Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть тему «Свободные экономические зоны: проблемы и перспективы развития».
Поставленная в работе цель достигается посредством решения следующих задач:
Проанализировать свободные экономические зоны как экономическую категорию;
Выделить цели создания СЭЗ;
Изучить историю создания Свободных экономических зон в России;
Рассмотреть экономические показатели по СЭЗ в Калининградской области;
Определить проблемы свободных экономических зон в России и перспективы их развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны 5
1.2. Цели создания свободных экономических зон 15
1.3 История создания свободных экономических зон в России 17
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЭЗ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Особая экономическая зона в Калининградской области 20
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Со времени начала действия Закона №16-ФЗ резидентами ОЭЗ было освоено 89,14% от общего количества необходимых земель в соответствии с инвестиционными декларациями (см. таблицу № 3).
Для осуществления инвестиционных проектов резидентами ОЭЗ было запланировано использование 428,31 Га земли. Наибольшее количество земель используется предприятиями пищевого производства (121,66 Га), производственно-логистического назначения (110,56 Га), производящими транспортные средства (66,7 Га).
Совокупное фактическое сальдо прибылей и убытков по всем резидентам ОЭЗ в 2007г. составило 3666,2 млн.руб.
Таблица № 3
Освоение запланированных
Вид деятельности |
Земельный участок в соответствии с инвестиционной декларацией, Га |
Фактическое кол-во используемых земель, Га |
%% освоения (темп роста) |
Пищевое производство |
121,66 |
110,86 |
91,12 |
Транспорт и связь, логистические комплексы |
110,56 |
75,62 |
68,4 |
Производство транспортных средств |
66,7 |
67,22 |
100,8 |
Строительство и производство стройматериалов |
32,04 |
21,54 |
67,2 |
Пр-во электрооборудования, электронного и оптического оборудования, электронной бытовой техники |
28,01 |
39,91 |
142,5 |
Деревообработка, производство изделий из дерева |
18,93 |
18,93 |
100 |
Обрабатывающие производства |
14,65 |
11,48 |
78,36 |
Общественное питание, культурно-деловые центры и гостиничные комплексы |
11,88 |
12,85 |
108,2 |
Производство машин и оборудования |
9,43 |
9,49 |
100,6 |
Прочие |
7,5 |
7 |
93,33 |
Производство минеральных продуктов |
5,8 |
5,8 |
100 |
Полиграфические производства |
1,15 |
1,1 |
95,65 |
ВСЕГО: |
428,31 |
381,8 |
89,14 |
С целью осуществления совместных с уполномоченным органом контрольных мероприятий за юридическими лицами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в Федеральное агентство по управлению Особыми экономическими зонами были направлены на согласование проекты графика проверок на 2008 год.
В целях привлечения инвестиций в Особую экономическою зону в Калининградской области администрацией ОЭЗ в 2006 году было проведено порядка 200 консультаций потенциальных инвесторов, направлено более 50 письменных разъяснений по вопросам применения отдельных положений Федерального закона от 10.01.2006г. № 16-ФЗ, оказывалась административная поддержка в решении ряда вопросов, связанных с обеспечением потребностей при реализации инвестиционных проектов (энергоресурсы, земля, согласования и пр.).
Из мероприятий, проводимых Администрацией Особой экономической зоны в Калининградской области в целях защиты законных интересов резидентов ОЭЗ в отношениях с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, следует выделить следующие: оказана помощь ЗАО «Содружество-Соя» и ООО «Роскон» в вопросах газоснабжения предприятий, решен вопрос с подключением к электросетям объектов, построенных в рамках инвестиционного проекта ООО «Компания проектного финансирования» и тд.
Для информирования потенциальных резидентов ОЭЗ по вопросам ведения хозяйственной деятельности в условиях функционирования ОЭЗ в Калининградской области представители администрации ОЭЗ принимали участие в международных форумах, симпозиумах, конференциях, экономических миссиях Калининградской области, днях Калининградской области в российских регионах (Москва, Санкт-Петербург) и иностранных государствах (Литва, Латвия, Польша, Беларусь, Германия, Дания, Швеция, Франция, Ирландия и др.).
