Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность финансов и их функции, а также принципы построения финансовой системы государства.
В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность и функции государственных финансов;
- изучить понятие финансовой системы государства и принципы ее построения;
- изучит финансовую системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 8
2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 13
2.1 Сущность финансовой системы 13
2.2 Принципы построения системы государственных финансов 15
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Распределительная функция финансов
гарантирует обеспечение
При распределении формируются
и поддерживаются пропорции между
частями совокупного
Последние процессы и составляют содержание
вторичного распределения или
Распределительная функция финансов реализуется на нескольких уровнях:
а) внутрихозяйственный - характеризует распределение денежных ресурсов внутри предприятия (формирование фондов материальных затрат, заработной платы, прибыли);
б) внутриотраслевой - обеспечивает распределение денежных средств внутри отрасли, между подотраслями. Прежде всего речь идет о распределении внутри основных отраслей материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство);
в) межотраслевой - распределение денежных ресурсов между основными отраслями. В этих условиях формируются основные пропорции общественного воспроизводства;
г) межтерриториальный - гарантирует
поступление денежных средств отдельным
регионам государства, зависит от административно-
Контролирующая функция
Финансы как система отношений
проявляются в целой
Он подчеркивал и особенности финансового хозяйства, к которым относил:
а) принудительно-коллективный характер хозяйства;
б) регулирование доходов
в) превосходство над частным хозяйством как по размерам, так и по продолжительности существования;
г) специфические принудительные способы приобретения хозяйственных благ;
д) содержание как отрасли управления [7, с. 191].
Финансы, составляя целостную, однородную систему, предполагают определенную внутреннюю видовую дифференциацию. Обусловлена она более детальным, специальным анализом внутренних составных частей финансов, отличающихся специфическими особенностями и режимами. В этих условиях однородные, единые по формам и методам формирования или распределения денежных средств отношения определяются как финансовый институт. Наличие единых по природе и содержанию, но различных по форме финансовых институтов обусловлено многообразием сфер применения финансов, направлениями их реализации [15, с. 169].
Совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих финансовых институтов составляет финансовую систему государства. Финансовую систему часто характеризуют в двух аспектах:
а) как совокупность финансовых институтов, опосредующих формирование и использование денежных фондов;
б) как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность (этот аспект будет затрагиваться при анализе компетенции органов финансовой деятельности, органов финансового контроля).
Финансовая система включает следующие звенья:
1) бюджетную систему;
2)кредитную систему;
3)обязательное
4)финансы предприятий [2, с. 204].
Элементы финансовой системы будут подробно проанализированы в Особенной части, здесь же только обозначены основные положения, характеризующие звенья финансовой системы. Цельность элемента финансовой системы не исключает сложной соподчиненности его структуры, специфических связей, однако сейчас остановимся на них как на определенной цельности.
Бюджетная централизация ресурсов приобрела новое содержание.
Кредитная система включает как государственное, так и банковское кредитование. Однако если государственный кредит явимся безусловной сферой публичного регулирования, где государство выступает заемщиком денежных средств на определенные цели и в специфической форме, то банковское кредитование довольно специфично входит в финансовую систему. Финансово-правовой аспект банковского кредитования касается только их отношений, которые охватывают и регулируют движение государственных денежных средств, не включая диспозитивные, гражданско-правовые аспекты банковского кредитования.
Обязательное государственное страхование связано с распределением и перераспределением части совокупного общественного продукта, направлением денежных средств на выплату пенсий, пособий и т. д. Государственное страхование выступает как форма образования и использования целевых денежных фондов, предназначенных для социальных, восстановительных, предупредительных и иных целей.
Финансы предприятий как обособленные денежные фонды связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий. Финансы предприятий составим основу децентрализованных финансов.
При характеристике финансов предприятий как звена финансовой системы необходимо учитывать следующее. Финансы государственных предприятий безусловно являются составляющей финансовой системы, характеризуются публичным содержанием и регулированием.
Финансы негосударственных предприятий относятся сюда только в той степени, в которой они связаны с реализацией императивных обязанностей по формированию государственных денежных фондов (например, денежные средства предприятий, за счет которых уплачиваются налоги) [4, с. 175-176].
В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:
1. Сочетание централизма и
Данный принцип предопределил
систему двойного подчинения местных
финансовых органов: соответствующий
местной администрации и
Демократическое начало в управлении
отраслевыми финансами
В предпринимательском секторе
финансовая самостоятельность выражена
более полно: его участники свободно
распоряжаются финансовыми
2. Соблюдение национальных и
региональных интересов.
3. Принцип единства финансовой
системы предопределяется
4. Принцип функционального
Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом или передаются в ведение определенного министерства или правительства.
Вертикальный принцип
Финансовая система
Рисунок 2.1 Схема финансовых связей в экономике
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: «государство-предприятие» (ГП), «предприятие-государство» (ПГ), «государство-государство» (ГГ), «предприятие-население» (ПН), «население-государство» (НГ), «население-предприятие» (НП), «предприятие-предприятие» (ПП), «население-население» (НН), «государство-население» (ГН). Связь «государство-государство» характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь «предприятие-предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь «население-население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.
Информация о работе Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