Сущность и основные черты предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:30, шпаргалка

Описание

Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.

Работа состоит из  1 файл

Билеты по эк.теории.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)

Объекты приватизации

  1. Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий.  Оборудования, здания, сооружения и т.д.
  2. Доли (паи, акции) государства и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ.

Субъекты  приватизации:

  1. граждане РФ
  2. юридические лица РФ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности
  3. Трудовые коллективы гос-ых предприятий
  4. Иностранные инвесторы
  5. Лица без гражданства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33. Методы государственного регулирования национальной экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в  условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного им контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Методы ГРЭ - экономический - средства денежно-кредитной и бюджетной политики; административный - меры запрета, разрешения и принуждения. Прямое вмешательство - формирование смешанной экономики с наличием существенного государственного сектора в отраслях, наиболее оснащенных основным капиталом; издание законов и правовых актов и осуществления государственного контроля за их исполнением. Косвенное вмешательство - путем реализации положений финансовой, фискальной налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной политики. В помощью реализации экономической политики осуществляется: перераспределение доходов и ресурсов; стимулирование инвестиционной деятельности и развитие приоритетных направлений экономики; стимулирование занятости; поддержание цен и воздействие на их уровень; устранение отрицательного влияния побочных эффектов предпринимательской деятельности.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право  собственности; оказывает противодействие  неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости.

Государство тратит средства, осуществляя контроль над  состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих  вмешательства государства. К ним  относится проблема несправедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство должно обеспечить право на труд тех, кто может и хочет работать, рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Каналы регулирования:

  1. Налоговая, инвестиционная политика; таким путем должна создаваться рациональная структура производства. Существенным моментом финансовой политики является фискальная функция (налогообложение), она призвана обеспечить доходы бюджета, но она не должна душить, а стимулировать производство.
  2. Финансирование научно- технических программ (целевые программы)
  3. Дотация нерыночным секторам экономики (здравоохранение, образование, наука, культура)
  4. Особая значимость соц. политики. Гос-во разрабатывает и осущ-ет соцпрограммы, которые охватывают наиболее социально важные отрасли, обращают внимание на соц. слои общества.

Целью государственного регулирования национальной экономики является

  1. Эк-ская и соц. стабильность
  2. Укрепление сущ. строя внутри страны и за рубежом
  3. Адаптация к изменяющимся условиям сущ. строя
 
 
 
 
 
 
 

34. Кредитно-денежная политика Центрального Банка

Центральный банк - главный государственный банк страны, наделенный особыми полномочиями и функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются: эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства; регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений. Резервные требования - часть резервов коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на специальных счетах центрального банка.  Денежный мультипликатор - экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение денежной массы или спроса на деньги, увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Численно мультипликатор больше единицы и равен отношению единицы к предельной склонности потребителя к потреблению данной продукции, товара; либо отношению равновесного валового внутреннего продукта к изменению объема инвестиций.

Банковская  система - одно из высших достижений экономической цивилизации.

В России функционирует  двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование  денежного обращения.

3.Реализация  официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или  банковская эмиссия - функция обеспечения  потребности национальной экономики  в наличных деньгах.

Основные  задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного  обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и  поведения финансовых посредников  являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:

- собственно  коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные  банки, которые занимаются помещением  собственных и заемных средств  в ЦБ, выступают посредниками  между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки,  предоставляющие долгосрочные кредиты  под залог недвижимого имущества;

- сберегательные  кассы и кредитные общества;

- страховые и  пенсионные фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный  Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный  банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного  комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального  хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых  сбережений и кредитования населения  (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических  связей (Внешэкономбанк). 
 
 
 
 

35. Методы социальной поддержки населения

Соц. политика – это деятельность гос-ва и др. субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.

  • Микроуровень ограничивается мероприятиями в рамках отд. хоз. единиц и различных благотворительных организаций.
  • Макроуровень – гос. соц. политика, охватывающая всю систему соц-экон. отношений в обществе.
  1. социальная защита (активная, пассивная)
  1. налоговая политика
  2. соц. партнерство

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

36. Доходы и их классификация. Уровень и качество жизни, прожиточный уровень и его определение

Денежные доходы населения – вся совокупность денежных поступлений за опред. период времени.

Натуральные доходы – совокупность мат. благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках дом. хозяйств. Эти доходы выступают в 2 формах:

Номинальный доход  – сумма ден. поступлений без  учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и др. обязательных платежей.

Реальные доходы – располагаемые доходы с учетом изменения цен и тарифов.

Прожиточный минимум  – стоимость потребительской  корзины.

Уровень жизни  – это совокупность условий жизнедеятельности, это степень удовлетворения мат. и духовными потребностями людей, обеспечивающими их жизнедеятельность.

Качество жизни  – отражает совокупность соц., культурных, Мт. ценностей и все это дает человеку жизнь в гармонии с обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

37. Кейнсианская модель общего равновесия

Кейнсианская  теория макроэкономического равновесия.

В этой теории для  рыночной экономики характерно неравновесие; она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического  саморегулирования. Во-первых, вызывает сомнения основные взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. Между ними есть несоответствие, так как субъекты сбережений и инвесторы - разные группы, поэтому и решения о сбережениях и инвестициях принимаются различными группами лиц. Кроме того, на денежном рынке кроме сбережений есть еще один источник инвестиций - кредитные учреждения. Во-вторых, экономика развивается не гладко; нет эластичности соотношения цен и зарплаты. Таким образом, Кейнс считает совокупный спрос изменчивым, а цены - неэластичными, поэтому безработица сохраняется в течение длительного периода времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса со стороны государства. Государство помогает приблизиться к уровню равновесия путем проведения экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. В период кризисов рекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиции частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента.

Кейнсианская  модель достижения макроэкономического равновесия

Из теории Кейнса: главная задача государства состоит  в сохранении макроэкономического  равновесия через воздействие на сов. спрос.

Совокупный  спрос - общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителя на потребительские товары и услуги предприятий, а также на инвестиционные ресурсы. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм.  Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение обычно приравнивается к внутреннему валовому продукту.

В этой модели важную роль играет мультипликатор. Мультипликатор – это коэффициент, который показывает связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода; это соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост объемам инвестиций. Он показывает зависимость прироста нац. дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается,  когда потребители склонны использовать прирост дохода для роста потребления, и уменьшается при усилении склонности к накоплению сбережений.

Информация о работе Сущность и основные черты предприятия