Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность финансов и их функции, а также принципы построения финансовой системы государства.
В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность и функции государственных финансов;
- изучить понятие финансовой системы государства и принципы ее построения;
- изучит финансовую системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 8
2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 13
2.1 Сущность финансовой системы 13
2.2 Принципы построения системы государственных финансов 15
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Работа состоит из  1 файл

БГАУ - Эконом теория -.docx

— 59.61 Кб (Скачать документ)

Финансовая система должна постоянно совершенствоваться.

Главной задачей этого  процесса является усиление ее воздействия  на стабилизацию и последующее социально-экономическое  развитие страны, обеспечение неуклонного  роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого  и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность  государственного управления финансами  на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким  внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

Таким образом, состоянием финансов определяется положение дел в  обществе, и поэтому программы  стабилизации и развития должны предусматривать  реализацию в первую очередь общеэкономических  мер по повышению эффективности  экономики. В ряду этих мер – совершенствование  производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные  преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической  деятельности, решение проблемы насыщения  потребительского рынка за счет внутреннего  производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики  – ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений  во всех звеньях финансовой системы [8, с. 139-140].

 

3 ФинансоваЯ система РФ

 

В структуру финансов как целостной  категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов).

Финансовый институт — группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных  по формам и методам аккумуляции  или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев  в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

- бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды;

- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы  существуют соответственно как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ, а также местного самоуправления [5, с. 186].

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной  системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих  государственных и административно-территориальных  образований. В финансовую систему  РФ также включаются финансы юридических  и физических лиц. Характеризуя финансы  юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные  внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и  негосударственные фонды (федеральные  и региональные, например, негосударственные  пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических  лиц.

Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В  соответствии с вышеназванным федеральным  законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления, и  другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в  соответствии с Конституцией РФ, Федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими  федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов  местного самоуправления.

Местные финансы определяются как  совокупность денежных средств, формируемых  и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные  финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Самостоятельность субъектов Федерации  не должна выходить за рамки основ  федеральной финансовой политики, а  также установленных совместно  общих принципов налогообложения  и сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения  финансовых средств (ст. 75).

Финансовая система в широким  смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации. В узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

В процессе распределения стоимости  совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений  аккумулируются различные фонды  денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений  подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов  и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в  форме:

а) заработной платы наемных работников;

б) прибыли и амортизационных  отчислений у хозяйствующих субъектов;

в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ  и услуг) у государства, органов  местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Структура финансовой системы представлена на рисунке 3.1.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и  финансы домохозяйств).

Также финансовая система может  быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

а) у хозяйствующих субъектов;

б) у населения;

в) у государства и органов  местного самоуправления.

Рисунок 3.1. Структура финансовой системы

В каждой из выделенных подсистем  используются специфические формы  и методы образования и использования  финансовых ресурсов. Каждая из них  имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку  именно в этой сфере формируется  преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и  во внебюджетные фонды. Значительная часть  этих средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, и возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются  услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного  и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе  развитых стран мира имеют финансы  финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в  денежных средствах. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством  налоговых платежей, так и в  формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные  виды материальных и нематериальных благ.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным  и муниципальным кредитом. В Бюджетном  кодексе РФ бюджетная система  определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный  уровень, уровень субъектов Федерации  и местный уровень. Каждый из них  предполагает наличие собственных  представительных и исполнительных органов власти, а также наличие  собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных  и муниципальных органов власти.

Бюджетная система Российской Федерации  также включает три уровня:

1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты региональных  государственных внебюджетных фондов;

3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Бюджеты субъектов Российской Федерации  включают:

а) 21 бюджет республик в составе  Российской Федерации;

б) 6 бюджетов краев;

в) 49 бюджетов областей;

г) бюджет автономной области;

д) 10 бюджетов автономных округов;

е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают:

а) 1867 бюджетов районов;

б) 1091 бюджет городов;

в) 329 бюджетов городских районов  и округов;

г) 1922 бюджета поселков городского типа;

д) 24 444 бюджета сельских администраций [14, с. 187].

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и принимаются в форме федеральных  законов. Бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В составе бюджетов могут создаваться  целевые бюджетные фонды, которые  представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся  под контролем фискальных органов  власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое  направление их расходования. Структура  бюджета (т.е. соотношение отдельных  статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей планирования бюджетных  ресурсов составляются консолидированные  бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты  муниципальных образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами. Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, считается "слабый контроль за использованием средств этих фондов". Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов. Финансовая система РФ