Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрыть тему «Свободные экономические зоны: проблемы и перспективы развития».
Поставленная в работе цель достигается посредством решения следующих задач:
Проанализировать свободные экономические зоны как экономическую категорию;
Выделить цели создания СЭЗ;
Изучить историю создания Свободных экономических зон в России;
Рассмотреть экономические показатели по СЭЗ в Калининградской области;
Определить проблемы свободных экономических зон в России и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны 5
1.2. Цели создания свободных экономических зон 15
1.3 История создания свободных экономических зон в России 17
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЭЗ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Особая экономическая зона в Калининградской области 20
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

свободные экономические зоны.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

 

Со времени начала действия Закона №16-ФЗ резидентами ОЭЗ было освоено 89,14% от общего количества необходимых  земель в соответствии с инвестиционными  декларациями (см. таблицу № 3).   

Для осуществления инвестиционных проектов резидентами ОЭЗ было запланировано использование 428,31 Га земли. Наибольшее количество земель используется предприятиями пищевого производства (121,66 Га), производственно-логистического назначения (110,56 Га), производящими транспортные средства (66,7 Га).

Совокупное фактическое сальдо прибылей и убытков по всем резидентам ОЭЗ в 2007г. составило 3666,2 млн.руб.

 

            Таблица № 3

Освоение запланированных земель на территории ОЭЗ в Калининградской области в 2007 г.

Вид деятельности

Земельный участок в соответствии с инвестиционной декларацией, Га

Фактическое кол-во используемых земель, Га

%% освоения (темп роста)

Пищевое производство

121,66

110,86

91,12

Транспорт и связь, логистические  комплексы

110,56

75,62

68,4

Производство транспортных средств

66,7

67,22

100,8

Строительство и производство стройматериалов

32,04

21,54

67,2

Пр-во электрооборудования, электронного и оптического 

оборудования, электронной  бытовой техники 

28,01

39,91

142,5

Деревообработка, производство изделий из дерева

18,93

18,93

100

Обрабатывающие производства

14,65

11,48

78,36

Общественное питание, культурно-деловые центры и гостиничные  комплексы

11,88

12,85

108,2

Производство машин  и оборудования

9,43

9,49

100,6

Прочие 

7,5

7

93,33

Производство минеральных продуктов

5,8

5,8

100

Полиграфические производства

1,15

1,1

95,65

ВСЕГО:

428,31

381,8

89,14


 

С целью осуществления совместных с уполномоченным органом контрольных  мероприятий за юридическими лицами, осуществляющими деятельность в  соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в Федеральное агентство по управлению Особыми экономическими зонами были направлены на согласование проекты графика проверок на 2008 год. 

В целях привлечения инвестиций в Особую экономическою зону в Калининградской области администрацией ОЭЗ в 2006 году было проведено порядка 200 консультаций потенциальных инвесторов, направлено более 50 письменных разъяснений по вопросам применения отдельных положений Федерального закона от 10.01.2006г. № 16-ФЗ,  оказывалась административная поддержка в решении ряда вопросов, связанных с  обеспечением потребностей  при реализации инвестиционных проектов (энергоресурсы, земля, согласования и пр.).

Из мероприятий, проводимых Администрацией Особой экономической зоны в Калининградской  области в целях защиты законных интересов резидентов ОЭЗ в отношениях с территориальными органами федеральных  органов исполнительной власти, следует выделить следующие: оказана помощь ЗАО «Содружество-Соя» и ООО «Роскон» в вопросах газоснабжения предприятий, решен вопрос с подключением к электросетям объектов, построенных в рамках инвестиционного проекта ООО «Компания проектного финансирования» и тд.   

Для информирования потенциальных резидентов ОЭЗ по вопросам ведения хозяйственной деятельности в условиях функционирования ОЭЗ в Калининградской области представители администрации ОЭЗ принимали участие в международных форумах, симпозиумах, конференциях, экономических миссиях Калининградской области, днях Калининградской области в российских регионах (Москва, Санкт-Петербург) и иностранных государствах (Литва, Латвия, Польша, Беларусь, Германия, Дания, Швеция, Франция, Ирландия и др.).

В краткосрочной перспективе Администрацией ОЭЗ  прогнозируется достижение числа  резидентов ОЭЗ уровня 150 организацией к 2012 году с общим объемом капитальных  вложений порядка 52,5 млрд.руб., при этом прогнозируется, что число резидентов, исключенных из единого реестра не будет превышать 10 организаций в год (см. таблицу № 4) .       

Из-за невозможности выполнения условий  инвестиционных деклараций из реестра  резидентов ОЭЗ в 2007 году исключены 6 организаций. Это - ООО «Империя цветов», планировавшее реализацию проекта по выращиванию цветов в Калининградской области, ООО «Промышленно-строительная компания – 2002» с  проектом по глубокой переработке древесины,  ООО «Пионер-Калининград», реализующее проект по строительству двух заводов по выпуску неавтоклавного газобетона, ООО «Стрелец», реализовывавшее проект по модернизации и техническому перевооружению рыбопромыслового судна К-2163 "Александр Косарев" и организации эффективного промысла морепродуктов, ОАО «РДН-Терминал», проводившего реконструкцию существующей нефтебазы в г. Калининграде, ОАО «БалтАгроХолдинг», с проектом строительства маслоэкстракционного завода по производству рапсового масла.

В связи с изменением организационно-правовой формы собственности из реестра  резидентов ОЭЗ исключено ООО «Алко-Нафта», с проектом по строительству завода по производству ПЭТФ в г. Калининграде.

 

Таблица № 4

Прогноз развития основных показателей  деятельности ОЭЗ в Калининградской  области на период до 2012 года.

