Сущность приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

цель моей работы исследование приватизации как формы трансформации собственности и ее последствия в РФ.
Для того чтобы достичь этой цели, я рассмотрела следующие задачи:
1.Социально-экономическая сущность приватизации, определение приватизации и разгосударствления, формы и методы приватизации, а также ее функции.
2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия. В частности рассмотрим чековый этап приватизации и денежный этап приватизации.

Содержание

Введение……………..…………………………………………………………………….3Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации………………………….5
1.1. Цель и функции приватизации……….…………………...…....................................5
1.2. Разгосударствление и приватизация как формы трансформации собственности………………………………….………………………………………….9 1.3. Формы и методы приватизации……………………………………………………12
Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия………………………………………………………………………………16 2.1 Особенности чекового этапа приватизации……………………………………….16
2.2. Особенности денежного этапа приватизации…………………………………….19
2.3. Социально-экономические последствия приватизации……………………….....21
Заключение………………………………………………………………………………28Список использованной литературы………………………………............................30

Работа состоит из  1 файл

курсовая 111.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     1.2. Разгосударствление и приватизация как формы трансформации собственности. 

     “ Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности на основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.

     Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.

     Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике. ”[7.c.186-189]

     “ В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.

     Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических лиц.

     Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и  местных органов власти в собственность:

  • предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
  • материальных и нематериальных активов предприятий;
  • долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

     Таким образом, различие между приватизацией  и разгосударствлением сводиться  к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации  отношений собственности, а разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики, в большей степени независимой от государства.

       Объектами приватизации могут  быть: крупная промышленность, мелкие  и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества). ”[2.c.781-783]

     "Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

     Лидер приватизации – Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору.

     Николас Ридли – главный архитектор и  проводник Британской программы  доказывал, что приватизация является средством придания экономике большей эффективности потому, что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не потребитель, а государство, у них проявляется иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по него мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность государственного сектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существует и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации. .”[6.c.251-253]

     Процесс приватизации – длительный. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет, в России еще не закончен. 

     1.3. Формы и методы приватизации. 

     “Pазвитое рыночное хозяйство основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Объективные условия экономической ситуации в каждой стране порождают большое разнообразие моделей перехода от одной собственности к другой .

     Эти современные тенденции отражает широкая трактовка "приватизация".

     Приватизация  представляет собой особую систему  экономических отношений в связи  с изменением формы собственности  на ресурсы.

     Мировой опыт приватизации свидетельствует о множестве задач, решаемых с помощью приватизации:

  • повышение рентабельности предприятий;
  • сокращение правительственных расходов;
  • увеличение поступлений в бюджет;
  • ликвидация внутренних и внешних задолженностей;
  • расширение рынков капитала;
  • расширение инвестиций спроса;
  • привлечение работников к участию в капитале компании;
  • создание широкой социальной базы мелких собственников – среднего класса;
  • демонополизация производства.

         Приватизация  не сводится  к политике дерегулирования экономики. Напротив, она представляет собой элемент регулирования долговременного характера. Приватизация важна не сама по себе, а как взаимосвязь приватизации и деприватизации (национализации) – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества.

         Приватизация  собственности – это один из рычагов  повышения эффективности, которая  использовалась в развитых странах: Франции, Англии, США. .” [9.c.56-60]

         "Анализ приватизации в странах СНГ, Восточной Европы, Китае позволяет выделить несколько критериев выбора форм и методов приватизации: отраслевая принадлежность и размер предприятия, принцип социальной справедливости, демонополизация, повышение рентабельности предприятия и другие критерии.

         Первый  критерий – создание в ходе приватизации предприятий различной организационно-правовой формы и размерности. С этой точки зрения  различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы, небольшие хозяйственные товарищества и ООО, во втором – АО. 

