Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность финансов и их функции, а также принципы построения финансовой системы государства.
В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность и функции государственных финансов;
- изучить понятие финансовой системы государства и принципы ее построения;
- изучит финансовую системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 8
2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 13
2.1 Сущность финансовой системы 13
2.2 Принципы построения системы государственных финансов 15
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Работа состоит из  1 файл

БГАУ - Эконом теория -.docx

— 59.61 Кб (Скачать документ)

В качестве самостоятельного звена  в системе государственных и  муниципальных финансов выделяют государственный  и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение  является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая  категория находится на стыке  двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет  в себе черты обеих категорий. Государственный и муниципальный  кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета  и внебюджетных фондов и выступают  как:

а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов;

б) средство покрытия временной недостаточности  финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный  кредиты носят как правило, добровольный характер. Для них характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время государственный и  муниципальный кредиты существенно  отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  выступают конкретные ценности. То при государственном и муниципальном  займах таким обеспечением выступает  все имущество, находящееся в  собственности того или иного  уровня власти. Кроме того, федеральные  заимствования не имеют конкретного  целевого характера.

Государственный и муниципальный  кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с  одной стороны. И юридическими, физическими  лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные  органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают  в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение  займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению  только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные и муниципальные  займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как  заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные  займы осуществляются путем эмиссии  и размещения ценных бумаг, получения  кредитов у специализированных финансово-кредитных  институтов и у иностранных государств.

Предоставление государственных  кредитов регламентируется Бюджетным  кодексом РФ. В качестве заемщиков  средств федерального бюджета могут  выступать:

а) бюджетные учреждения;

б) государственные и муниципальные  унитарные предприятия;

в) российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий  с иностранными инвестициями;

г) органы исполнительной власти нижестоящих  бюджетов.

Обеспечением исполнения по возврату государственного кредита выступают  только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в  форме бюджетного кредита и бюджетной  ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой  форму финансирования бюджетных  расходов по предоставлению средств  юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - это бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные  бюджетные ссуды, как правило, предоставляются  на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов [9, с. 262-263].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой  создаются и расходуются фонды  денежных средств.

Финансы - совокупность объективно обусловленных  экономических отношений, имеющих  распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых  в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства  и субъектов хозяйствования для  целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Финансы обладают некоторыми функциями:

- распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

- перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

-регулирующая (финансы могут как  стимулировать производство. так и угнетать его);

- контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Предметом науки о финансах является определенная система экономических  отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций  и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и  задач государства и обеспечения  условий расширенного воспроизводства.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым  функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего  измеряются затраты труда ассоциированных  производителей, а финансы же это  экономический инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

 Считается, что понятие финансовой  системы является развитием общего  определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы  выражают экономические общественные  отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бабич А. М. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник / А. М. Бабич, Л. Н. Пав лова. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  2. Балабанов А.К. Финансы: Краткий курс. - СПб., 2009.
  3. Балабанов И. Т. Государственные финансы / И. Т. Балабанов, Н. А. Каморджанова, В. Н. Степанов, Е. В. Эйбшиц. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2011.
  5. Дробозина Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др., Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.
  6. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2010.
  7. Ковалева А.Н. Финансы: Учебное пособие - М., 2010.
  8. Курс экономической теории: Учебное пособие / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2008.
  9. Курс экономики. / Под ред. Б.А. Райзберга. - М: ИНФРА-М, 2010.
  10. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М.: БЕК, 2008.
  11. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 2009.
  12. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2009.
  13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2010.
  14. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009.
  15. Ямпольскнй, Ю. П. Савинский и др.: Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2010.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