Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:30, шпаргалка
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.
Предельные
издержки – это дополнительные издержки
на производство каждой дополнительной
единицы продукции по сравнению с данным
объемом продажи. Эти издержки важны для
определения стратегии фирмы.
5. Классификация издержек производства
Классификация издержек производства:
Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка).
Издержки производства в зависимости от:
Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.
Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.
Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.
Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:
Явные – те фактические затраты на производство продукции
Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.
Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.
Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.
Предельные
издержки – это дополнительные издержки
на производство каждой дополнительной
единицы продукции по сравнению с данным
объемом продажи. Эти издержки важны для
определения стратегии фирмы.
6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль
Прибыль – это важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятия; в хоз. практике прибыль определяется как разница между денежной выручкой от реализации продукта и полной себестоимости (себестоимость – это денежные затраты на производство и реализацию продукта).
Прибыль выполняет редкие функции:
На формирование прибыли в условиях рыночной экономики помимо издержек производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию.
Доход предприятия, фирмы подразделяется на общий (валовой), средний и предельный.
Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи опред. количества товаров. Этот доход равен цене товара, умноженный на количество товара.
Средний доход – это общий доход, деленный на количество единиц продукции.
Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.
С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между общими доходами от продажи товаров и издержками производства.
В зависимости от того что включается в состав издержек экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль обязательно стоит на бухг. балансе; она получается в результате вычета из общей суммы полученной выручки внешних издержек производства (т.е. это ден. затраты на приобретение сырья).
Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от реализации продукта и всеми – и внутренними и внешними – издержками.
Бухгалтерская
прибыль меньше экономической на величину
внутренних издержек.
7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.
Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько
моделей несовершенной
Одна из моделей - монополия, для которой характерны:
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:
Олигополия в
основном распространена в отраслях,
где эффективнее крупное
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами
неценовой конкуренции
8. Воспроизводство: сущность, виды, типы
Воспроизводство - это процесс постоянного повторения и возобновления производства. Процесс воспроизводства включает в себя следующие четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее, материальные блага и услуги. Именно поэтому оно играет определяющую роль в жизни общества. Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на приспособление предметов природы с целью удовлетворения материальныхпотребностей.
Распределение - фаза воспроизводства, где происходят распределение. Во-первых, распределение результатов общественного производства; во-вторых, ресурсов, или факторов производства.
Обмен означает обмен деятельностью между людьми и обмен продуктов труда.