Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своём современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил своё родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.
Введение
Глава 1
1.1
1.2
Глава 2
2.1
2.2
Заключение
Список литературы
Приложение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сущность и условия возникновения рынка.
Условия возникновения рынка.
Сущность и функции рынка.
Структура и инфраструктура рынка.
Структура рынка.
Инфраструктура рынка.
Эффективное функционирование рынка возможно при соблюдении ряда условий: во-первых, необходим реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной (основанной как на собственном, так и на чужом труде), коллективной (акционерные общества, кооперативы, трудовые коллективы), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности, как результата различной комбинации названных выше форм; во-вторых, эффективность функционирования рынка обусловлена способностью разных субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние со стороны монополий (в том числе олигополии), снижает эффективность саморегулирующих механизмов функционирования рынка; в-третьих, наличие развитого антимонопольного законодательства и достаточных механизмов его реализации, ослабляющих монополистические -тенденции в экономике; в-четвертых, существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством (при преобладании экономических методов); в-пятых, наличие и доступность всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая деятельность;
в-шестых, важен факт наличия конкурентной борьба между различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7-8 субъектов, поскольку наличие 1-2 субъектов означает монополию, а 3—5 -олигополию; в-седьмых, необходим развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи: средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.) , денег, недвижимости, предметов потребления и т. д.; в-восьмых, необходимо наличие рыночной инфраструктуры, то есть определенного комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка, куплю-продажу различных объектов собственности.
В совокупности экономических отношений, которые отражает категория «рынок», ключевую роль играют отношения собственности. Так, в процессе купли-продажи товаров и услуг осуществляется их присвоение и отчуждение, создаются предпосылки присвоения чужого неоплаченного труда (если, скажем, речь идет о купле-продаже рабочей силы на бирже труда). На фондовой бирже такие отношения реализуются через деятельность посредников — диллеров — путем присвоения учредительной прибыли, выпуска ценных бумаг инвестиционными компаниями и другими методами.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ИНФРАКСТРУКТУРА РЫНКА.
2.1 Структура рынка.
Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также - национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.
В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один-два производителя (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, всю совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровень цен, то есть осуществлять групповую монополию.
Общей чертой монополизированного и регулируемого рынков является их вы-сокоорганизованность. Отличие данных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично - монополизированный, а регулируемый — всю экономику в единстве всех ее секторов, включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степени. Кроме того, конъюктуроформирующим субъектом на монополизированном рынке выступает монополия или олигополия, а субъектом регулируемого — государство и наднациональные органы (ЕС, ОПЕК и др.). Наконец, целью регулирования монополизированного рынка является присвоение монопольно высоких прибылей, а целью государственного регулирования — стабилизация экономической системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а также содействие процессу накопления капитала.
Кроме того, выделяют организационно-функциональную структуру рынка, которая включает контрактную систему закупок на биржах, ярмарках, выставках и в других посреднических структурах по сбыту товаров; прямые связи производителей и организаций сбыта; маркетинг, рекламу и др.
Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.
Финансовый рынок — это определенная совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи свободных денежных средств и их превращения в денежный капитал. Финансовый рынок направляет в единое русло движение других форм капитала. Деньги — наиболее подвижная и ликвидная форма богатства, а ценные бумаги — его основная форма. Финансовый и, прежде всего, — денежный рынок, в наибольшей мере отвечает требованиям совершенной конкуренции, что обусловлено однородностью товара, наличием информации о нем.
Среди ценных бумаг различают акции, облигации (предприятий и государственных займов) и ипотечные облигации; купоны к облигациям, векселя, чеки, депозитные сертификаты, варранты (складские свидетельства) и др. Субъектами отношений, складывающихся на финансовом рынке, выступают предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объектами финансового рынка являются личные сбережения населения, временно свободные средства, образующиеся в процессе обращения промышленного и торгового капиталов и др. Основные элементы этого рынка — спрос, предложение ссудного капитала и его цена.
Продавцами капитала на финансовом рынке в современных условиях являются коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации, наиболее материально обеспеченные группы населения и др. Во многих странах мира ими являются также разные международные финансово-кредитные организации, транснациональные банки и др. Основные покупатели капитала на финансовом рынке - промышленные, торговые компании, государство и население. При этом они сами осуществляют продажу этого особенного товара.
