Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность финансов и их функции, а также принципы построения финансовой системы государства.
В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность и функции государственных финансов;
- изучить понятие финансовой системы государства и принципы ее построения;
- изучит финансовую системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 8
2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 13
2.1 Сущность финансовой системы 13
2.2 Принципы построения системы государственных финансов 15
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Работа состоит из  1 файл

БГАУ - Эконом теория -.docx

— 59.61 Кб (Скачать документ)

Распределительная функция финансов гарантирует обеспечение государством соответствующих субъектов необходимыми денежными ресурсами, поддержание  общественных пропорций. Объектом регулирования  выступает часть совокупного  общественного продукта, поступающая  государству, субъектами отношений - государство, территориальные громады, юридические  и физические лица.

При распределении формируются  и поддерживаются пропорции между  частями совокупного общественного  продукта, национального дохода, обеспечивается развитие расширенного воспроизводства, затрагиваются интересы государства, предприятий, граждан. Эта функция  реализуется в процессе первичного и вторичного распределения. В первом случае образуются первичные фонды  базового уровня (доходы физических лиц, прибыль предприятий и организаций  и т. д.), совокупность которых и  формирует национальный доход государства. Однако на этом этапе образуются только предпосылки формирования государственных  денежных фондов, размеры которых  окончательно определятся лишь после  уплаты налогов, обязательных сборов и  платежей.

Последние процессы и составляют содержание вторичного распределения или перераспределения. Этому этапу присущи определенные особенности, связанные с формированием так называемых вторичных доходов государства. Если на стадии первичного распределения прибыль государственных предприятий сразу же поступает собственнику - государству, то на стадии вторичного распределения денежные средства меняют собственника. Например, получив на стадии первичного распределения доходы, на стадии вторичного распределения физические лица, уплачивая налоги, как раз и обеспечивают смену собственности на часть денежных средств, передавая их государству.

Распределительная функция финансов реализуется на нескольких уровнях:

а) внутрихозяйственный - характеризует распределение денежных ресурсов внутри предприятия (формирование фондов материальных затрат, заработной платы, прибыли);

б) внутриотраслевой - обеспечивает распределение денежных средств внутри отрасли, между подотраслями. Прежде всего речь идет о распределении внутри основных отраслей материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство);

в) межотраслевой - распределение денежных ресурсов между основными отраслями. В этих условиях формируются основные пропорции общественного воспроизводства;

г) межтерриториальный - гарантирует поступление денежных средств отдельным регионам государства, зависит от административно-территориального деления государства и обеспечивает образование местных бюджетов.

Контролирующая функция финансов органически связана с распределительной. Они фактически существуют как единый механизм. Осуществляя распределение денежных фондов, государство одновременно контролирует их размеры, соотношение, пропорции. Контролирующей функцией финансов отслеживается весь процесс распределения и движения денежных ресурсов. Дифференциация контроля по стадиям позволяет принять необходимое решение, корректировать на промежуточных этапах движение денежных фондов и уточнить, улучшить процесс распределения [1, с. 194].

Финансы как система отношений  проявляются в целой совокупности категорий, понятий. Одной из наиболее общих, фундаментальных, системообразующих категорий является финансовое хозяйство, финансовая система. В определенной мере речь идет о схожих понятиях. В современной юридической литературе чаще всего характеризуется финансовая система, финансовое хозяйство рассматривается тезисно, применительно к финансовой деятельности государства. В начале XX века в финансово-правовой литературе они преимущественно характеризовались как синонимы, прежде всего исследовалось финансовое хозяйство. Так, С. И. Иловайский рассматривал финансовое хозяйство как «...совокупность явлений, относящихся к планомерной организованной деятельности принудительных союзов, направленной на специальную цель приобретения и затрат хозяйственных благ, необходимых для выполнения всех вообще задач этих союзов».

Он подчеркивал и особенности  финансового хозяйства, к которым  относил:

а) принудительно-коллективный характер хозяйства;

б) регулирование доходов расходами;

в) превосходство над частным  хозяйством как по размерам, так и по продолжительности существования;

г) специфические принудительные способы  приобретения хозяйственных благ;

д) содержание как отрасли управления [7, с. 191].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовая система государства и принципы ее построения
    1. Сущность финансовой системы

 

Финансы, составляя целостную, однородную систему, предполагают определенную внутреннюю видовую дифференциацию. Обусловлена  она более детальным, специальным  анализом внутренних составных частей финансов, отличающихся специфическими особенностями и режимами. В этих условиях однородные, единые по формам и методам формирования или распределения  денежных средств отношения определяются как финансовый институт. Наличие  единых по природе и содержанию, но различных по форме финансовых институтов обусловлено многообразием  сфер применения финансов, направлениями  их реализации [15, с. 169].

Совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих  финансовых институтов составляет финансовую систему государства. Финансовую систему  часто характеризуют в двух аспектах:

а) как совокупность финансовых институтов, опосредующих формирование и использование денежных фондов;

б) как совокупность государственных  органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность (этот аспект будет затрагиваться при анализе компетенции органов финансовой деятельности, органов финансового контроля).

