Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрыть тему «Свободные экономические зоны: проблемы и перспективы развития».
Поставленная в работе цель достигается посредством решения следующих задач:
Проанализировать свободные экономические зоны как экономическую категорию;
Выделить цели создания СЭЗ;
Изучить историю создания Свободных экономических зон в России;
Рассмотреть экономические показатели по СЭЗ в Калининградской области;
Определить проблемы свободных экономических зон в России и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны 5
1.2. Цели создания свободных экономических зон 15
1.3 История создания свободных экономических зон в России 17
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЭЗ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Особая экономическая зона в Калининградской области 20
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

свободные экономические зоны.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

Развитие национальной экономики и стремление к повышению ее эффективности, а также интеграции в мировое хозяйство, интернационализации хозяйственной жизни, учитывая потребности более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.

Создание СЭЗ (свободных экономических зон) направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.

В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии, Испании, Италии, Франции, Финляндии, ФРГ.

Известно, что до революции в Одессе, Батуми существовали «порты франко» — свободные таможенные зоны.

Что же такое особая экономическая  зона?

Более привычным и соответствующим международной практике представляется термин «свободная экономическая зона», который и будет использоваться в дальнейшем изложении.

Итак, свободная экономическая  зона — это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.

К свободным экономическим зонам  следует относить и зоны экспортного  производства, и свободные таможенные зоны.

Цель данной работы – раскрыть тему «Свободные экономические зоны: проблемы и перспективы развития».

Поставленная в работе цель достигается посредством решения следующих задач:

  • Проанализировать свободные экономические зоны как экономическую категорию;
  • Выделить цели создания СЭЗ;
  • Изучить историю создания Свободных экономических зон в России;
  • Рассмотреть  экономические показатели по СЭЗ в Калининградской области;
  • Определить проблемы свободных экономических зон в России и перспективы их развития.

1. Анализ свободных экономических  зон как экономической категории

1.1. Понятие и классификация свободной  экономической зоны

Термин "свободная экономическая  зона" и его модификации, которых  известно довольно много, в разных странах  и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны. Поэтому необходимо, прежде всего, определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления. Ведь в своей сущности каждый из терминов выражает определенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования СЭЗ.

Как уже было сказано, СЭЗ относятся  к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось сравнительно недавно.

В Киотской конвенции 1973 г. свободная зона определяется как "часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля".

Размышляя над таким определением СЭ3, можно заметить, что из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля над импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами.

Поясняя столь пространное определение, автор подчеркивает, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ видится как "искусственно созданное государством "вкрапление" в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее". Такое определение СЭЗ воплотило в себя территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Но определение не уточняет, что же именно включает в себя этот специальный механизм регулирования. Видимо, он предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор, и т.д.

Несмотря на многообразие разновидностей СЭЗ, можно выделить те общие черты, которые позволяют объединять эти  организационно-экономические образования  под общим термином – свободные экономические зоны – независимо от целей их создания, функциональной специализации и сложности экономического механизма функционирования. К их числу относятся:

  • локальность территории;
  • наличие благоприятных исходных экономических, социальных, политических, транспортно-географических и климатических условий для формирования СЭЗ;
  • хозяйственная специализация в сфере предпринимательской деятельности;
  • установление на этой территории особого правового и экономического режима, более льготного по сравнению с условиями, действующими за пределами этой территории;
  • всесторонняя поддержка и гарантии государства;
  • многоуровневая система управления, адекватная целям и задачам территории.

Как организационно правовая форма  СЭЗ представляют собой, как правило, отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала, интернационализацией производства и специфическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами.

Экономическое содержание СЭЗ – форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Она основана на сочетании различных  форм собственности хозяйствующих  субъектов СЭЗ, равноправно участвующих во всех сферах предпринимательской деятельности. Экономическим принципом функционирования СЭЗ являются самостоятельность и самофинансирование, как всех ее резидентов, так и зоны в целом. СЭЗ – это не политическое, а хозяйственное образование. Ее границы и задачи определяются с позиции экономической целесообразности, а ее территория остается частью территории страны-учредителя. Здесь действует государственное законодательство, хотя и с определенными корректировками в области правовых, хозяйственных и социальных взаимоотношений.

Современные СЭЗ весьма разнообразны и неоднородны, что в значительной степени затрудняет их систематизацию и классификацию, для чего в экономической литературе используются различные подходы.

