Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения
юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
Введение
Глава 1. Сущность и виды инфляции
1.1. Понятие инфляции и история инфляционных процессов
1.2. Сущность инфляции в разных экономических школах
1.3. Классификация видов инфляции
Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции
2.1. Последствия инфляции. Инфляция и доходы
2.2. Последствия ожидаемой инфляции. Инфляция и налоги.Кривая Филипса
Глава 3. Особенности борьбы с инфляцией в России
3.1. Специфика российской инфляции
3.2. Антиинфляционная модель для России
3.2.1. Общеэкономические меры
3.2.2. Сдерживание финансовых факторов инфляции
3.2.3. Регулирование денежных факторов инфляции
3.2.4. Оздоровление банковской системы
3.2.5. Регулирование цен и заработной платы
Заключение
Список литературы
Приложение
ответственности налогоплательщиков.
4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является
преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому
подъему. Сумма неплатежей в экономике (1,5 трлн. руб. в октябре 1998 г.) в
четыре раза превысила денежный агрегат М; (365,8 млрд. руб.), в 1999 г.
(июнь) - в 2,6 раза, хотя неплатежи составили 1,49 трлн. руб. (45%
обязательств предприятий и организаций).
Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных расчетов, то это
увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип государственной монополии
на выпуск денег и создаст источник неконтролируемой денежной эмиссии
[10].
3.2.3. Регулирование денежных факторов инфляции.
1. В условиях товарного
производства все
деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины
коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом проявляется прямая
и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы ошибочно отвергать
роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому антиинфляционная политика
предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.
Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов
привело к сужению официальной денежной массы. Судя по коэффициенту монетизации,
в России низкий показатель насыщенности ВВП рублевой массой (М2
/ВВП):
Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить
денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и рассчитывать
денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного
оборота и прогноза экономического развития.
В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 г. Центральный
банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что важно для
повышения монетизации ВВП и ликвидности экономики
[11].
Характерное для кризисной ситуации повышение экономической роли золота
проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию денег под прирост
официальных золотых резервов, но и в выпуске в 1999 г. золотых сертификатов,
червонцев, пятикопеечных монет по 6 г 583-й пробы. Следовательно, практика
лишний раз подтвердила, что золото не просто ценное сырье, а валютный металл,
используемый для
руках у населения России сосредоточено 7 т золота. За 1998 г. коммерческие
банки продали 500 кг золотых слитков
[12].
Но это не дает основания для внеисторических проектов восстановления в России
золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь идет о
необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы доллару
может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к рублю и
банковским вкладам.
2. Не менее важно
обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30 - 40%
против 5 - 10% в развитых западных странах). Снижению потребности оборота в
наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек;
совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где
возможно) через банкоматы в надежных банках.
3. В антиинфляционных мерах
особое место принадлежит
обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно
дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и
внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа
и прогнозирования многоплановых денежных потоков.
3.2.4 Оздоровление банковской системы.
Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического
роста политики является санация и реструктуризация банковской системы,
основательно подорванной валютно-финансовым кризисом. «Замораживание» 1/3
банковских активов, вложенных в ГКО-ОФЗ, парализовало с августа 1998 г.
деятельность крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской
сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства
со счетов. Все свободные средства банков хлынули на валютный рынок.
Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые
структуры. В итоге многие банки фактически оказались банкротами. Количество
банков сократилось с 3 тыс. до 1,4 тыс. в середине 1999 г. Причем парадокс
заключается в выживании средних банков, у которых меньше спекулятивных
амбиций и больше ответственности.
Кризис банковской системы выявил ее узкие места:
1) деятельность крупных
банков-трейдеров, которые
безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции,
разбазаривая средства вкладчиков;
2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими банками;
3) изъяны банковского
банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных
управляющих и др.).
Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял меры.
В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда
обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались
менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по
реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.
3.2.5. Регулирование цен и заработной платы.
Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной
антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под влиянием
требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен.
Предприятия монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать
производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.
Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в
условиях несовершенной
конкуренции и однозначной
курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении
курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике при кризисной
ситуации принято дополнять
рыночное регулирование цен
лимитирования их роста. Характерно, что в условиях валютно-финансового
кризиса в отдельных регионах России были попытки ограничить в пределах 10 -
20% рост цен во время
паники на потребительском
1998 г. цены выросли на 43,5%).
Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс. Российский рынок
цепных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к
статусу развитого рынка. По итогам 1996 г. и первому полугодию 1997 г. он вышел
на первое место в мире по увеличению курсовой стоимости корпоративных ценных
бумаг. Индекс Российской торговой системы (РТС) повысился с 200 до 400 пунктов,
за первое полугодие 1997 г. объем капитализации достиг 80 млрд. долл., а торги
- 100 млн. долл. в отдельные дни (без сделок, заключенных вне РТС)
[13].
Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада,
продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. В частности, угрозу
представляла пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы.
Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для
покрытия бюджетного дефицита, как это принято в мировой практике. Но выплата
высоких доходов по ним «съедала» 1/3
бюджетных расходов в конце 1998 г. - начале 1999 г. Чрезмерный рост сектора
государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным
последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.
Выход российских правительственных облигаций (евробондов) на мировой
финансовый рынок позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не
было обеспечено эффективное использование этих валютных заимствований (не для
латания бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их погашения
усугубили кризис фондового рынка.
Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его
внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной
монополии, интеграция России в мировую экономику - все это открыло шлюзы
внешних факторов инфляции,
которые переплелись с
открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в
США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры
мировых рынков.
Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного роста
цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в
России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном
спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной конвертируемости
рубля и расширением валютных прав юридические лица и граждане активно
покупают доллары на рубли. Практически это означает, что Россия кредитует
США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков. Примерно 20%
денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г.
Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995 г.
ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности
ЕС. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному изменению)
валютному коридору, совершенствование порядка котировки официального курса
рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской межбанковской валютной биржи
служили антиинфляционным якорем.
Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в
декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.)
вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму
свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс
рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике
преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в
условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых
колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по мере
достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с большей
амплитудой колебаний курса рубля, что позволит ослабить инфляционные
ожидания.
Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является
регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.
Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к
доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки
колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл. и выше), что характерно для стран,
переживающих экономические и политические трудности. Тем самым Россия
лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического
роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная программа
сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она должна
включать меры против:
а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями
юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;
б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части экспортной
выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые
платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты налогов в
инвалюте и т. д.);
в) «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во
внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских
банков; завышении счетов
«Ностро» в иностранных банках-
авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости за рубежом.
Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное
регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного
и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.
Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной
стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают
пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить минимум
золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной
экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего развития. Даже в
США установлен стратегический минимум золотых резервов, несмотря на
официальную концепцию «доллар лучше золота». В России золото валютные резервы
(сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд. долл. в конце 1998 г. и 10,8
млрд. в марте 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности,
определяемой в размере трехмесячного импорта. К
этому критерию следовало бы добавить и предстоящие платежи по внешнему долгу
(около 18 млрд. долл. в 1999 г.)[14]
. Наиболее реальным источником пополнения золотых резервов России представляется
скупка золота государством у производителей.
В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема
урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных
Информация о работе Сущность и социально-экономические последствия инфляции