Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:10, курсовая работа
цель моей работы исследование приватизации как формы трансформации собственности и ее последствия в РФ.
Для того чтобы достичь этой цели, я рассмотрела следующие задачи:
1.Социально-экономическая сущность приватизации, определение приватизации и разгосударствления, формы и методы приватизации, а также ее функции.
2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия. В частности рассмотрим чековый этап приватизации и денежный этап приватизации.
Введение……………..…………………………………………………………………….3Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации………………………….5
1.1. Цель и функции приватизации……….…………………...…....................................5
1.2. Разгосударствление и приватизация как формы трансформации собственности………………………………….………………………………………….9 1.3. Формы и методы приватизации……………………………………………………12
Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия………………………………………………………………………………16 2.1 Особенности чекового этапа приватизации……………………………………….16
2.2. Особенности денежного этапа приватизации…………………………………….19
2.3. Социально-экономические последствия приватизации……………………….....21
Заключение………………………………………………………………………………28Список использованной литературы………………………………............................30
1.Массовое
разгосударствление российской экономики,
перераспределение и закрепление прав
частной собственности в российском обществе
при минимуме социальных конфликтов;
2. Формирование слоя частных собственников,
содействие созданию социально ориентированной
рыночной экономики; 3. Обеспечение условий
для повышения эффективности функционирования
российских предприятий; 4. Создание необходимых
законодательных и организационных условий
и механизмов для перехода прав собственности
от одних лиц к другим;
5. Содействие процессу стабилизации финансового
положения в Российской Федерации; 6. Создание
конкурентной среды и обеспечение условий
для демонополизации народного хозяйства;
7. Расширение инвестиционной базы российских
предприятий и привлечение иностранных
инвестиций в российскую экономику." [12. c.453-457]
"Начало
реализации чековой модели приватизации
осуществлялось в следующих условиях:
Процесс приватизации в России качественно
отличается от приватизации, проводимой
в западных странах. Сам характер разгосударствления
социалистической экономики поставил
более глубокие и масштабные задачи в
области приватизации, а именно: служить
инструментом создания не только новой
структуры собственности, но и формирования
класса частных собственников.
B
качестве основного
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Чековый этап приватизации
В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.” [10. c.281-282]
“На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.
Такой малый объем участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации.” [4.c.117] В итоге иностранные инвесторы действовали через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации
2.2.
Особенности денежного этапа
приватизации.
“Главная
цель денежного этапа приватизации, официальное
начало которого датировано 1 июля 1994 г.,
переход прав собственности на приватизируемое
государственное имущество в руки реально
ответственных (эффективных) собственников.
Денежный этап приватизации
1.
Сформировать инвесторов, владеющих
значительными пакетами акций,
что повысит их
2. Обеспечить приватизируемые предприятия
наличными средствами, необходимыми для
их структурной перестройки;
3. Способствовать решению фискальных
задач, т.е. пополнению доходной части
госбюджета.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы, относительно крупные пакеты акций - не менее 15-25% уставного капитала предприятия.
К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость. Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:
1) безвозмездную
передачу акций работникам;
Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее «Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.” [5.c. 663-669]
“В
ходе приватизации было образовано около
31 тыс. открытых акционерных обществ; общее
число приватизированных предприятий
на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9%
от общего количества государственных
предприятий в начале приватизации.” [11.c.70]
Главная цель была практически достигнута.
2.3.
Социально-экономические последствия
приватизации.
“Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 рублей, имел номинальную стоимость в 10000 рублей и мог быть продан или обменян на акции (в отличии от ваучеров в Чехии, которые было нельзя продать). Российские граждане получили 148 млн. ваучеров. Так как ваучеры продавались и покупались за наличные, обменивались на акции приватизируемых предприятий или на ценные бумаги чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), они фактически являлись особой разновидностью ценных бумаг, а не собственно акциями. С первых дней октября 1992г. сформировался теневой (нерегулируемый рынок ваучеров). Приватизационный ваучер превратился в особый финансовый инструмент, использовавшийся не только и не столько в изначально поставленных целях приватизации. В основе решений относительно бесплатной раздачи ваучеров лежали, прежде всего, политические соображения. Остановка приватизации оказалась бы равноценной конфискации богатства, принадлежащего простым людям. Приватизацию можно было остановить, только заплатив запретительно-высокую политическую цену. Даже премьер-министр В.Черномырдин, еще не убежденный в декабре 1992г. в достоинствах программы приватизации, сравнил ее с кровавой коллективизацией сельского хозяйства сталинского периода.
Количественный успех массовой приватизации стал очевидным уже к концу июня 1994г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий. К концу января 1993г. 98% всех ваучеров, или 144млн. единиц, оказались использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций, что свидетельствует о чрезвычайно распыленной структуре акционерной собственности. Гораздо меньше ясности с качественными итогами приватизации. Как и ожидалось, влияние отраслевых министерств на предприятия было окончательно сведено на нет, а идеи их функционеров относительно объединения предприятий в финансово-промышленные группы так и не были востребованы. Собственность инсайдеров стала доминирующей. Так как руководство имеет серьезные возможности влияния на трудовой коллектив, оценивать степень контроля менеджеров только на основе доли находящихся в руках акций было бы не верно. Абсентеизм работников, безусловно, позволил менеджерам манипулировать решениями собраний акционеров. Так как ваучерные аукционы организовывались на локальном уровне, местные власти получили возможность исключить из участия в них нежелательных аутсайдеров. В результате менеджеры купили больше дешевых акций на аукционах и у своих работников, чем это предусматривалось в программе приватизации.