Сущность и социально-экономические последствия инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения
юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и виды инфляции
1.1. Понятие инфляции и история инфляционных процессов
1.2. Сущность инфляции в разных экономических школах
1.3. Классификация видов инфляции
Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции
2.1. Последствия инфляции. Инфляция и доходы
2.2. Последствия ожидаемой инфляции. Инфляция и налоги.Кривая Филипса
Глава 3. Особенности борьбы с инфляцией в России
3.1. Специфика российской инфляции
3.2. Антиинфляционная модель для России
3.2.1. Общеэкономические меры
3.2.2. Сдерживание финансовых факторов инфляции
3.2.3. Регулирование денежных факторов инфляции
3.2.4. Оздоровление банковской системы
3.2.5. Регулирование цен и заработной платы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 78.30 Кб (Скачать документ)

финансовых институтов (Международный  валютный фонд, Всемирный банк,

Европейский банк реконструкции  и развития и др.) для России. Установленная

этими организациями высокая  планка ограничений и условий  для заимствования

средств Россией снижает  возможности использования данного  фактора для

оздоровления денежного  обращения и экономики в целом.

К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов, используемых в

основном для финансирования бюджетного дефицита, не обеспечивает оздоровления

экономики.

     Разработка  эффективного законодательства. Отсутствие  действенных законов,

регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и

ответственность экономических  субъектов рынка - одна из причин дестабилизации

экономики и инфляции в  России. Принятые законы обеспечивают лишь половину

потребности рыночной экономики  в них. Для нормализации предпринимательской

деятельности необходим  механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво  и вызывать

доверие у предпринимателей и населения.

     Восстановление  доверия к рублю. Известна истина, что доверие к

правительству, которое выпускает  деньги, способствует устойчивости денежного

обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис

государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г. политическую

стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм  управленческих

структур, сотрудники которых  недостаточно знают современные  методы управления

рыночной экономикой и  инфляцией с учетом мирового опыта. Например, в отличие от

России в мировой практике при инфляции не принято официально объявлять о

предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений в денежной системе, так как

это усиливает недоверие  и

«бегство» от рубля к инвалюте.

     Борьба с  теневой экономикой. Любая стабилизационная  программа обречена на

провал, если власть не в состоянии  противостоять «теневой» экономике, которая

контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит

крупномасштабное «бегство»  капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин;

проникновение преступных группировок  в банковскую систему с целью  превращения

ее в «прачечную» для  отмывания «грязных» денег; присвоение ими

приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными

структурами.

     Регулирование  инфляции. Лавирование между Сциллой  инфляции и Харибдой

дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический  спад,

безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует  мировой

опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно

признание необходимости  государственного регулирования экономики  в дополнение к

рыночным регуляторам.

Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше  осуществит

экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и  в чистом виде

ни в одной стране (кроме  России до последнего времени) не возведен в ранг

официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с  кейнсианскими

рецептами государственного вмешательства в экономику.

В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г. преобладала

поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм (пусть  рынок сам

регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного регулирования

экономики. Некоторые необоснованно  предсказывают конфликт этих двух подходов

в деятельности Правительства.

Между тем односторонняя  ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в трудных

условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему

экономическому спаду  в экономике, оставшейся без надзора  и регулирования.

Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию

экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с

рыночными регулирующими  механизмами вселяет надежду, что  инфляция в России

будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема  национальной

экономики.

    

Заключение

 

Таким образом, из изложенного  выше видно, что инфляция - это сложный

многопрофильный процесс, наносящий  серьезный ущерб экономике страны, ее

населению. Инфляция в настоящее  время  в той или иной степени  охватывает

практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших

сил и материальных затрат.

С начала капиталистической  эпохи производства за инфляцией  укрепилось понятие,

как о негативном процессе, рождающего социальные катастрофы. Однако вопреки

этой точке зрения в  развитых капиталистических странах, в соответствии с

последними достижениями экономической мысли, сознательно  поддерживается

необходимый уровень инфляции, что стало возможным в большей  части в силу

развития и усовершенствования аппарата и инструментов её контроля.

И сейчас в ходе последних  событий, как никогда остро стоит  проблема по

предотвращению новых  скачков инфляции, что напрямую связано  с проведением

неотложных мер по преодолению  кризиса, и его последствий, стабилизации

экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту  и

развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными

экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в  выборе программы

дальнейшего развития экономики  страны и соответствующих рычагов  и мер по

преодолению кризиса, заключается  в том, что они тесно взаимосвязаны  с

политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или  путь к

государственному регулированию  экономики. Споры об оптимальных  вариантах и

сочетаниях мероприятий  в данной области занимают на сегодняшний  день умы как

простых граждан, так и  ведущих экономистов России и  мира.

Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей  по оценке

эффективности проводимых мер  будет понижение уровня инфляции.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в

целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и

много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только

монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения

государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется

проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий. Среди  них –

стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой

системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности

предприятий за результаты хозяйственной  деятельности, проведение определенных

мер по регулированию цен  и доходов.

