно поэтому публичный аспект финансов и отграничивает предмет регулирования, проводит грань между публичными и частными финансами. Последние охватывают диспозитивные отношения и не являются предметом финансового права [11, с. 236].

Финансы (лат. - платеж) уже в XIII-XIV веках прочно связываются с понятием, означающим расчет, окончание срока платежа, погашение денежного обязательства, выплату суммы денег. Несколько позже специфическую окраску придает этой категории германский корень, означающий «хитрый, ловкий, коварный», что, видимо, было далеко немаловажно при выполнении денежных обязательств в средние века. И только к XVI-XVII векам категория финансов (первоначально преимущественно французское значение термина) стала обозначать хозяйственную деятельность государства, его финансовые ресурсы. Тот смысл, содержание финансов, которые сегодня связаны с этой категорией, прочно вошло в обиход к началу XIX века.

Именно с этого времени финансы  становятся многоаспектной категорией, охватывающей экономическое, социальное, правовое отношение. Естественно, что прежде всего это система отношений, но, видимо, уместно отметить и прикладное значение финансов. Правовая категория финансов проявляется в тех формах, которые восприняты и используются сегодня законодательством. Поэтому необходимо различать финансы как систему отношений, регулирующих движение государственных денежных средств, и как систему понятий, категорий, закрепленных и используемых законодательством (доход, прибыль, себестоимость, цена и т. д.).

В данном случае уместна аналогия с философскими категориями содержания и формы. Финансы как система  правовых отношений определяют содержание явления. Законодательное же закрепление  их показывает, насколько в данный момент эти отношения осознаны, поняты, восприняты, в какой форме их закрепил законодатель [3, с. 96].

Финансы как правовая категория  могут рассматриваться в двух аспектах:

а) в широком (межотраслевом);

б) в узком (финансово-правовом).

В первом значении финансы (или отдельные  их аспекты, стороны) востребованы многими  отраслями права и имеют общеотраслевое значение. Например, понятие цены, стоимости, дохода и т. д. - это отношения, регулирующиеся и гражданским, и финансовым, и административным, и трудовым правом, и иными его отраслями. Во втором случае речь идет о публичном значении финансов, исключительно о денежных фондах государства и территориальных громад. В этой ситуации общеотраслевые понятия, категории приобретают специально-отраслевой характер и значение, выражают специфические, однородные финансово-правовые отношения. Общеотраслевые категории дохода, стоимости, цены приобретают финансово-правовое значение [12, с. 216].

 

    1. Функции финансов

 

Финансы, представляя собой отношения  между людьми по поводу формирования, распределения и использования  денежных фондов, тесно связаны с  деньгами, денежными средствами, однако это не позволяет поставить между  ними знак равенства. Финансовые отношения, будучи преимущественно денежными  отношениями, не адекватны им, ведь за пределами их остаются отношения, регулирующие уплату штрафов (административное право), отношения купли-продажи (гражданское  право), отношения по выплате заработной платы, пенсий, пособий (трудовое право) и иные отношения, связанные с  движением денег, но не являющиеся финансовыми.

Следует подчеркнуть исторический характер финансов, их соотношение с деньгами, что и позволяет сформировать основу разграничения этих категорий. Финансы, участвуя в регулировании обмена и потребления, связаны с возникновением и развитием товарно-денежных отношений и были представлены уже на уровне их примитивных форм, участвовали в стихийных, эпизодических случаях обмена. А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, анализируя развитие стоимости, выделяли четыре ее формы, отражающие определенные качественные этапы.

Первая (простая, единичная или  случайная) форма стоимости характеризовала  спорадический, стихийный обмен  товаров. Естественно, ни о каких  деньгах или специфических эквивалентах здесь речь не шла.

Вторая (эквивалентная) форма стоимости  характеризовала устойчивые формы  обмена, означала появление необходимости  в определенных эквивалентах стоимости.

Третья (всеобщая) форма стоимости  предполагает появление единого, всеобщего  эквивалента, но это опять-таки не деньги. На этой стадии могли использоваться ракушки, меха, бруски железа и т. д. Но действительно всеобщим эквивалентом в этот период становится скот. Достаточно вспомнить казну древнерусских  князей (скотницу) или ее казначея (скотника). Да и само понятие состоятельности, богатства - «капитал» тоже связано  с этим этапом (лат. сари - голова), когда голова скота была мерилом благосостояния лица. И только четвертая (денежная) форма стоимости приводит к формированию и использованию именно денежных фондов. Таким образом, финансы «старше» денег.

Финансовые отношения связаны  не только с деньгами. В определенной мере сюда вовлечена и группа натуральных  отношений. Естественно, они неразрывно связаны или производим от денежных, но не адекватны им. Например, действующее  законодательство закрепляет возможность  уплаты налога в натуральной форме (фик­сированный налог с сельскохозяйственных производителей), хотя по своей природе налог - это денежные поступления [10, с. 146-147].

Финансовые отношения охватывают и отношения по обеспечению обязанности но уплате налога (реализация имущества налогоплательщика). Естественно, эти отношения либо опосредуют денежные, либо связаны с определенными трудностями, носят временный характер. Однако и это свидетельствует о несовпадении финансов и денег. Объективная необходимость финансов обуславливается существованием государства, наличием товарно-денежных отношений. Денежные же фонды образуют материальное содержание финансов, но не их сущность. Финансы представляют собой отношения, регулирующие формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Наиболее важные признаки, свойства, черты, раскрывающие сущность финансов, находят свое выражение в их функциях. Финансы, функционируя как инструмент распределения части совокупного  общественного продукта, одновременно и контролируют деление его на части, соотношения этих частей, каналы расходования фондов. Этим и обусловлено наличие двух функций финансов: распределительной и контролирующей. В некоторых учебниках, монографиях обращается внимание на иные функции (перераспределительную, стимулирующую, дестимулирующую, накопительную и т. д.), однако это фактически отдельные стороны реализации распределительной функции, некоторые особенности ее осуществления.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