         Второй  критерий – механизм приватизации, включающий способы и методы передачи объектов собственности в частные  руки. Все многообразие методов может  быть сведено к следующим:

  1. бесплатная передача активов (льготная продажа) работникам компании – акционирование;
  2. прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг – проведение аукционов, международных тендеров, контрактов на управление;
  3. массовая ваучерная приватизация – через выпуск купонов или ваучеров;
  4. реприватизация – процесс возвращения имущества прежним владельцам или их наследникам – реституция и компенсация.
  5. фискальная цель – пополнение государственного бюджета;
  6. инвестиционная цель – поддержка приватизированных компаний.

     Массовая  приватизация проходила по ваучерной  схеме, которая является социально  менее конфликтным способом приватизации и позволяет быстро распределить активы среди большого числа граждан. Вместе с тем полученные таким образом собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право собственности, и является стартовым условием для дальнейшей передачи прав собственности. Ваучерные схемы применялись в Чехии, Словакии, Монголии, Казахстане, Албании и России. Ваучерная приватизация не во всех странах проводилась успешно. В России ваучеры, подлежавшие свободной купле продаже, оказывались в руках мафиозных структур. В Казахстане купоны  - именные ценные бумаги, которые должны были быть вложены в ценные бумаги предприятий, не выполнили свою функцию из-за неразвитости рынка ценных бумаг на первых этапах приватизации. Единственным примером является Чехия и Словакия, где купоны были вложены в инвестиционные фонды, которые впоследствии превратились в собственников и благополучно наладили эффективное управление приватизируемыми предприятиями." [14.c.80-83]

     "Акционирование – передача (льготная продажа) государственных активов работникам, получило распространение в Польше, Латвии, Литве. Особый размах этот метод получил в России, в Казахстане, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации. Акционирование могло проходить двумя способами – с закрытой подпиской и открытой продажей акций. В первом случае формируется АО закрытого типа, во втором ОАО. В России возобладал второй путь акционирования. В результате такой приватизации собственниками стали администрация предприятия, скупившая акции предприятий, а не коллективы. Такой характер акционирования обеспечил лишь смену организационной правовой формы предприятий.

     В Польше акционированию подлежали 5 тысяч  предприятий. Условия для них  были достаточно жесткими: они должны были провести исключительно своими силами, добиться самоокупаемости и  рентабельности. Бесперспективные предприятия (1850 объектов) не подлежали акционированию и сразу же были закрыты.

     Денежная  приватизация (платная) осуществляется методом прямых продаж, активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее  подготовленному инвестору или на конкурсах, аукционах, тендерах. Денежная приватизация началась с 1995 года и имела две основные цели:

     Аукционы  и конкурсы способствуют выявлению  рыночной оценке активов. Но по эффективным  ценам удается продать лишь небольшую  долю предприятий. Большинство предприятий реализовывались по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи состояла в смене государственной собственности на частную.

     Особым  случаем является продажа активов  и ценных бумаг иностранному инвестору. Делалась ставка на приток иностранных инвестиций, выход на западные товарные и финансовые рынки, внедрение западного менеджмента. Преобладающим финансированием предприятия иностранным инвестором была в Венгрии, Хорватии, Эстонии, Казахстане .” [8.c.66-68]

     "Реприватизация – процесс возвращения имущества прежним владельцам или их наследникам. Основными формами реприватизации являются: реституция (возвращение собственности владельцам в натуре) и компенсация (в виде компенсационных ваучеров и денег). Этот процесс рассматривается как путь восстановления доверия к праву частной собственности и как быстрый способ приватизации. Аргументы против реприватизации носили идеологический, экономический и практический характер. С идеологической точки зрения реприватизация не могла компенсировать не справедливость, причиненная  социализмом. С экономической точки зрения реприватизация приносит некоторые финансовые потери. С практической точки зрения прежние владельцы могут и не стать эффективными собственниками. Не смотря на это, реприватизация применяется в Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, странах Балтии".” [13.c.114]

     Таким образом, в различных переходных странах приватизация проводилась  в различных формах: акционирование, массовая приватизация, денежная приватизация, реприватизация.  
 

     Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия. 

     2.1. Особенности чекового этапа приватизации. 

     “Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:   

Информация о работе Сущность приватизации