Финансовая система включает следующие  звенья:

1) бюджетную систему;

2)кредитную систему;

3)обязательное государственное  страхование;

4)финансы предприятий [2, с. 204].

Элементы финансовой системы будут  подробно проанализированы в Особенной  части, здесь же только обозначены основные положения, характеризующие звенья финансовой системы. Цельность элемента финансовой системы не исключает сложной соподчиненности его структуры, специфических связей, однако сейчас остановимся на них как на определенной цельности.

Бюджетная централизация ресурсов приобрела новое содержание.

Кредитная система включает как  государственное, так и банковское кредитование. Однако если государственный  кредит явимся безусловной сферой публичного регулирования, где государство  выступает заемщиком денежных средств  на определенные цели и в специфической  форме, то банковское кредитование довольно специфично входит в финансовую систему. Финансово-правовой аспект банковского  кредитования касается только их отношений, которые охватывают и регулируют движение государственных денежных средств, не включая диспозитивные, гражданско-правовые аспекты банковского  кредитования.

Обязательное государственное страхование связано с распределением и перераспределением части совокупного общественного продукта, направлением денежных средств на выплату пенсий, пособий и т. д. Государственное страхование выступает как форма образования и использования целевых денежных фондов, предназначенных для социальных, восстановительных, предупредительных и иных целей.

Финансы предприятий как обособленные денежные фонды связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий. Финансы предприятий составим основу децентрализованных финансов.

При характеристике финансов предприятий  как звена финансовой системы  необходимо учитывать следующее. Финансы  государственных предприятий безусловно являются составляющей финансовой системы, характеризуются публичным содержанием и регулированием.

Финансы негосударственных предприятий  относятся сюда только в той степени, в которой они связаны с  реализацией императивных обязанностей по формированию государственных денежных фондов (например, денежные средства предприятий, за счет которых уплачиваются налоги) [4, с. 175-176].

 

    1. Принципы построения системы государственных финансов

 

В основу построения финансовой системы  положены следующие принципы:

1. Сочетание централизма и демократизма  в организации финансовой системы;  это проявляется в том, что  при централизованном руководстве  со стороны государственных финансовых  органов, одновременно большие  права и самостоятельность предоставляются  местным финансовым органам и  хозяйствующим субъектам.

Данный принцип предопределил  систему двойного подчинения местных  финансовых органов: соответствующий  местной администрации и вышестоящему финансовому органу.

Демократическое начало в управлении отраслевыми финансами проявляется  в закреплении за хозорганами  капитала (основных и оборотных фондов), предоставление им права создавать  денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие  органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении  части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок  их целевого использования.

В предпринимательском секторе  финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами  после выполнения обязательств перед  государственной финансовой системой.

2. Соблюдение национальных и  региональных интересов. Требования  этого принципа призваны обеспечить  национальное равноправие в финансовых  отношениях, равно как и социально  приемлемый уровень развития  регионов. Выражением его в построении  финансовой системы является  соответствие структуры государственных  финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местного исполнительного органа.

3. Принцип единства финансовой  системы предопределяется единой  финансовой политикой, проводимой  государством через центральные  финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми  органами. Управление всеми звеньями  финансов базируется на единых  основных законодательных и нормативных  актах. Единство финансовой системы  заключается в общности главных  источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в  перераспределении средств между  регионами, отраслями для оказания  необходимой финансовой поддержки.  Принцип единства финансовой  системы находит свое конкретное  воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

4. Принцип функционального назначения  отдельных составных элементов  финансовой системы выражается  в том, что каждое звено финансов  решает свои задачи. Ему соответствует  особый финансовый аппарат. Организацию  работы по формированию и использованию  ресурсов государственного бюджета  осуществляет Министерство финансов.

Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим  аппаратом или передаются в ведение  определенного министерства или  правительства.

Вертикальный принцип управления национальным хозяйством обусловливает  соответствующую структуру финансового  аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов, объединений), так и на низовом уровне (фирмах, компаниях  и т.д.). Кроме того, в организации  финансового аппарата отражаются особенности  управления акционерными, совместными, смешанными, кооперативными, а также  общественными предприятиями и  организациями [13, с. 228].

Финансовая система характеризуется  не только составом входящих в нее  частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать  государственный бюджет, предприятия  и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с  кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает  система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1  Схема финансовых связей в экономике

За каждой из указанной  на схеме стрелок стоит множество  разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: «государство-предприятие» (ГП), «предприятие-государство» (ПГ), «государство-государство» (ГГ), «предприятие-население» (ПН), «население-государство» (НГ), «население-предприятие» (НП), «предприятие-предприятие» (ПП), «население-население» (НН), «государство-население» (ГН). Связь «государство-государство» характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь «предприятие-предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь «население-население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