Сущность приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

цель моей работы исследование приватизации как формы трансформации собственности и ее последствия в РФ.
Для того чтобы достичь этой цели, я рассмотрела следующие задачи:
1.Социально-экономическая сущность приватизации, определение приватизации и разгосударствления, формы и методы приватизации, а также ее функции.
2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия. В частности рассмотрим чековый этап приватизации и денежный этап приватизации.

Содержание

Введение……………..…………………………………………………………………….3Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации………………………….5
1.1. Цель и функции приватизации……….…………………...…....................................5
1.2. Разгосударствление и приватизация как формы трансформации собственности………………………………….………………………………………….9 1.3. Формы и методы приватизации……………………………………………………12
Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия………………………………………………………………………………16 2.1 Особенности чекового этапа приватизации……………………………………….16
2.2. Особенности денежного этапа приватизации…………………………………….19
2.3. Социально-экономические последствия приватизации……………………….....21
Заключение………………………………………………………………………………28Список использованной литературы………………………………............................30

Работа состоит из  1 файл

курсовая 111.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 

Введение……………..…………………………………………………………………….3Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации………………………….5

1.1. Цель и функции приватизации……….…………………...…....................................5

1.2. Разгосударствление  и приватизация как формы трансформации               собственности………………………………….………………………………………….9                        1.3. Формы и методы приватизации……………………………………………………12

Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические  последствия………………………………………………………………………………16 2.1 Особенности чекового этапа приватизации……………………………………….16

 2.2. Особенности денежного этапа приватизации…………………………………….19

 2.3. Социально-экономические последствия приватизации……………………….....21

Заключение………………………………………………………………………………28Список использованной литературы………………………………............................30  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Как показывает опыт мирового экономического развития, приватизационные процессы периодически сменяются процессами национализации - обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. 
         Во Франции за последние 60 лет были проведены три широкомасштабные национализации. Неоднократно проводилась национализация в Великобритании: Английского банка, угледобычи, электроэнергетики, газовой промышленности и др.  
Мировой опыт говорит о множественности задач, решаемых с помощью приватизации. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов на содержание объектов собственности, увеличение поступлений в бюджет и погашение на этой основе внутренней и внешней задолженности, ослабление государственных монополий, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию капитале компании, ослабление профсоюзного влияния на экономику, создание широкой социальной базы мелких собственников.  
        Постсоциалистические страны прибегли к приватизации как к способу развития многоукладности экономики, становления института частной собственности, создания социальной базы нового общественного строя. Любопытно, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу были отданы на льготных условиях в частные руки около трех десятков промышленных предприятий.     Основными побуждающими к этому мотивами были задачи развития предпринимательского духа в обществе и привлечения частного капитала к производительному использованию. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Актуальность этих мотивов сохранилась и для наших дней.  Именно поэтому я выбрала эту тему. 
     Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, посредством которого происходит переход от государственной к акционерной и частной собственности. Доминирующим признаком способа приватизации служит мера платности за передачу приватизируемого объекта во владение новому собственнику. Одновременно способ отражает методы, организацию, технологию процесса перехода от одной формы собственности к другой. 
Способы приватизации отличаются, разнятся в зависимости от вида объекта приватизации. По крайней мере, необходимо учитывать специфику приватизации таких объектов, как земля, природные богатства, жилье, основные средства (производственные фонды) предприятий, здания и помещения социально-культурного назначения, объекты сферы услуг.

     Итак, цель моей работы исследование приватизации как формы трансформации собственности  и ее последствия в РФ.

     Для того чтобы достичь этой цели, я рассмотрела следующие задачи:

     1.Социально-экономическая сущность приватизации, определение приватизации и разгосударствления, формы и методы приватизации, а также ее функции.

     2. Стадии  приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия. В частности рассмотрим чековый этап приватизации и денежный этап приватизации.

     В работе я использовала учебники, учебники для вузов, учебные пособия, учебные  пособия для вузов, журналы и  Интернет ресурсы, именно они составили мою методологическую базу.

     Предмет исследования моей работы - явление приватизации и ее последствия в переходный период РФ. 
 
 
 

     Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации. 

     1.1. Цель и функции приватизации. 

     Основные  цели приватизации должны быть следующими:                                     “1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).                                                                                                                          2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).                                                                                                  3. Социальная (обеспечение социального мира).                                                               4. Перераспределение экономических основ власти.                                                                        Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.” [3.c.25]

     Функции приватизации:

  “I. Общие (типовые) функции. Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое.

     Для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной, немаловажным является также развитие многоукладности  экономики и становление института  частной собственности. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как инструмент коренного изменения отношений собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса. В общем же виде к целям приватизации предприятий относятся повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем правительства, а также ослабление монопольного положения государственного сектора.                                                                                                        Ниже рассмотрим последовательно основные функции приватизации, начав с укрепления социально-экономической системы, основывающейся на частной собственности.

