Сущность и основные черты предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:30, шпаргалка

Описание

Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.

Работа состоит из  1 файл

Билеты по эк.теории.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)

Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Классификация издержек производства

Классификация издержек производства:

Издержки  обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка).

Издержки производства в зависимости от:

  1. Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные.

Постоянные  издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.

Переменные  издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.

Это деление  условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма  постоянных и переменных издержек –  это общие (валовые) издержки.

  1. Для измерения издержек на производство единицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы (если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)
  2. В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные.

Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.

Альтернативность  требует выделения 2 видов издержек:

Явные – те фактические затраты на производство продукции

Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.

  1. С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.

Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.

Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.

  1. С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки.

Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль

Прибыль – это важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятия; в хоз. практике прибыль определяется как разница между денежной выручкой от реализации продукта и полной себестоимости (себестоимость – это денежные затраты на производство и реализацию продукта).

Прибыль выполняет  редкие функции:

  1. Она является источником финансирования затрат на производство и социальное развитие.
  2. Прибыль – это важнейший элемент дохода госбюджета.
  3. Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия.

На формирование прибыли в условиях рыночной экономики  помимо издержек производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию.

Доход предприятия, фирмы подразделяется на общий (валовой), средний и предельный.

Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи опред. количества товаров. Этот доход равен цене товара, умноженный на количество товара.

Средний доход – это общий доход, деленный на количество единиц продукции.

Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.

С точки зрения количественной прибыль рассматривается  как разница между общими доходами от продажи товаров и издержками производства.

В зависимости  от того что включается в состав издержек экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль обязательно стоит на бухг. балансе; она получается в результате вычета из общей суммы полученной выручки внешних издержек производства (т.е. это ден. затраты на приобретение сырья).

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от реализации продукта и всеми – и внутренними и внешними – издержками.

Бухгалтерская прибыль меньше экономической на величину внутренних издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция

Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция имеет  большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.

Совершенная  конкуренция  это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

наличие большого числа фирм, производящих один и  тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции  должен быть незначителен; возможность  свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или  свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько  моделей несовершенной конкуренции.

Одна из моделей - монополия, для которой характерны:

  • Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
  • Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
  • Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Моделью несовершенной  конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;

Продукты характеризуются  реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

Экономическое соперничество влечет за собой ценовую  и неценовую конкуренцию;

Вступление в  отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Моделью несовершенной  конкуренции является олигополия, для которой характерны:

  1. наличие нескольких фирм;
  2. тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над ценой;
  3. наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
  4. неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия в  основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта,

Методы  конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах  применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и  методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются  продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Воспроизводство: сущность, виды, типы

Воспроизводство - это процесс постоянного повторения и возобновления производства. Процесс воспроизводства включает в себя следующие четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее, материальные блага и услуги. Именно поэтому оно играет определяющую роль в жизни общества. Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на приспособление предметов природы с целью удовлетворения материальныхпотребностей.

Распределение - фаза воспроизводства, где происходят распределение. Во-первых, распределение результатов общественного производства; во-вторых, ресурсов, или факторов производства.

Обмен означает обмен деятельностью между людьми и обмен продуктов труда.

Информация о работе Сущность и основные черты предприятия