Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своём современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил своё родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.
Введение
Глава 1
1.1
1.2
Глава 2
2.1
2.2
Заключение
Список литературы
Приложение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сущность и условия возникновения рынка.
Условия возникновения рынка.
Сущность и функции рынка.
Структура и инфраструктура рынка.
Структура рынка.
Инфраструктура рынка.
2
Введение Глава 1
1.1 1.2
Глава 2 2.1 2.2 Заключение Список литературы
Приложение | ОГЛАВЛЕНИЕ
Сущность и условия возникновения рынка. Условия возникновения рынка. Сущность и функции рынка.
Структура и инфраструктура рынка. Структура рынка. Инфраструктура рынка.
|
с 3-5 с 6-12
с 6-7 с 7-12
с 11-36 с 11-28 с 28-36 с 37-39
с 40-41
с 42 |
ВВЕДЕНИЕ
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своём современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил своё родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.
Рынок возник как место встречи продавцов и покупателей в эпоху первобытного общества, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции, прибавочным продуктом. Такого рода обмен сегодня называется бартером. Он происходил в определённое время и выбранном для этого месте. С развитием городов под торговлю начинают закрепляться специальные территории, в которых осуществлялась розничная и оптовая торговля. Обмен стал обслуживаться деньгами, что значительно расширило хозяйственные связи между продавцами и покупателями. Шотландский экономист 18 века А. Смит, которого и сегодня считают классиком экономической теории, пользу от появления денег считал не меньшей по сравнению с шоссейными дорогами. Последние расширили возможность передвижения, деньги расширили масштабы обменных операций и увеличили круг их участников.
В сегодняшнем понимании рынок – это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.
Рыночные отношения покоятся на свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы определяют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене продавать производственную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг. Каждый из участников рынка в своих действиях при обмене удовлетворяет личный (частный) интерес, который различается у продавцов и покупателей. Покупатель стремится получить максимум полезности от приобретенного товара, продавец – максимум денежного дохода. В ходе обмена эти разные интересы приходят к определённому компромиссу: устанавливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель оплатить его.
В результате в ходе обмена происходит своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Если обмен носит постоянный характер, такие оценки достаточно устойчивы. На больших рынках по каждому виду товары имеют тенденцию быстро выравниваться. Продавец передаёт покупателю товар, покупатель предоставляет ему денежный эквивалент. Товар и деньги осуществляют встречное движение и меняют своих владельцев.
Рыночные связи или отношения существуют только при условии свободной купли – продажи товаров и услуг. При нарушении этого требования в любой форме рыночные отношения угнетаются административным вмешательством в экономическую сферу. Это может произойти при административном распределении товаров или ресурсов производства, территориальном ограничении торговли, подрыве механизма конкуренции.
В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируются объёмы и структуры производства. Эти изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь образованный объём и структуру платежеспособного спроса и зависимого от него потребления. В новом хозяйственном цикле производство даст продавцам иное предложение товаров, а доходы покупателей определят новый потребительский выбор, так как содержимое их кошельков изменилось. В результате возникает новое взаимодействие продавцов и покупателей по поводу величины рыночных цен, приемлемой для обеих сторон и объёма проданных товаров и услуг.
Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена. Но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводственного цикла: производстве, распределении и потреблении. Продукт , не нашедший покупателя перестаёт производиться, а тот который оказался в дефиците, при более высокой рыночной цене станет изготовляться в большем объёме. Это означает, что экономика, меняющая параметры в зависимости от результатов товарно-денежного обмена, постоянно корректирует свои пропорции, осуществляя тем самым саморегуляцию.
Очень часто под рынком понимается более широкое понятие – рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своём развитии на результаты товарного обмена.
В рыночной экономике выпуск, цены и уровень доходов устанавливаются не централизованно, а на основе добровольного соглашения продавцов и покупателей. Обратные связи, исходящие от потребителей, в зависимости от их выбора тех товаров, которые они приобрели, становятся индикатором общественно необходимой пропорциональности. Именно обратные связи с их новыми параметрами в рыночной экономике вызывают последующее приспособление производства к общественным потребностям и определяют специфику новой структуры производства.
Отсутствие или ослабление механизма обратных связей становится сигналом угнетения рыночной экономики, замещением ее административной системой, что чревато подавлением материального интереса у производителей, появлением и расширением товарного дефицита.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА.
1.1 Условия возникновения рынка
Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие— самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие— свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще».
1.2 Сущность и функции рынка.
В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины-возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.
В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики, а потому использовали преимущественно при характеристике рыночного спроса.
Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов. Приведенные определения свидетельствуют о том, что их авторы исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных, или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен и, таким образом, выявляется его важная функция. При этом не следует ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.
В современной политической экономии, в соответствии с предметом данной науки, при определении сущности рынка на первый план выдвигается характеристика соответствующей ему системы экономических отношений. Делается также попытка связать сущность рынка с его определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.
Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить, кто основные субъекты и как возникают и развиваются отношения между ними?
Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы) , выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
Сущность рынка раскрывается в его основных функциях. К ним относятся:
— ценообразующая - определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;
— репродуктивная - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;
— стимулирующая - побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств;
—регулирующая- оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие
'платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций;
— контролирующая рациональность производства уровнем цен;
— конкурентная - формирующая отношения конкурсное™ между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства;
— санирующая обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительно уменьшает вероятность осуществления производства как самоцели, а значит, и затратного характера экономики;
— информационно-корректирующая - с помощью которой можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности.
Исходя из этого, рынок следует рассматривать как определенную совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг, где происходит окончательное признание их стоимости и реализация, вследствие чего усиливается конкуренция между товаропроизводителями за снижение затрат производства и повышение общественной полезности товаров, улучшается пропорциональность развития народного хозяйства, обеспечивается непрерывность общественного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий. Это совокупность положительных функций рынка, которые сочетаются с его негативными сторонами, «провалами» рынка.