Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своём современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил своё родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена.
Введение
Глава 1
1.1
1.2
Глава 2
2.1
2.2
Заключение
Список литературы
Приложение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сущность и условия возникновения рынка.
Условия возникновения рынка.
Сущность и функции рынка.
Структура и инфраструктура рынка.
Структура рынка.
Инфраструктура рынка.
Спрос на рынке капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства и инвестиции в расширение производства, уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынки средств и предметов труда. Первый - делится на рынки нового и бывшего в употреблении оборудования, а также специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам, В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд, но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большее количество продукции, или увеличить доход. При этом чистой производительностью капитала называют разницу между суммой потребляемых благ, которые изготовлены с помощью средств производства, и величиной материальных благ, необходимых для создания этих средств. Такую производительность, выраженную в процентах, называют естественной нормой процента. Кроме того, в отличие от труда средства производства считаются фактором, формируемым самой экономической системой. На самом же деле при взаимодействии труда и средств производства в результате синергического эффекта возникает дополнительная производительная сила, представляемая в хозяйственной жизни производительной силой средств производства.
Рынок предметов потребления. Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.
Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.
Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).
В странах социально ориентированной экономики человек превращается в основной элемент национального богатства, а воспроизводство его физических возможностей, интеллектуальных, организаторских способностей, основных качеств работника, предпринимателя и собственника становится одной из приоритетных задач развития общества. Это значит, что отношения по поводу воспроизводства экономически деятельного объекта нового типа выходят на передний план. Соответственно рынок услуг превращается в доминирующий тип рынка.
При анализе рынка интеллектуальной собственности необходимо выделять два аспекта. Во-первых, - это различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, проекты, ноу-хау, программы математического обеспечения, научные прогнозы и др.). Во-вторых -отношения, которые возникают и развиваются между людьми по поводу создания и присвоения названных объектов собственности. С учетом юридического аспекта следует говорить о праве собственности на те или иные объекты интеллектуального труда. Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности органически связано с развертыванием НТР, поскольку именно в этот период произошло превращение науки в непосредственную производительную силу.
Важную роль в формировании рынка интеллектуальной собственности в развитых странах мира играет венчурный (рисковый) капитал, инвестируемый в идеи, проекты, а в жизнь их внедряют венчурные фирмы с ограниченной ответственностью в составе нескольких человек. Эти фирмы могут быть как самостоятельными, так и отделениями крупных корпораций, финансовых групп и др. В последнем случае инвестор получает права на все новации, которые создаются на венчурных предприятиях. Эти новации бывают запатентованными и беспатентными (ноу-хау).
В широком понимании «ноу-хау» — это совокупность технических знаний, коммерческого и другого опыта, необходимого для изготовления определенного изделия, воспроизводства производственного процесса и др. Ноу-хау включает не только техническую, но и коммерческую информацию, а также неопубликованные изобретения и применяется в лицензионных соглашениях, договоренностях о техническом сотрудничестве и т. п. Оно считается собственностью предприятия наряду с патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами. Обмен ноу-хау может осуществляться по соглашению между предприятиями через передачу документации, организацию учебы работников, участие специалистов в промышленном производстве. Как правило, передача ноу-хау происходит одновременно с передачей патентных прав, продажей изделий, но иногда подписываются соглашения, объектом которых являются исключительно ноу-хау.
Передача информации типа «ноу-хау» предусматривается по контракту в форме технической документации (чертежи, проекты, схемы, техникоэкономическое обоснование, технологические карты, методики, расчеты, формулы и др.); устной информации и демонстрации, во время которой сообщаются технические данные, передается опыт, навыки, приемы работы, изготовленные образцы технических объектов, ознакомление с которыми раскрывает заложенные в них конструкторские идеи и решения.
Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. На валютном рынке осуществляются операции внешней торговли, сделки, связанные с миграцией капиталов, и трансграничным движением рабочей силы, туризмом. С точки зрения организационно-финансовых отношений и технологий этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран. Операции на нем осуществляются преимущественно в самых крупных международных банковских и валютно-биржевых центрах Лондоне, Нью-Йорка, Цюриха, Токио и других городов.
Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард :— поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.
Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Так, на известном аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20 % от цены проданного шедевра, а комиссионные диллеров государственных ценных бумаг — 1,32 %. Своеобразной ценой за услуги на рынке информации является плата за рекламу.
Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности. Предметом купли-продажи на рынке информации является также теле- и радиопродукция, книги, газеты, реклама и др. .
Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Осуществляют ее региональные консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла (афинаж), изготавливают слитки, ставят клеймо и хранят их. Продавцы золота — золотодобывающие страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара — промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, тезавраторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования его в промышленных целях.
В период золотого стандарта золото непосредственно исполняло роль денег и потому практически не покупалось и не продавалось. Удовлетворение потребности в золоте промышленных компаний и частных владельцев и его реализацию странами-экспортерами, а также продажу части золотых запасов государств и частных лиц обеспечивали монетные дворы и центральные банки, которые разменивали кредитно-бумажные деньги на золото по твердому паритету (в соответствии с золотым содержанием денежных единиц), то есть производили монетарный размен. Вследствие этого понятия «купля-продажа золота», «цена золота» имели тогда условный характер, были иррациональными, лишенными экономического содержания. Так, в США в соответствии с законом 1900 г. золотое содержание доллара составляло около 0,048 унции, или 1,505 г. Цена (условная) этого золота составляла 20,67 дол. за тройскую унцию. Процесс купли-продажи при этом сводился к тому, что продавец обменивал унцию золота (31,1 г) на 20 дол. 67 центов в золотых монетах. Если этот слиток обменивался на банкноту, то ее свободно можно было обменять на золото. Банкирские дома и специализированные фирмы в тот период играли второстепенную роль.
