Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:30, шпаргалка
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.
Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза воспроизводства. Различают личное и производственное (производительное) потребление.
Все фазы воспроизводства взаимосвязаны, взаимодействуют, находятся в единстве.
Различают: индивидуальное воспроизводство относится к отд. предприятиям, эк. объектам.
Общественное воспроизводство охватывает всю совокупность эк. объектов данного общества (в масштабе всего н/х). При этом общ. производство – это непростая сумма инд. производств; это совокупность той взаимосвязи, в которой находятся действительно все инд. эк. объекты.
Простое и расширенное воспроизводство. При простом воспроизводстве – это когда масштабы производства не меняются, а весь прибавочный продукт идет на потребление. Факторы производства остаются неизменными. Простое воспроизводство было типично, характерно для докапиталистических систем. При капитализме оно выступает как основа, момент расширенного воспроизводства. Расширенное воспроизводство – это когда масштабы производства растут, а часть прибавочного продукта идет на производственные цели (капитализируется, т.е. превращается в капитал). Превращение части приб. стоимости в капитал Маркс называл накопление капитала. Иногда в обществе имеет место суженное (убывающее) воспроизводство. Это происходит тогда, когда сокращаются масштабы производства, это может быть вызвано недостаточностью ресурсов, нерациональным и неэффективным их использованием или ухудшением качественного состояния используемых ресурсов.
Два типа расширенного воспроизводства: экстенсивный и интенсивный. Первый осуществляется за счет вовлечения дополнительных трудовых и природных ресурсов, основных и оборотных фондов без изменения их технической основы, однако за счет него нельзя увел-ть нац. доход на душу населения, поэтому преобладает второй тип. Он осуществляется за счет НТП, организации труда, совершенствования средств производства и роста производительности труда.
9. Издержки производства, их виды и пути снижения
Издержки производства – это затраты на приобретение производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит:
В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда, на зарплату.
Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки производства.
Классификация издержек производства:
Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка).
Издержки производства в зависимости от:
Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.
Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.
Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.
Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:
Явные – те фактические затраты на производство продукции
Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.
Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.
Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.
Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.
Факторы, влияющие на издержки производства:
10. Спрос и предложение на рынке труда
Рынок труда (рабочей силы) - система экономических отношений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. В России синонимом понятия “рабочая сила” является понятие “экономически активное население”. Экономически активное население - это часть населения страны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. К занятым относятся лица: работающие по трудовому договору (контракту) на предприятии любой формы собственности, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по вопросам занятости, ищут работу и готовы приступить к ней.
Рынок труда – это система эк. отношений, возникающих в процессе реализации закона спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда формируется предложение труда и спрос на труд определенного вида. Рынок труда может функционировать в любых условиях. Простейшими являются условия совершенной конкуренции.
Для такого рынка характерно:
Реальная потребность в рабочей силе определяется спросом. Именно медленный рост спроса в сравнении с предложением, спады в экономике обуславливают безработицу и отрицательно влияют на жизнь людей.
На рынке труда в условиях несоверш. конкуренции огромное влияние оказывают профсоюзы, правительство. РТ является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о стабильности в стране, стабильности нац. экономики. На РТ продавцами выступает наемная раб. сила, при этом оговариваются условия работы, размеры зарплаты, должностные обязанности.
Специфика РТ заключается в том, что в качестве объекта купли-продажи выступает живая раб. сила.
Конечной
целью рынка труда является, во-первых,
удовлетворение профессионально - трудовых
и жизненных интересов
Биржа
труда- организация, специализирующаяся
на выполнении посреднических операций
между предпринимателями и рабочими с
целью купли-продажи рабочей силы. Она
позволяет упорядочить наем предприятиями
рабочей силы и сократить для граждан
время поиска места работы. Кроме мероприятий
по трудоустройству биржи труда оказывают
услуги лицам, желающим переменить место
работы, изучают спрос и предложение рабочей
силы, собирают и распространяют информацию
об уровне занятости применительно к тем
или иным профессиям и регионам. По существующим
законам большинства стран все имеющиеся
на предприятиях вакантные места должны
регистрироваться на местных биржах. Биржи
труда обеспечивают материальную поддержку
работников в случае вынужденной безработицы.
11. Предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора, но она автоматически не обеспечивает успеха, все это завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – это рыночное соперничество товаропроизводителей за лучшие условия производства, за получение наибольшей прибыли, за выгодную реализацию товаров. Конкуренция – это ключевая категория рыночных отношений, выступающая в разных формах и осуществляющаяся разными методами. В зависимости от того каким образом между собой конкурируют участники различают:
Рынок
свободной конкуренции
12. Предприятия в условиях чистой монополии
Предприятие - это
самостоятельная хозяйственная
единица, имеющая статус юридического
лица и созданная с целью
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора, но она автоматически не обеспечивает успеха, все это завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – это рыночное соперничество товаропроизводителей за лучшие условия производства, за получение наибольшей прибыли, за выгодную реализацию товаров. Конкуренция – это ключевая категория рыночных отношений, выступающая в разных формах и осуществляющаяся разными методами. В зависимости от того каким образом между собой конкурируют участники различают: