Сущность и условия возникновения рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своём современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил своё родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.

Содержание

Введение
Глава 1

1.1
1.2

Глава 2
2.1
2.2
Заключение
Список литературы

Приложение
ОГЛАВЛЕНИЕ

Сущность и условия возникновения рынка.
Условия возникновения рынка.
Сущность и функции рынка.

Структура и инфраструктура рынка.
Структура рынка.
Инфраструктура рынка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Экономической теории.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

     Эффективное функционирование рынка возможно при соблюдении ряда усло­вий: во-первых, необходим реальный плюрализм форм собственности и форм хо­зяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной (основанной как на собственном, так и на чужом труде), коллективной (акционерные общества, кооперативы, трудовые коллективы), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собст­венности, как результата различной комбинации названных выше форм; во-вторых, эффективность функционирования рынка обусловлена способностью раз­ных субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние со стороны монополий (в том числе олигополии), снижает эффектив­ность саморегулирующих механизмов функционирования рынка; в-третьих, нали­чие развитого антимонопольного законодательства и достаточных механизмов его реализации, ослабляющих монополистические -тенденции в экономике; в-четвертых, существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством (при преобладании экономических методов); в-пятых, наличие и доступность всесторонней информа­ции о рынке, развитая маркетинговая деятельность;

в-шестых, важен факт наличия конкурентной борьба между различными субъ­ектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7-8 субъектов, поскольку наличие 1-2 субъектов означает монополию, а 3—5 -олигополию; в-седьмых, необходим раз­витый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи: средств производства (в том числе земли), рабочей си­лы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.) , денег, не­движимости, предметов потребления и т. д.; в-восьмых, необходимо наличие ры­ночной инфраструктуры, то есть определенного комплекса институтов, предпри­ятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка, куплю-продажу различных объектов собственности.

В совокупности экономических отношений, которые отражает категория «ры­нок», ключевую роль играют отношения собственности. Так, в процессе купли-продажи товаров и услуг осуществляется их присвоение и отчуждение, создаются предпосылки присвоения чужого неоплаченного труда (если, скажем, речь идет о купле-продаже рабочей силы на бирже труда). На фондовой бирже такие отноше­ния реализуются через деятельность посредников — диллеров — путем присвое­ния учредительной прибыли, выпуска ценных бумаг инвестиционными компания­ми и другими методами.


ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ИНФРАКСТРУКТУРА РЫНКА.

 

2.1 Структура рынка.

     Структура рынка — это совокупность отдельных ло­кальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также - национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

     Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, ин­теллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собствен­ности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обес­печения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), де­нег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.

     В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один-два производи­теля (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной про­дукции, всю совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рын­ке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из ко­торых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровень цен, то есть осуществлять групповую монополию.

Общей чертой монополизированного и регулируемого рынков является их вы-сокоорганизованность. Отличие данных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично - монополизированный, а регулируемый — всю экономику в единстве всех ее секторов, включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степе­ни. Кроме того, конъюктуроформирующим субъектом на монополизированном рынке выступает монополия или олигополия, а субъектом регулируемого — госу­дарство и наднациональные органы (ЕС, ОПЕК и др.). Наконец, целью регулиро­вания монополизированного рынка является присвоение монопольно высоких прибылей, а целью государственного регулирования — стабилизация экономиче­ской системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а также содействие процессу накопления капитала.

     Кроме того, выделяют организационно-функциональную структуру рынка, ко­торая включает контрактную систему закупок на биржах, ярмарках, выставках и в других посреднических структурах по сбыту товаров; прямые связи производите­лей и организаций сбыта; маркетинг, рекламу и др.

     Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.

     Финансовый рынок — это определенная совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи свободных денежных средств и их пре­вращения в денежный капитал. Финансовый рынок направляет в единое русло движение других форм капитала. Деньги — наиболее подвижная и ликвидная форма богатства, а ценные бумаги — его основная форма. Финансовый и, прежде всего, — денежный рынок, в наибольшей мере отвечает требованиям совершенной конкуренции, что обусловлено однородностью товара, наличием информации о нем.

     Среди ценных бумаг различают акции, облигации (предприятий и государст­венных займов) и ипотечные облигации; купоны к облигациям, векселя, чеки, де­позитные сертификаты, варранты (складские свидетельства) и др.       Субъектами от­ношений, складывающихся на финансовом рынке, выступают предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объектами финансового рынка являют­ся личные сбережения населения, временно свободные средства, образующиеся в процессе обращения промышленного и торгового капиталов и др. Основные эле­менты этого рынка — спрос, предложение ссудного капитала и его цена.

     Продавцами капитала на финансовом рынке в современных условиях являют­ся коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фон­ды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации, наиболее материально обеспеченные группы населения и др. Во многих странах мира ими являются так­же разные международные финансово-кредитные организации, транснациональ­ные банки и др. Основные покупатели капитала на финансовом рынке - промыш­ленные, торговые компании, государство и население. При этом они сами осуще­ствляют продажу этого особенного товара.