В период золотого стандарта страны, которые придерживались данного стандарта, должны были обеспечивать жесткое соотношение между количеством денег в обращении и наличными запасами золота.
После краха золотого стандарта была определена официальная цена на золото - 35 дол. за унцию, а золотое содержание доллара составляло 0,888 г. В некоторых странах даже было запрещено владеть золотом, вследствие чего частные тезавраторы были лишены возможности покупать золото по фиксированной цене. После второй мировой войны в условиях стремительного роста цен правительству США стало невыгодно продавать золото по 35 дол. за унцию. Поэтому постепенно стали формироваться два рынка золота — государственный и свободный с разными ценами на каждом из них. На официальном межгосударственном рынке объектом покупки-продажи был государственный драгоценный металл. США (страна с наибольшими золотыми запасами) обязаны были продавать золото государственным органам других стран по твердой долларовой цене. Так, за период 1934-1972 гг. США продали другим странам 18 тыс. т монетарного золота, а купили 24 тыс. т.
Поскольку некоторые страны хранят свои золотые запасы в США (в 1980 г. эти запасы составляли около 10 тыс. т), то их торговля монетарным товаром с американским государственным хранилищем велась преимущественно без его физического перемещения. За 1953-1966 гг. Федеральный резервный банк США продал и купил более 38 тыс. т золота, но за пределы страны было вывезено менее 5 тыс. т.
Свободный рынок золота во многих странах в определенной мере контролировало государство, причем в подавляющем большинстве стран этот драгоценный металл продавался и покупался свободно. В 1973 г. Ведущие страны Запада договорились о возможности продажи центральными банками части своих запасов на свободном рынке, а с 1978 г. — и о его покупке. Так стал формироваться единый рынок золота.
Основными источниками пополнения данного рынка являются добыча золота некоторыми странами, а также их централизованные запасы. При этом лишь незначительная часть золота продается золотодобывающими странами промышленным фирмам без посредников, основное же его количество покупается и продается с участием специализированных фирм. На лондонском рынке золота эти операции осуществляют 5 фирм, которые возглавляет фирма (банковский дом) Ротшильда. На другом крупном рынке золота в Цюрихе торговые операции с золотом осуществляют три могущественных швейцарских банка. В Цюрих регулярно поступают сообщения о ценах на лондонском рынке (с учетом спроса и предложения на определенный момент), вследствие чего цены согласовываются и выравниваются. Это означает установление мировой цены на золото. На других рынках (в Милане, Франкфурте-на-Майне, Токио и др.) учитывается стоимость доставки золота из Лондона и Цюриха, плата за страхование и другие расходы, поэтому цена на золото там, как правило, выше.
На международных рынках золота товар продается преимущественно в стан-
дартных слитках по 12,5 кг с пробой 995 или 999. На внутренних рынках — в слитках от 1 до 5 кг, а также в листах, пластинах, монетах и других формах.
Политико-экономическое определение структуры рынка предусматривает выявление не только основных его объектов, но и главных субъектов.
Основными субъектами внутреннего рынка являются население (в частности, домашние хозяйства); фирмы (предприятия); государство. Среди населения, в свою очередь, выделяются социальные классы, слои и прослойки. Американские ученые делят население на четыре главные категории потребителей, каждая из которых состоит из определенных групп с соответствующим образом жизни. К первой категории принадлежат люди, которые пытаются удовлетворить элементарные потребности. Это преимущественно обездоленные, живущие в нищете люди с низким уровнем образования, как правило, пожилого возраста, и более молодые, которые пытаются вырваться из нищеты. Так, в середине 80-х гг. их в США насчитывалось около 11 % (в 1996 г. почти 14 %). Ко второй категории американские экономисты относят людей, которые побуждаются извне. Среди них они выделяют группу, у которой выражено чувство принадлежности к среднему классу; а также группу со стремлением к успеху, готовую к соревновательности, — верхний слой среднего класса. В эту группу входят и те, кто стремится достичь в жизни как можно больше, — лидеры бизнеса, высшие менеджеры, высокопоставленные правительственные чиновники, их около 68 %. Третья категория — люди, которые побуждаются изнутри. По социальному происхождению они не могут принадлежать к первым двум категориям. Это люди, увлеченные экзотическими и благородными занятиями, активные защитники окружающей среды, участники общественных движений и др. Эта категория охватывает около 19 % населения США. К четвертой, наиболее малочисленной категории (около 2 % населения) ученые относят людей, в которых сочетаются некоторые черты второй и третьей категории и которые являются своеобразной вершиной описанной классификации. Отмеченные, категории населения являются участниками разных типов рынков, рассмотренных выше с точки зрения дифференциации их объектов. Если следовать данной классификации, то в странах бывшего СССР, в условиях дефицитной экономики значительное количество граждан принадлежало к первой категории, что в основном отвечает действительности.