    

Список использованной литературы

 

1.  «Экономика»  С.  Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, изд. «Дело», 1999.

2.  «Экономический образ  мышления»  П. Хейне М., 1998.

3.  «Инфляция и антиинфляционная  политика в России» /Под ред.  Л.Н.

Красавиной. – М.: Финансы  и статистика. 2000. – 256 с.: ил.

4.  «Экономика» П. М.  Самуэльсон 1999 г. т.1, гл.15, 19; т.2, гл.36,39.

5.  Вестник статистики. - 1999. - № 3-с 60.

6.  Известия. – 1998. –  10 сентября.

7.  Известия. – 1999. –  24 апреля.

8.  Известия. – 2001. –  30 октября.

9.  Санкт-Петербургские  Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г.

10.   Финансовые известия. – 2001. – 3 июля.

11.   «Основы экономической  теории» М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков  М.: Экономика,

1998 г.

12.   Учебник по курсу  «Экономическая теория» под ред.  А.С. Булатова,  изд.

«Бек» М. 2000 г.

14. Российский экономический  журнал. - 2000. - № 5.

    

Приложение *

 

                                                                      Таблица 1.

Передовые страны: дефляторы  ВНП и потребительские цены

      

В среднем  

IV квартал[15]

 

1981-90 

1991-2000 

1991 

1992 

1993 

1994 

1995 

1996 

1997 

1998 

1999 

2000 

1998 

1999 

2000

 

Дефляторы ВНП               

 

Передовые страны 

5.6 

2.3 

4.5 

3.3 

2.8 

2.3 

2.3 

1.8 

1.7 

1.3 

1.2 

1.7 

. . . 

. . . 

. . .

Основные промышленные страны 

4.7 

2.0 

4.1 

2.9 

2.4 

1.9 

1.9 

1.5 

1.4 

1.1 

1.2 

1.6 

1.0 

1.6 

1.6

США 

4.5 

2.3 

4.0 

2.8 

2.6 

2.4 

2.3 

1.9 

1.9 

1.0 

1.5 

2.3 

0.9 

2.0 

2.3

Япония 

1.9 

0.3 

2.7 

1.7 

0.6 

0.2 

–0.6 

–1.4 

0.1 

0.3 

–0.2 

–0.4 

— 

0.1 

–0.4

 

Германия [16] 

2.8 

2.2 

3.9 

5.0 

3.7 

2.5 

2.0 

1.0 

0.7 

1.1 

0.7 

1.1 

1.3 

0.9 

1.4

Франция 

6.3 

1.6 

3.3 

2.1 

2.5 

1.5 

1.6 

1.2 

0.9 

0.8 

1.0 

0.8 

0.9 

0.9 

0.7

Италия 

10.6 

3.9 

7.6 

4.5 

3.9 

3.5 

5.0 

5.2 

2.6 

2.8 

2.0 

1.7 

2.6 

2.1 

1.6

Англия 

6.4 

3.1 

6.7 

4.0 

2.8 

1.5 

2.5 

3.3 

2.9 

2.7 

2.2 

2.8 

2.6 

3.0 

3.1

Канада 

5.0 

1.4 

2.7 

1.3 

1.5 

1.1 

2.3 

1.6 

0.8 

–0.6 

1.4 

1.5 

–0.7 

2.3 

1.4

 

Другие передовые страны 

9.5 

3.4 

6.4 

4.9 

4.3 

3.8 

3.7 

2.9 

2.5 

2.4 

1.6 

2.2 

. . . 

. . . 

. . .

Испания 

9.3 

3.9 

7.1 

6.9 

4.3 

4.0 

4.8 

3.2 

2.1 

2.3 

2.3 

2.1 

. . . 

. . . 

. . .

Голландия 

2.0 

2.1 

2.7 

2.3 

1.9 

2.3 

1.7 

1.7 

2.0 

2.0 

2.1 

2.2 

. . . 

. . . 

. . .

Бельгия 

4.5 

2.2 

3.1 

3.7 

4.0 

2.3 

1.5 

1.6 

1.4 

1.9 

1.5 

1.3 

. . . 

. . . 

. . .

Швеция 

7.7 

2.3 

7.6 

1.0 

2.6 

2.4 

3.6 

1.4 

1.2 

1.1 

0.8 

1.1 

. . . 

. . . 

. . .

Австрия 

3.9 

2.3 

3.7 

4.3 

2.8 

2.8 

2.3 

1.7 

1.6 

1.0 

1.4 

1.1 

. . . 

. . . 

. . .

Дания 

5.9 

1.9 

2.5 

2.2 

0.5 

1.4 

1.4 

2.2 

1.8 

1.4 

2.9 

2.4 

. . . 

. . . 

. . .

Финляндия 

7.2 

1.9 

1.6 

1.0 

1.8 

2.0 

3.6 

0.6 

2.0 

2.7 

1.9 

2.2 

. . . 

