Сущность и условия возникновения рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своём современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил своё родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.

Содержание

Введение
Глава 1

1.1
1.2

Глава 2
2.1
2.2
Заключение
Список литературы

Приложение
ОГЛАВЛЕНИЕ

Сущность и условия возникновения рынка.
Условия возникновения рынка.
Сущность и функции рынка.

Структура и инфраструктура рынка.
Структура рынка.
Инфраструктура рынка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Экономической теории.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)


2

 

 

 

Введение

               Глава 1

                         

                          1.1

                          1.2

              

               Глава 2

                         2.1

                          2.2

Заключение

Список литературы

 

Приложение

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Сущность и условия возникновения рынка.

Условия возникновения рынка.

Сущность и функции рынка.

 

Структура и инфраструктура рынка.

Структура рынка.

Инфраструктура рынка.

 

 

 

 

 

 

с 3-5

с 6-12

 

с 6-7

с 7-12

 

с 11-36

с 11-28

с 28-36

с 37-39

 

с 40-41

 

с 42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны.        Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своём современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил своё родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.

           Рынок возник как место встречи продавцов и покупателей в эпоху первобытного общества, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции, прибавочным продуктом. Такого рода обмен сегодня называется бартером. Он происходил в определённое время и выбранном для этого месте. С развитием городов под торговлю начинают закрепляться специальные территории, в которых осуществлялась розничная и оптовая торговля. Обмен стал обслуживаться деньгами, что значительно расширило хозяйственные связи между продавцами и покупателями. Шотландский экономист 18 века А. Смит, которого и сегодня считают классиком экономической теории, пользу от появления денег считал не меньшей по сравнению с шоссейными дорогами. Последние расширили возможность передвижения, деньги расширили масштабы обменных операций и увеличили круг их участников.

          В сегодняшнем понимании рынок – это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

          Рыночные отношения покоятся на свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы определяют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене продавать производственную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг. Каждый из участников рынка в своих действиях при обмене удовлетворяет личный (частный) интерес, который различается у продавцов и покупателей. Покупатель стремится получить максимум полезности от приобретенного товара, продавец – максимум денежного дохода. В ходе обмена  эти разные интересы приходят к определённому компромиссу: устанавливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель оплатить его.

          В результате в ходе обмена происходит своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Если обмен носит постоянный характер, такие оценки достаточно устойчивы. На больших рынках по каждому виду товары имеют тенденцию быстро выравниваться. Продавец передаёт покупателю товар, покупатель предоставляет ему денежный эквивалент. Товар и деньги осуществляют встречное движение и меняют своих владельцев.

         Рыночные связи или отношения существуют только при условии свободной купли – продажи товаров и услуг. При нарушении этого требования в любой форме рыночные отношения угнетаются административным вмешательством в экономическую сферу. Это может произойти при административном распределении товаров или ресурсов производства, территориальном ограничении торговли, подрыве механизма конкуренции.

         В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируются объёмы и структуры производства. Эти изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь образованный объём и структуру платежеспособного спроса и зависимого от него потребления. В новом хозяйственном цикле производство даст продавцам иное предложение товаров, а доходы покупателей определят новый потребительский выбор, так как содержимое их кошельков изменилось. В результате возникает новое взаимодействие продавцов и покупателей по поводу величины рыночных цен, приемлемой для обеих сторон и объёма проданных товаров и услуг.

          Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена. Но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводственного цикла: производстве, распределении и потреблении. Продукт , не нашедший покупателя перестаёт производиться, а тот который оказался в дефиците, при более высокой рыночной цене станет изготовляться в большем объёме. Это означает, что экономика, меняющая параметры в зависимости от результатов товарно-денежного обмена, постоянно корректирует свои пропорции, осуществляя тем самым саморегуляцию.

           Очень часто под рынком понимается более широкое понятие – рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своём развитии на результаты товарного обмена.

              В рыночной экономике выпуск, цены и уровень доходов устанавли­ваются не централизованно, а на основе добровольного соглашения про­давцов и покупателей. Обратные связи, исходящие от потребителей, в зависимости от их выбора тех товаров, которые они приобрели, стано­вятся индикатором общественно необходимой пропорциональности. Именно обратные связи с их новыми параметрами в рыночной эконо­мике вызывают последующее приспособление производства к общест­венным потребностям и определяют специфику новой структуры произ­водства.

Отсутствие или ослабление механизма обратных связей становится сигналом угнетения рыночной экономики, замещением ее администра­тивной системой, что чревато подавлением материального интереса у производителей, появлением и расширением товарного дефицита.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА.

 

1.1 Условия возникновения рынка

     Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этногра­фов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возмож­ность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приоб­рести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвра­щались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

     Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколь­ко обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

     Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смог­ло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребле­ния, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

     Второе условие— самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиг­рать, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выра­жающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта са­мостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собст­венности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперати­вы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешан­ные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

     Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие— свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хо­зяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет ры­нок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и опреде­ляют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и дефор­мации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводи­тель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

     Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором соверша­ются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это из­держки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на кон­троль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осущест­вляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами яв­ляется одной из главных причин существования фирм вообще».

 

1.2 Сущность и функции рынка.

     В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формирует­ся такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины-возникновения товарно-денежных отноше­ний, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обра­щения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфиче­ские условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

     В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики, а потому использовали пре­имущественно при характеристике рыночного спроса.

     Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — лю­бой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике «Экономикс» рынок рассмат­ривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представите­лей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов. Приведенные определения свидетельствуют о том, что их авторы исходят из западной традиции в понимании предмета экономической нау­ки, т. е. не обращаются к изучению производственных, или экономических отно­шений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тен­денции рынка к выравниванию цен и, таким образом, выявляется его важная функ­ция. При этом не следует ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, по­скольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

     В современной политической экономии, в соответствии с предметом данной науки, при определении сущности рынка на первый план выдвигается характери­стика соответствующей ему системы экономических отношений. Делается также попытка связать сущность рынка с его определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить, кто основные субъекты и как возникают и развиваются отношения между ними?

     Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы) , выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

     Сущность рынка раскрывается в его основных функциях. К ним относятся:

— ценообразующая - определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;

— репродуктивная - обеспечение непрерывности воспроизводствен­ного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), форми­рование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;

— стимулирующая - побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных рас­ходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной по­лезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств;

—регулирующая- оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие

'платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций;

— контролирующая рациональность производства уровнем цен;

— конкурентная - формирующая отношения конкурсное™ между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства;

— санирующая обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и не­жизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительно уменьшает вероятность осуществления производства как самоцели, а значит, и затратного характера экономики;

— информационно-корректирующая - с помощью которой можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности.

     Исходя из этого, рынок следует рассматривать как определенную совокуп­ность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными ти­пами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг, где проис­ходит окончательное признание их стоимости и реализация, вследствие чего уси­ливается конкуренция между товаропроизводителями за снижение затрат произ­водства и повышение общественной полезности товаров, улучшается пропорцио­нальность развития народного хозяйства, обеспечивается непрерывность общест­венного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий. Это совокуп­ность положительных функций рынка, которые сочетаются с его негативными сто­ронами, «провалами» рынка.

Информация о работе Сущность и условия возникновения рынка