Сущность приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

цель моей работы исследование приватизации как формы трансформации собственности и ее последствия в РФ.
Для того чтобы достичь этой цели, я рассмотрела следующие задачи:
1.Социально-экономическая сущность приватизации, определение приватизации и разгосударствления, формы и методы приватизации, а также ее функции.
2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия. В частности рассмотрим чековый этап приватизации и денежный этап приватизации.

Содержание

Введение……………..…………………………………………………………………….3Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации………………………….5
1.1. Цель и функции приватизации……….…………………...…....................................5
1.2. Разгосударствление и приватизация как формы трансформации собственности………………………………….………………………………………….9 1.3. Формы и методы приватизации……………………………………………………12
Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия………………………………………………………………………………16 2.1 Особенности чекового этапа приватизации……………………………………….16
2.2. Особенности денежного этапа приватизации…………………………………….19
2.3. Социально-экономические последствия приватизации……………………….....21
Заключение………………………………………………………………………………28Список использованной литературы………………………………............................30

Работа состоит из  1 файл

курсовая 111.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

1.Массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;  2. Формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики; 3. Обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий; 4. Создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;                                               5. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; 6. Создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства; 7. Расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику." [12. c.453-457]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

     "Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    а) Избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам; б) Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности; в) В стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения; г) В РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;  д) Иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации собственности в России.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации: 1) Массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации; 2) Форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;  3) Отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном - путем продажи по минимальным ценам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

       Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.                                                                                                            Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.    

     B качестве основного инструмента  приватизации на ее первом  этапе были использованы приватизационные  чеки, выданные всем российским  гражданам вне зависимости от  пола, возраста, места жительства и характера занятости.                                                                          Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности: 1) Использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);  2) участвовать в чековом аукционе;  3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков); 4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

     Сорок миллионов граждан России стали  акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.         

        Чековый этап приватизации позволил  добиться существенного разгосударствления  экономики, поскольку большая  часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных  обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.                                                                     

       В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.” [10. c.281-282]      

       “На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.  

       Такой малый объем участия  помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации.” [4.c.117] В итоге иностранные инвесторы действовали через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации

                                                                                                                                                                                                                             

     2.2. Особенности денежного этапа  приватизации. 

     “Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г.,  переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.                                                                                                 

        Денежный этап приватизации должен  обеспечить выполнение трех стратегических  задач:                                                                                                      

     1. Сформировать инвесторов, владеющих  значительными пакетами акций,  что повысит их заинтересованность  в долгосрочных инвестициях;                       

           2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;                                         

       3. Способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.                                                                                       

            Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы, относительно крупные пакеты акций - не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

     К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных  предприятий, земельные участки  приватизированных предприятий  и недвижимость.        Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:   

1) безвозмездную  передачу акций работникам;                                                                       2) продажу акций работникам по закрытой подписке;                                                          3) продажу акций по инвестиционному конкурсу;                                                                      4) продажу акций по коммерческому конкурсу;                                                                             5) продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;                                                                                                                       6) продажу акций на специализированном аукционе;                                                                  7) продажу предприятий на аукционах;                                                                                    8) продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;                                                                                                                                    9) продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;                                                        10) выкуп арендованного имущества;                                                                                    11) продажу предприятий товариществам по особым льготам;                                      12) продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;                                                                                        13) продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры);                     14) продажу предприятий-должников (особые процедуры).

         Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее «Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.” [5.c. 663-669]

     “В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.” [11.c.70] Главная цель была практически достигнута. 

     2.3. Социально-экономические последствия приватизации. 

     “Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 рублей, имел номинальную стоимость в 10000 рублей и мог быть продан или обменян на акции (в отличии от ваучеров в Чехии, которые было нельзя продать). Российские граждане получили 148 млн. ваучеров. Так как ваучеры продавались и покупались за наличные, обменивались на акции приватизируемых предприятий или на ценные бумаги чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), они фактически являлись особой разновидностью ценных бумаг, а не собственно акциями. С первых дней октября 1992г. сформировался теневой (нерегулируемый рынок ваучеров). Приватизационный ваучер превратился в особый  финансовый инструмент, использовавшийся не только и не столько в изначально поставленных целях приватизации. В основе решений относительно бесплатной раздачи ваучеров лежали, прежде всего, политические соображения. Остановка приватизации оказалась бы равноценной конфискации богатства, принадлежащего простым людям. Приватизацию можно было остановить, только заплатив запретительно-высокую политическую цену. Даже премьер-министр В.Черномырдин, еще не убежденный в декабре 1992г. в достоинствах программы приватизации, сравнил ее с кровавой коллективизацией сельского хозяйства сталинского периода.

     Количественный  успех массовой приватизации стал очевидным  уже к концу июня 1994г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий. К концу января 1993г. 98% всех ваучеров, или 144млн. единиц, оказались использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций, что свидетельствует о чрезвычайно распыленной структуре акционерной собственности. Гораздо меньше ясности с качественными итогами приватизации. Как и ожидалось, влияние отраслевых министерств на предприятия было окончательно сведено на нет, а идеи их функционеров относительно объединения предприятий в финансово-промышленные группы так и не были востребованы. Собственность инсайдеров стала доминирующей. Так как руководство имеет серьезные возможности влияния на трудовой коллектив, оценивать степень контроля менеджеров только на основе доли находящихся в руках акций было бы не верно. Абсентеизм работников, безусловно, позволил менеджерам манипулировать решениями собраний акционеров. Так как ваучерные аукционы организовывались на локальном уровне, местные власти получили возможность исключить из участия в них нежелательных аутсайдеров. В результате менеджеры купили больше дешевых акций на аукционах и у своих работников, чем это предусматривалось в программе приватизации.

Информация о работе Сущность приватизации