Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:30, шпаргалка
Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг.
Со 2 половины XIX века под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства и образования крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. образование монополий. Монополии всенда выпускают однородный товар. Для такой модели рынка характерны следующие черты:
Цель монополии: получить монопольно максимальный доход, монопольная цена обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Возникновение монополии делает конкуренцию несовершенной. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. Несовершенная конкуренция подразделяется на:
При монопольной конкуренции на рынке сохраняется значительное количество продавцов и покупателей, при этом возникает новое явление: дифференциация продукта, т.е. появление у него таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. На рынке монопольной конкуренции могут функционировать мелкие, средние, крупные фирмы, обладающие монополией над своим товаром. Эта власть в какой-то степени ограничена, но они могут изменять цены в независимости от конкурентов. Поскольку объем продаж каждого продавца относительно невелик, то много фирм-монополистов и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. В этом отличительная черта монополистической конкуренции. Чистая монополия существует, если на данном рынке действует 1 продавец или функционирует одно предприятие, т.е. нет конкурентов и нет товаров-заменителей.
Отличительные черты этого рынка:
Монополист владеет
рыночной властью, и он назначает
цену, продавец может изменять цену
в достаточно широких пределах, а
максимально высокая цена ограничивается
только платежеспособным спросом.
13. Предприятия в условиях олигополии
Это разновидность рынка, на котором господствуют несколько фирм и продают одни и те же товары или дифференцированную продукцию.
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили) Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, большим начальным капиталом, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в отрасль новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решения фирм по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов, обуславливают принятие решения.
Существует как «жесткая» олигополия, когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, так и «расплывчатая», когда 6-7 фирм делят 70-80% рынка, а остальные – конкурентное окружение. Классическая олигополия образуется несколькими производителями. При ней цен обычно меняются нечасто и на незначительную величину; это встречается тогда, когда фирмы сталкиваются с сезонными изменениями спроса и циклическими явлениями, но выгодней менять не цену, а объем производства. Ценовая конкуренция при олигополии почти отсутствует, в основном действует неценовая.
Кроме олигополии
существует дуополия (2 продавца). Это
рыночная структура хозяйства, при
которой имеется только два поставщика
определенного товара. Между этими поставщиками
полностью отсутствуют монополистические
соглашения о рынках сбыта, о ценах, о квотах
производства и т.д.
14. Бизнес-план: сущность, разделы
Основной формой управления фирмой является менеджмент – это сложная система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех ресурсов предприятия.
Одной из функций менеджмента является планирование, которое предполагает составление бизнес-плана.
Бизнес-план – это комплексный план развития фирмы, это отчетный документ.
Он используется для того, чтобы:
Бизнес-план служит основой взаимопонимания между инвесторами (держателями акций) и предпринимателями
Он имеет несколько разделов:
Менеджер –
организатор, управляющий, который
наделен полномочиями в области
принятия решений по конкретным видам
деятельности.
15. Малый и средний бизнес, их развитие в России
Предпринимательство характеризуется инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляющейся на свой риск под имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Главный признак предпринимательства: риск. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а только лишь ту, которая связана с риском, инициативой, самостоятельностью, ответственностью, предприимчивостью. Основные черты предпринимательства:
По размерам предпринимательства:
Мировой опыт развития
стран показал, что очень важную
роль в хоз. процессе играет малый
бизнес. Особенностью малого и среднего
бизнеса является конкуренция между ними.
Это вынуждает искать пути снижения издержек
производства, устанавливать связь с крупными
фирмами. Функционирование малого и среднего
бизнеса способствует росту занятости,
расширяется выпуск новых товаров, широко
используют местные сырьевые ресурсы.
16. Предприятие (фирма) и его функции. Организационные формы предпринимательской деятельности
Предприятие - это
самостоятельная хозяйственная
единица, имеющая статус юридического
лица и созданная с целью
Основные черты:
Предпринимательская деятельность осуществляется предприятиями или фирмами. Как экономическая категория фирма представляет собой основное звено реализации производительных сил и производственных отношений, самостоятельно принимающее экономические решения, стремящееся к максимизации дохода и прибыли и рациональному использованию ресурсов для снижения издержек производства. Организационно - правовые формы предприятий в рыночной экономике: частное предприятие - это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя, и собственника. Все остальные лица, участвующие в деятельности предприятия, являются наемными работниками. Полное товарищество (общество) - объединение физических или юридических лиц, отвечающих по обязательствам товарищества всем движимым или недвижимым имуществом. Смешанное товарищество - отличается от полного тем, что наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, есть лица, ответственность которых ограничивается размерами их вкладов. Товарищество с ограниченной ответственностью - объединение, формируемое на основе вкладов участников, которые несут ответственность только в пределах своих вкладов. Акционерное общество является добровольным объединением лиц (физических или юридических). Обязательным условием является внесение некоторого материального вклада в уставной фонд общества. Непременным принципом акционерного общества является ограниченная ответственность его участников. Это означает, что акционеры не несут никакой личной и имущественной ответственности по обязательствам общества. Акционеры имеют право на получение ежегодного дохода - дивиденда. В акционерных обществах личное участие может быть сведено к участию в управлении или присутствию на общих собраниях. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Преимущества: объединение их членами функций собственника, предпринимателя и наемного работника. Недостаток: перераспределение долей собственности в пользу тех, кто функции собственника и предпринимателя предпочтет наемному труду и сумеет их реализовать. Сохраняется постоянная угроза дележа не по индивидуальным долям и в соответствии с трудовым вкладом, а по «справедливости», то есть по уравнительным критериям, что может вызвать потенциальные конфликты.
Кооператив
- представляет собой вариант предпринимательства,
когда средства производства являются
собственностью членов коллектива производителей.
Государственное предприятие
- вид хозяйственной деятельности, в которой
активным предпринимателем выступает
государство, в собственности которого
находится весь основной капитал. Подразделяются
на: бюджетное предприятие
- деятельность которого полностью финансируется
из государственного бюджета; государственные
корпорации - предприятия, акции которых
полностью принадлежат государству;
смешанные предприятия
- которые образуются в виде акционерных
обществ или товариществ, акции которых
принадлежат и государству, и частным
владельцам.
17. Процесс производства и его факторы
Производство – это сфера деятельности, в которой осуществляются затраты экономических ресурсов, в результате которых получаются необходимые материальные блага. Различают материальное и нематериальное производство.
Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, с/х, строительство, коммунальное хозяйство).
Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей. (П. здравоохранение, образование).
Экономические ресурсы называют факторами производства и от того, как используются экономические ресурсы зависит:
Выделяют следующие факторы:
Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которого являются блага, удовлетворяющие потребности человека.
Природные ресурсы – это земля; этот ресурс охватывает все полезное, что дает природа. Цена за пользование этих природных ресурсов называется рента.
Капитал – это средство производства, созданное людьми и денежные накопления, которые используются в производстве товаров и услуг, и все эти производственные ресурсы направлены на повышение производительности труда. Различают основной и оборотный капитал.