     II. Функция укрепления общественного  строя. Государственный сектор, однажды возникнув, превращается в составную часть народного хозяйства. Он может увеличиваться во время войн, кризисов, необходимости создания объектов инфраструктуры или экспериментальных производств. Его доля может сокращаться в экономике и без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры госсектора и его роль в национальной экономике - это количественный, но и социально-экономический показатель, так как устойчивость общественного строя наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Разрастание государственного сектора сужает поле деятельности частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.

     Приватизация чрезмерно разросшегося государственного сектора соответствует интересам укрепления социально-экономического строя в той мере, в которой этот сектор не являются необходимым для сохранения этого строя элементом. Таким образом, вопрос о приватизации конкретных объектов госсектора встает тогда, когда частный национальный капитал может существовать без соответствующего государственного объекта или когда жизненно важный для народного хозяйства объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.

     Отметим, что время приватизации - годы благополучного хозяйственного развития, отсутствия военно-политических потрясений, глубоких кризисов, обновления основного капитала в общехозяйственных масштабах, а время роста государственного сектора за счет нового строительства или национализации предприятий и отраслей частных владельцев - годы подготовки к войне, войны, послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними обстоятельствами, например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к обществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.

     III. Социально-политическая функция. Эта функция приватизации в условиях стабильной рыночной экономики содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной политики, особенно среди социальных групп, непосредственно заинтересованных в приватизации. Расширение социально-политической базы проявляется в поддержке правительственного курса во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки предвыборной кампании соответствующих партий.

     Каждый  строй или его модификация оказывались жизнеспособными не столько в результате идеологической убежденности населения, сколько благодаря неразрывной связи личных хозяйственных интересов граждан с этим строем. Например, устойчивость американского капитализма долго объяснялась поддержкой, оказываемой ему миллионами фермеров, получивших за символическую плату большие участки плодородных земель.

     Приватизация  государственной собственности  дает правительству уникальную возможность  выступить благодетелем собственного населения, надолго стабилизировать социально-экономическую обстановку в стране, обеспечить себе массовую поддержку избирателей.

     IV. Глобальные народно-хозяйственные  функции. К ним можно отнести следующее:

     1. Привлечение капитала внутри  страны.

     Для многих развитых стран мира характерен избыток капитала, который имеет относительный характер и определяется соотношением рентабельности вложений капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных или перспективных объектов на время расширяет сферу приложения частного национального капитала внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизированных компаний и их модернизацию, способствует оживлению конъюнктуры в стране, росту спроса и занятости. Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в доход государства в виде платы за приватизированные объекты, а частично включается в хозяйственный оборот.

     2. Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную.

     Наиболее  часто встречающейся причиной, побуждающей  правительства различных стран  к приватизации предприятий, является низкая эффективность последних. Многие другие причины, как правило, являются либо производными, либо дополняющими ее. Так, вследствие неэффективности государственных предприятий в отдельных странах нередко увеличиваются бюджетные расходы, из-за правительственной протекции государственных предприятий на рынке обостряется проблема монополизма, что опять-таки негативно сказывается на эффективности производства, а по причине чрезмерной регламентации увеличивается техническое отставание объектов госсектора от мирового уровня.

     3. Совершенствование народно-хозяйственной  структуры. 

     В случае, если средства, выручаемые от приватизации, не идут на покрытие бюджетного дефицита или выплату долгов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, в стране может быть достигнут заметный эффект прогрессивной реструктуризации. В экономике всегда есть узкие места, глобальные и частные проблемы, для решения которых у частного капитала мотивации недостаточно. Продажа объектов государственной собственности и санирование за счет вырученных денег других отраслей, регионов, финансирование инфраструктуры, научных исследований могут улучшить отраслевую и региональную структуры в целом, повысить конкурентоспособность национальной экономики. Нужно отметить, что в процессе приватизации государственная собственность может оставаться неизменной, если вырученные средства вместе с внутренним накоплением используются на новые капиталовложения, или уменьшиться, если средства от приватизации используются на другие нужды.

     V. Функция пополнения бюджета и  обслуживания государственного  долга. В период перехода от одной общественно-экономической системы к другой резко возрастает нагрузка на государственный бюджет. Государству приходится в значительной степени административными мерами создавать хозяйственную систему, адекватную новой идеологической и административно-политической надстройке, а это требует дополнительных расходов. В этих условиях одним из источников относительно безболезненного пополнения бюджета, как правило, недостаточного для покрытия бюджетного дефицита, являются средства от приватизации государственной собственности. Роль этих средств зависит от многих факторов: размера дефицита, продолжительности бюджетного кризиса, организованности и эффективности продажи государственной собственности, платежеспособного спроса и заинтересованности потенциальных покупателей.

     Наряду  с дополнительными поступлениями  средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета  за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи нерентабельных объектов.

     Обслуживание  государственного долга является одной из возможных функций приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, так же как использование их на покрытие дефицита государственного бюджета.” [15]                                                                                Многообразные функции приватизации свидетельствуют о широких возможностях применения ее в качестве средства государственного регулирования экономики в условиях стабильно существующего строя и, особенно, в переходный период. 

Информация о работе Сущность приватизации