Основными продавцами капиталов являются страховые компании по страхованию жизни и пенсионные фонды, которые стабильно аккумулируют денежные поступления от населения долгосрочного характера. Такой стабильности не имеют коммерческие банки, поскольку их депозиты формируются из ликвидных средств предприятий и личных сбережений населения, и часть этих денег должны оставаться и в банковском резерве для текущего обслуживания этих же субъектов. Различают краткосрочный (денежный рынок) и долгосрочный (рынок капиталов) финансовые рынки. Денежный рынок может быть дезагрегирован на рынок учетных инструментов (объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя, краткосрочные ценные бумаги, имеющие высокую ликвидность) и меж-банковского кредита (на котором временно свободные денежные средства кредитных учреждений размещаются банками в форме межбанковских депозитов на короткий срок). На рынке капиталов функционируют долгосрочные займы и ценные бумаги, поэтому долгосрочный финансовый рынок делится на рынок долгосрочного кредита и рынок ценных бумаг.
Большинство кратко- и долгосрочных кредитов предоставляют коммерческие банки. На финансовом рынке уровни кредитного процента для различных категорий заемщиков зачастую дифференцированы. Так, крупные компании, как правило, получают кредит на продолжительный срок, без залога и по более низкому проценту, чем мелкие фирмы, от которых требуется залог, поручительство или гарантия. Во многих странах значительная часть займов предоставляется в форме открытия кредитной линии, что означает достижение соглашения между банком и заемщиком о максимальной сумме задолженности за кредит и возможности на протяжении определенного периода получить ссуду без дополнительных переговоров с банком. При этом заемщик сберегает на своем текущем счету так называемый компенсационный остаток, составляющий не менее 20 % общей суммы кредита, который он не может снять или перевести в другой банк, что «привязывает» заемщика к банку. Если кредиты предоставляются под залог, то банк получает право распоряжаться заложенным имуществом.
Наиболее низкой процентной ставкой за банковские кредиты является базовая ставка («прайм рейт») за необеспеченные долгосрочные кредиты для первоклассных заемщиков. Другие ставки (например в Англии), как правило, на 1—5 % выше 5азовой. Их шкала растет в случае предоставления кредитов под ценные бумаги, товары и оборудование, под долговые обязательства заемщиков, то есть под дебиторскую задолженность. Еще более высокие процентные ставки устанавливаются при предоставлении сельскохозяйственных кредитов. Наиболее высокими являют-:я процентные ставки за потребительские кредиты, предоставляемые под залог якилья, товаров длительного пользования.
Существенное воздействие на развитие и функционирование финансового рынка оказывает государство через механизм проведения кредитной политики. В частности, государство влияет на величину учетной ставки, соотношение спроса и предложения, выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования и развития данного рынка, осуществляет над ним оперативный контроль и др.
Рынок рабочей силы — это совокупность экономических отношений между наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу купли-продажи и использования рабочей силы.
Продажа рабочей силы осуществляется в сфере обращения. В современных условиях факт этой сделки фиксируется в коллективных и индивидуальных контрактах, где определяются объемы и условия работы, величина заработной платы, продолжительность оплачиваемых отпусков и др. При продолжительной работе на предприятии возникают новые обстоятельства, которые могут быть отражены в последующем контракте при перезаключении договора. В этом случае продажа рабочей силы на новый срок (для уже занятых работников) осуществляется в сфере производства. Поскольку на содержание коллективных договоров, условия их заключения активно влияют государство и профсоюзы, субъектами рынка рабочей силы являются не только предприниматель и наемный работник, но опосредованно — и государство, и профсоюзы. Непосредственным участником такого рынка оно является на предприятиях и в учреждениях государственного сектора экономики.
Наряду с рынком рабочей силы существует рынок трудовых ресурсов, где объект купли-продажи — рабочая сила экономически активного населения и выпускников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть населения, занятого в домашнем хозяйстве.
Основные элементы (рычаги) рынка рабочей силы — спрос, предложение и заработная плата. Спрос на рабочую силу со стороны индивидуального, коллективного (предприятия акционерного типа) работодателя или государства зависит от спроса на товары и услуги, которые изготавливаются на предприятиях соответствующего типа, уровня технической оснащенности данных предприятий, интенсивности и производительности труда, форм и методов организации производства, экономической конъюнктуры, степени либерализации внешнеэкономической деятельности страны (в частности, возможности проникновения на национальный рынок продукции иностранных компаний), качества рабочей силы и труда, величины инвестиций, технического строения капитала и др. Предложение рабочей силы зависит от уровня рождаемости населения, продолжительности обучения и приобретения квалификации, демографической политики государства, состояния рынка жилья, престижности труда и других факторов.
В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицитный, равновесный и избыточный рынки рабочей силы. Типичной ситуацией на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и наоборот.
В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют его отдельные сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых наукоемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каждый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущественно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (интеллигенция). В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков. Основными условиями формирования рынка рабочей силы является создание стабильных и эффективных стимулов к труду, действенной системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства (в развитых странах Запада мелкие и средние компании обеспечивают большинство рабочих мест) и т. д.