Одной из задач исследования при классификации СЭЗ является выделение их общих черт, позволяющих обосновать подходы и принципы системы управления и выявить особенности управления для каждого типа СЭЗ. В частности, можно классифицировать СЭЗ по признаку хозяйственной специализации. В соответствии с этим признаком выделяются: зоны свободной торговли, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные зоны, которые, в свою очередь, также подразделяются по более частным признакам.

Кроме того, предлагается классифицировать СЭЗ в соответствии с еще одним признаком: размером и способом их организации. При таком подходе СЭЗ подразделяются на территориальные и функциональные (режимные). Классификация по этому признаку связана с существованием двух различных концептуальных подходов к организации СЭЗ: территориальным и функциональным. Согласно первому подходу, СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. В соответствии со вторым подходом, под СЭЗ понимается льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы или территории.

Согласно другому подходу, для  более глубокого понимания сущности СЭЗ целесообразно применить еще два критерия классификации: по целям создания и степени влияния СЭЗ на национальную экономику.

В соответствии с предложенной классификацией необходимо рассмотреть различные типы и виды СЭЗ и представить их основные характеристики.

Зоны формирования открытого сектора экономики  характерны для постсоциалистических стран Восточной и Центральной  Европы, основной целью создания которых  является ускоренное формирование рыночных отношений. Механизм управления этого типа СЭЗ ориентирован на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов и активное привлечение инвестиций (Болгария, Венгрия, Китай, Польша, Россия и страны СНГ).

Зоны развития депрессивных районов и отраслей широко распространены в промышленно развитых странах (Великобритания, Германия, США, Франция). Особенностью механизма управления таких СЭЗ является ориентация на создание благоприятных экономических, административных и правовых условий для национальных предприятий и активизации их деятельности.

СЭЗ анклавного типа – территория страны, отделенная внутренней границей от остальной ее территории, на которой установлен жесткий таможенный режим. Они слабо связаны с внутренним рынком, ориентированы на развитие внешнеторговых связей и экспорта, в силу чего оказывают опосредованное влияние на национальную экономику. Размещаются, как правило, в приграничных районах страны.

СЭЗ типа экономических  центров подчиняют свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач страны. Они создаются и функционируют в национальной экономике как ее неотъемлемая часть и могут размещаться не только в приграничных, но и в глубинных районах страны.

Свободные таможенные зоны (СТЗ) (англ. free customs zones) сочетают функции оказания таможенных услуг с услугами по торговым операциям. СТЗ представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы таможенной территории. Создаются в целях: получения дополнительных валютных поступлений за счет активизации внешнеторговых операций; рационализации импорта. Их экономический механизм основан на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими зону и реэкспортируемыми из нее.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) (англ. zones of free trade) создаются в интересах расширения экспорта и поощрения инвестиций из-за рубежа, а также стимулирования экономического развития регионов и стран.

Промышленно-производственные зоны представляют собой компактные территориальные образования со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными налоговыми льготами.

Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (англ. export-production zones) являются наиболее распространенным видом промышленно-производственных зон. Специфической чертой таких зон является выраженное доминирование производств, налаживание которых не требует крупных капиталовложений: бытовая электроника и электротехника (сборка на импортных комплектующих), легкая промышленность и т.п. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами ТНК (транснациональных компаний) и совместными предприятиями, заинтересованными в интенсивном использовании дешевой рабочей силы и сырья принимающей стороны.

Технико-внедренческие зоны представляют собой территориальные комплексы интеграции науки, образования и производства. Образуются в целях стимулирования разработки новых технологий и производства наукоемкой продукции, направляемой на экспорт и на внутренний рынок принимающей страны.

Исследовательские парки – это  агломерации исследовательских  подразделений промышленных компаний, группирующихся вокруг крупных научных центров, главным образом, университетов. Круг их деятельности в большинстве случаев ограничивается оказанием научных услуг, прежде всего, разработкой технических новшеств. Последующие стадии инновационного процесса осуществляются чаще всего за пределами исследовательских парков.

Промышленные парки (англ. industry park) – неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются. Главное назначение этой формы – помочь предприятиям решить проблему размещения производства, резко обострившуюся в связи с ограниченностью пригодной для промышленной застройки территории.

Промежуточное положение между  этими двумя типами парков занимают грюндерские, которые в большей степени являются разновидностью промышленных парков. Однако в то время как промышленные парки открыты для фирм разного производственного профиля, грюндерские центры предназначены для стартовой помощи только предприятий обрабатывающей промышленности. Перечень предлагаемых здесь услуг шире, в частности налажено управленческое консультирование по широкому кругу проблем.

Информация о работе Свободные экономические зоны