Показатели

Колич. единицы

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Общее кол-во юр. лиц включенных в реестр

ед.

31

54

70

90

110

130

150

Общее кол-во юр. лиц исключенных  из реестра в связи с несоблюдением  условий ОЭЗ

ед.

0

7

8

10

12

14

16

Количество выданных выписок из реестра резидентов ОЭЗ

ед.

0

54

70

90

110

130

150

Объем инвестиций резидентов ОЭЗ в основной капитал

млн.

руб.

4680

27178

35000

40000

42000

46800

52500

Количество виз иностранных  государств выданных по ходатайству  администрации ОЭЗ

ед.

2

5

10

10

15

20

25

Количество занятых на предприятиях–резидентах ОЭЗ

тыс.

чел.

1,065

2,65

6,5

10,8

14,2

18,3

22,6

Выпуск товаров и  услуг на предприятиях-резидентах ОЭЗ

млн.

руб.

295,8

6502,5

37000

75000

100000

150000

200000


 

В течение 2007 года резидентами ОЭЗ произведено продукции на сумму более 1,6 млрд. руб., выполнено работ и  оказано услуг на сумму более 4,8 млрд.руб. На предприятиях-резидентах занято более 2500 человек.

На 1 января 2008 года производство продукции и оказание  услуг осуществляли 24 резидента ОЭЗ. При этом основная часть оборота приходилась на следующие организации:

1. ЗАО «Содружество-Соя».

2. ЗАО "Стройинвестрегион-Калининград" (формирование в городе Калининграде современного многофункционального культурного, спортивного и досугового центра в калининградском городском парке культуры и отдыха «Юность»).

3. ООО "Оптим" (модернизация существующего производства дверей и создание современного предприятия по глубокой переработке металла).

4. ООО "Технобалт".

5. ООО "Балтийский консервный завод"(создание в городе Черняховске Калининградской области современного производства рыбных консервов широкого ассортимента с суммарным плановым объемом выпуска 57225 тыс. банок в год).

6. ООО "Компания проектного финансирования".

7. ЗАО "ИнвестПроект".

8. ООО "КНАУФ-Пласт" (создание производственных мощностей по выпуску изделий из термопластичных материалов и вспенивающегося полистирола, используемых в различных отраслях народного хозяйства)

9.  ЗАО "ТУТА СТРОЙ" (строительство многофункционального культурно-делового комплекса «Калининград Плаза», состоящего из офисного и культурно-массового блоков, общей площадью 34,4 тыс. кв.м.).

10.  ООО "АРВИ НПК" (организация в городе Черняховске производства сложных минеральных удобрений, получаемых из однокомпонентных минеральных удобрений, с последующей грануляцией и гарантированным содержанием не менее двух питательных элементов).

С учетом деятельности резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области основные показатели социально-экономического развития Калининградской области за январь-декабрь 2007 года имели тенденцию роста темпами, в отдельных случаях превышающими общероссийские.

Итак, можно сделать вывод, что  введение в силу Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» во многом повлияло на развитие производства и инвестиционных вложений на территории данной экономической зоны. Она стала более финансово привлекательной, заметно усилился интерес к ней со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Хотя по состоянию на конец 2007 года Калининградская ОЭЗ располагала достаточно небольшим количеством резидентов, темп их роста, согласно прогнозу на 2007-2012 гг., быстро увеличивается. Среди наиболее крупных резидентов можно отметить ЗАО «Содружество-Соя», ЗАО "Стройинвестрегион-Калининград", ООО "Оптим", ООО "Технобалт", ООО «Балтийский консервный завод», ООО "Компания проектного финансирования", ЗАО "ИнвестПроект".

3.Проблемы  и перспективы развития свободных экономических зон в России

 

Как и развитие любого экономического региона, развитие СЭЗ в России имеет  свои особенности и свои проблемы. В общем, трудности вызваны двумя основными причинами. Первая – существует представление, что у нас настолько либеральный рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Другими словами, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Потому в Китае так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят сторонники такого подхода. Это абсолютно некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут своеобразным «окном» в налогово-рыночной среде. «Окно» создает благоприятные условия для решения тех или иных задач по прорыву национальной экономики на какие-то передовые рубежи. Избирательность этих прорывов подчинена интересам проводимой экономической политики. Вот почему СЭЗ будут еще долго существовать во всех странах, осуществляющих разумную политику устойчивого экономического развития.4

Вторая причина «торможения» СЭЗ в России в отсутствии мощной государственной поддержки и существенных налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам ведут изнурительную борьбу за каждую копейку бюджетных доходов. Поэтому проекты, дающие дивиденды в будущем, им не хочется поддерживать, а тем более выделять для них какие-то ресурсы.

Если в федеральных органах  власти не изменится отношение  к роли СЭЗ в общей стратегии развития России, не улучшится финансовая поддержка этих очагов свободного предпринимательства и не ослабнет налоговый пресс на них, Россия останется на уровне провинциалов в этой сфере. Но рынок все равно свое возьмет: зоны будут прорываться усилиями лоббистов отдельных субъектов РФ через статус особых зон, как это произошло в Калининграде, Ингушетии или в Находке. России нужны СЭЗ, необходимы федеральная программа развития этих зон, стратегия разумного размещения СЭЗ на Востоке, по периметру границы с Китаем, на Тихоокеанском побережье для развития торгово-экономических отношений со странами АТР и, конечно, в европейской части.

Исходя из всего вышесказанного, автор рекомендует следующие направления деятельности для успешного функционирования свободных экономических зон в России:

  • формирование на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработка и принятие соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
  • организация СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимная экономическая заинтересованность как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможность (и готовность) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
  • создание на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
  • предоставление иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Информация о работе Свободные экономические зоны