. . . 

. . .

Греция 

18.2 

9.2 

19.8 

14.8 

14.5 

11.2 

9.8 

7.9 

6.9 

5.0 

2.3 

1.6 

. . . 

. . . 

. . .

Португалия 

17.9 

5.7 

12.3 

10.6 

7.1 

6.1 

5.6 

2.4 

3.0 

4.6 

3.0 

2.7 

. . . 

. . . 

. . .

Ирландия 

7.1 

3.3 

1.8 

2.8 

5.2 

1.7 

2.7 

2.3 

3.5 

5.6 

4.3 

3.3 

. . . 

. . . 

. . .

Люксембург 

3.4 

1.8 

2.2 

2.9 

0.9 

5.5 

1.0 

–0.4 

2.4 

1.7 

0.7 

1.3 

. . . 

. . . 

. . .

Швейцария 

3.9 

1.8 

6.0 

2.7 

2.7 

1.6 

1.1 

0.4 

–0.1 

1.1 

0.9 

1.3 

. . . 

. . . 

. . .

Норвегия 

6.2 

1.9 

2.4 

–0.4 

2.1 

–0.2 

3.1 

4.3 

2.7 

–0.4 

2.8 

2.8 

. . . 

. . . 

. . .

Израиль 

92.7 

10.2 

20.6 

12.3 

11.6 

12.7 

8.9 

11.2 

8.9 

7.1 

4.7 

5.2 

. . . 

. . . 

. . .

Исландия 

32.9 

3.7 

7.8 

3.6 

2.5 

2.0 

2.7 

1.9 

3.4 

5.9 

4.0 

3.4 

. . . 

. . . 

. . .

Корея 

7.0 

5.6 

10.9 

7.6 

7.1 

7.7 

7.1 

3.9 

3.1 

5.3 

1.0 

2.8 

. . . 

. . . 

. . .

Австралия 

7.5 

1.6 

2.6 

1.4 

1.4 

0.9 

1.5 

2.0 

1.4 

0.3 

1.0 

3.1 

. . . 

. . . 

. . .

Тайвань 

3.0 

2.4 

3.8 

3.9 

3.5 

1.9 

1.9 

2.7 

1.9 

2.0 

1.4 

1.3 

. . . 

. . . 

. . .

Гонг-Конг 

8.1 

4.9 

9.2 

9.7 

8.5 

6.9 

2.6 

5.9 

7.1 

1.1 

–3.5 

2.4 

. . . 

. . . 

. . .

Сингапур 

3.0 

1.7 

3.8 

1.4 

3.4 

2.9 

2.7 

1.2 

1.3 

–1.1 

1.3 

0.3 

. . . 

. . . 

. . .

Новая Зеландия 

10.2 

1.4 

1.0 

1.7 

2.6 

1.6 

2.6 

1.9 

0.1 

1.3 

–0.1 

1.8 

. . . 

. . . 

. . .

 

Меморандум               

Промышленные страны 

5.1 

2.1 

4.3 

3.1 

2.6 

2.0 

2.1 

1.6 

1.5 

1.2 

1.3 

1.7 

. . . 

. . . 

. . .

Европейский союз 

6.6 

2.8 

5.4 

4.3 

3.4 

2.6 

2.9 

2.5 

1.8 

1.9 

1.6 

1.7 

. . . 

. . . 

. . .

на территории Европы 

6.4 

2.7 

4.9 

4.3 

3.5 

2.7 

2.9 

2.2 

1.5 

1.7 

1.4 

1.4 

. . . 

. . . 

. . .

Новые промышленные страны Азии 

5.7 

4.3 

8.0 

6.4 

5.9 

5.4 

4.6 

3.6 

3.2 

3.2 

0.6 

2.1 

. . . 

. . . 

. . .

 

 

Потребительские цены               

 

Передовые страны 

5.6 

2.6 

4.7 

3.5 

3.1 

2.6 

2.6 

2.4 

2.1 

1.5 

1.4 

1.8 

. . . 

. . . 

. . .

Основные промышленные страны 

4.8 

2.3 

4.3 

3.2 

2.8 

2.2 

2.4 

2.2 

2.0 

1.3 

1.4 

1.7 

1.2 

1.4 

1.7

США 

4.7 

2.7 

4.2 

3.0 

3.0 

2.6 

2.8 

2.9 

2.3 

1.6 

2.2 

2.5 

1.5 

2.5 

2.4

Япония 

2.1 

0.9 

3.3 

1.7 

1.2 

0.7 

–0.1 

0.1 

1.7 

0.6 

–0.4 

— 

0.5 

–1.1 

0.5

 

Германия [17] 

2.6 

2.3 

3.5 

5.1 

4.4 

2.7 

3.1 

1.2 

1.5 

0.6 

0.4 

0.8 

0.3 

0.6 

0.8

Франция 

6.3 

1.7 

3.2 

2.4 

2.1 

1.7 

Информация о работе Сущность и социально-экономические последствия инфляции