Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность финансов и их функции, а также принципы построения финансовой системы государства.
В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность и функции государственных финансов;
- изучить понятие финансовой системы государства и принципы ее построения;
- изучит финансовую системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 8
2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 13
2.1 Сущность финансовой системы 13
2.2 Принципы построения системы государственных финансов 15
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться.
Главной задачей этого
процесса является усиление ее воздействия
на стабилизацию и последующее социально-
Таким образом, состоянием финансов
определяется положение дел в
обществе, и поэтому программы
стабилизации и развития должны предусматривать
реализацию в первую очередь общеэкономических
мер по повышению эффективности
экономики. В ряду этих мер – совершенствование
производственных отношений, социальная
переориентация экономики, структурные
преобразования национального хозяйства,
ускорение научно-технического прогресса,
активизация
3 ФинансоваЯ система РФ
В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).
Финансовый институт — группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.
Финансовую систему РФ составляют следующие институты:
- бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
- внебюджетные целевые фонды;
- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный и банковский).
Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления [5, с. 186].
Центральное место в финансовой
системе РФ принадлежит бюджетной
системе, с помощью которой образуются
фонды денежных средств соответствующих
государственных и
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Федеральный закон “О финансовых
основах местного самоуправления в
Российской Федерации” от 25 сентября
1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы
организации местных финансов. В
соответствии с вышеназванным федеральным
законом местные финансы
Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.
Самостоятельность субъектов Федерации
не должна выходить за рамки основ
федеральной финансовой политики, а
также установленных совместно
общих принципов
Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).
Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации. В узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.
В процессе распределения стоимости
совокупного общественного
Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:
а) заработной платы наемных работников;
б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов;
в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг) у государства, органов местного самоуправления.
Первичные доходы служат источником
для дальнейшего
Структура финансовой системы представлена на рисунке 3.1.
В зависимости от методов формирования
доходов экономических
Также финансовая система может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:
а) у хозяйствующих субъектов;
б) у населения;
в) у государства и органов местного самоуправления.
Рисунок 3.1. Структура финансовой системы
В каждой из выделенных подсистем
используются специфические формы
и методы образования и использования
финансовых ресурсов. Каждая из них
имеет собственное
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Значительная часть этих средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, и возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ.
Централизованные финансы
Федеративное устройство России включает
три уровня управления: федеральный
уровень, уровень субъектов Федерации
и местный уровень. Каждый из них
предполагает наличие собственных
представительных и исполнительных
органов власти, а также наличие
собственного бюджета. Бюджеты являются
финансовой основой управления государственных
и муниципальных органов
Бюджетная система Российской Федерации также включает три уровня:
1) федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
2) бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
3) бюджеты органов местного
Бюджеты субъектов Российской Федерации включают:
а) 21 бюджет республик в составе Российской Федерации;
б) 6 бюджетов краев;
в) 49 бюджетов областей;
г) бюджет автономной области;
д) 10 бюджетов автономных округов;
е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают:
а) 1867 бюджетов районов;
б) 1091 бюджет городов;
в) 329 бюджетов городских районов и округов;
г) 1922 бюджета поселков городского типа;
д) 24 444 бюджета сельских администраций [14, с. 187].
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и принимаются в форме
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т.е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.
Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.
Внебюджетные фонды
Информация о работе Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