     Основными продавцами капиталов являются страховые компании по страхо­ванию жизни и пенсионные фонды, которые стабильно аккумулируют денежные поступления от населения долгосрочного характера. Такой стабильности не имеют коммерческие банки, поскольку их депозиты формируются из ликвидных средств предприятий и личных сбережений населения, и часть этих денег должны оста­ваться и в банковском резерве для текущего обслуживания этих же субъектов. Различают краткосрочный (денежный рынок) и долгосрочный (рынок капиталов) фи­нансовые рынки. Денежный рынок может быть дезагрегирован на рынок учетных инструментов (объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя, краткосрочные ценные бумаги, имеющие высокую ликвидность) и меж-банковского кредита (на котором временно свободные денежные средства кредит­ных учреждений размещаются банками в форме межбанковских депозитов на ко­роткий срок). На рынке капиталов функционируют долгосрочные займы и ценные бумаги, поэтому долгосрочный финансовый рынок делится на рынок долгосрочно­го кредита и рынок ценных бумаг.

     Большинство кратко- и долгосрочных кредитов предоставляют коммерческие банки. На финансовом рынке уровни кредитного процента для различных катего­рий заемщиков зачастую дифференцированы. Так, крупные компании, как правило, получают кредит на продолжительный срок, без залога и по более низкому проценту, чем мелкие фирмы, от которых требуется залог, поручительство или га­рантия. Во многих странах значительная часть займов предоставляется в форме открытия кредитной линии, что означает достижение соглашения между банком и заемщиком о максимальной сумме задолженности за кредит и возможности на протяжении определенного периода получить ссуду без дополнительных перего­воров с банком. При этом заемщик сберегает на своем текущем счету так называе­мый компенсационный остаток, составляющий не менее 20 % общей суммы кре­дита, который он не может снять или перевести в другой банк, что «привязывает» заемщика к банку. Если кредиты предоставляются под залог, то банк получает право распоряжаться заложенным имуществом.

     Наиболее низкой процентной ставкой за банковские кредиты является базовая ставка («прайм рейт») за необеспеченные долгосрочные кредиты для первокласс­ных заемщиков. Другие ставки (например в Англии), как правило, на 1—5 % выше 5азовой. Их шкала растет в случае предоставления кредитов под ценные бумаги, товары и оборудование, под долговые обязательства заемщиков, то есть под деби­торскую задолженность. Еще более высокие процентные ставки устанавливаются при предоставлении сельскохозяйственных кредитов. Наиболее высокими являют-:я процентные ставки за потребительские кредиты, предоставляемые под залог якилья, товаров длительного пользования.

     Существенное воздействие на развитие и функционирование финансового рынка оказывает государство через механизм проведения кредитной политики. В частности, государство влияет на величину учетной ставки, соотношение спроса и предложения, выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования и развития данного рынка, осуществляет над ним оперативный контроль и др.

     Рынок рабочей силы — это совокупность экономических отношений ме­жду наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу куп­ли-продажи и использования рабочей силы.

     Продажа рабочей силы осуществляется в сфере обращения. В современных условиях факт этой сделки фиксируется в коллективных и индивидуальных кон­трактах, где определяются объемы и условия работы, величина заработной платы, продолжительность оплачиваемых отпусков и др. При продолжительной работе на предприятии возникают новые обстоятельства, которые могут быть отражены в последующем контракте при перезаключении договора. В этом случае продажа ра­бочей силы на новый срок (для уже занятых работников) осуществляется в сфере производства. Поскольку на содержание коллективных договоров, условия их за­ключения активно влияют государство и профсоюзы, субъектами рынка рабочей силы являются не только предприниматель и наемный работник, но опосредованно — и государство, и профсоюзы. Непосредственным участником такого рынка оно является на предприятиях и в учреждениях государственного сектора экономики.

     Наряду с рынком рабочей силы существует рынок трудовых ресурсов, где объ­ект купли-продажи — рабочая сила экономически активного населения и выпуск­ников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть населения, занятого в домашнем хозяйстве.

     Основные элементы (рычаги) рынка рабочей силы — спрос, предложение и заработная плата. Спрос на рабочую силу со стороны индивидуального, коллек­тивного (предприятия акционерного типа) работодателя или государства зависит от спроса на товары и услуги, которые изготавливаются на предприятиях соответ­ствующего типа, уровня технической оснащенности данных предприятий, интен­сивности и производительности труда, форм и методов организации производства, экономической конъюнктуры, степени либерализации внешнеэкономической дея­тельности страны (в частности, возможности проникновения на национальный ры­нок продукции иностранных компаний), качества рабочей силы и труда, величины инвестиций, технического строения капитала и др. Предложение рабочей силы за­висит от уровня рождаемости населения, продолжительности обучения и приобре­тения квалификации, демографической политики государства, состояния рынка жилья, престижности труда и других факторов.

     В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицит­ный, равновесный и избыточный рынки рабочей силы. Типичной ситуацией на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и на­оборот.

     В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют его отдельные сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых нау­коемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каж­дый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущест­венно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (ин­теллигенция). В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков. Основными условиями формирования рынка рабочей силы является создание стабильных и эффективных стимулов к труду, действенной системы профессио­нальной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства (в развитых странах Запада мелкие и средние компании обеспечивают большинство рабочих мест) и т. д.

Информация о работе Сущность и условия возникновения рынка