В краткосрочной перспективе
Из-за невозможности выполнения условий инвестиционных деклараций из реестра резидентов ОЭЗ в 2007 году исключены 6 организаций. Это - ООО «Империя цветов», планировавшее реализацию проекта по выращиванию цветов в Калининградской области, ООО «Промышленно-строительная компания – 2002» с проектом по глубокой переработке древесины, ООО «Пионер-Калининград», реализующее проект по строительству двух заводов по выпуску неавтоклавного газобетона, ООО «Стрелец», реализовывавшее проект по модернизации и техническому перевооружению рыбопромыслового судна К-2163 "Александр Косарев" и организации эффективного промысла морепродуктов, ОАО «РДН-Терминал», проводившего реконструкцию существующей нефтебазы в г. Калининграде, ОАО «БалтАгроХолдинг», с проектом строительства маслоэкстракционного завода по производству рапсового масла.
В связи с изменением организационно-правовой формы собственности из реестра резидентов ОЭЗ исключено ООО «Алко-Нафта», с проектом по строительству завода по производству ПЭТФ в г. Калининграде.
Таблица № 4
Прогноз развития основных показателей деятельности ОЭЗ в Калининградской области на период до 2012 года.
Показатели |
Колич. единицы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Общее кол-во юр. лиц включенных в реестр |
ед. |
31 |
54 |
70 |
90 |
110 |
130 |
150 |
Общее кол-во юр. лиц исключенных
из реестра в связи с |
ед. |
0 |
7 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
Количество выданных выписок из реестра резидентов ОЭЗ |
ед. |
0 |
54 |
70 |
90 |
110 |
130 |
150 |
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ в основной капитал |
млн. руб. |
4680 |
27178 |
35000 |
40000 |
42000 |
46800 |
52500 |
Количество виз иностранных государств выданных по ходатайству администрации ОЭЗ |
ед. |
2 |
5 |
10 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Количество занятых на предприятиях–резидентах ОЭЗ |
тыс. чел. |
1,065 |
2,65 |
6,5 |
10,8 |
14,2 |
18,3 |
22,6 |
Выпуск товаров и услуг на предприятиях-резидентах ОЭЗ |
млн. руб. |
295,8 |
6502,5 |
37000 |
75000 |
100000 |
150000 |
200000 |
В течение 2007 года резидентами ОЭЗ произведено продукции на сумму более 1,6 млрд. руб., выполнено работ и оказано услуг на сумму более 4,8 млрд.руб. На предприятиях-резидентах занято более 2500 человек.
На 1 января 2008 года производство продукции и оказание услуг осуществляли 24 резидента ОЭЗ. При этом основная часть оборота приходилась на следующие организации:
1. ЗАО «Содружество-Соя».
2. ЗАО "Стройинвестрегион-
3. ООО "Оптим" (модернизация существующего производства дверей и создание современного предприятия по глубокой переработке металла).
4. ООО "Технобалт".
5. ООО "Балтийский консервный завод"(создание в городе Черняховске Калининградской области современного производства рыбных консервов широкого ассортимента с суммарным плановым объемом выпуска 57225 тыс. банок в год).
6. ООО "Компания проектного финансирования".
7. ЗАО "ИнвестПроект".
8. ООО "КНАУФ-Пласт" (создание производственных мощностей по выпуску изделий из термопластичных материалов и вспенивающегося полистирола, используемых в различных отраслях народного хозяйства)
9. ЗАО "ТУТА СТРОЙ" (строительство многофункционального культурно-делового комплекса «Калининград Плаза», состоящего из офисного и культурно-массового блоков, общей площадью 34,4 тыс. кв.м.).
10. ООО "АРВИ НПК" (организация в городе Черняховске производства сложных минеральных удобрений, получаемых из однокомпонентных минеральных удобрений, с последующей грануляцией и гарантированным содержанием не менее двух питательных элементов).
С учетом деятельности резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области основные показатели социально-экономического развития Калининградской области за январь-декабрь 2007 года имели тенденцию роста темпами, в отдельных случаях превышающими общероссийские.
Итак, можно сделать вывод, что
введение в силу Федерального закона
«Об Особой экономической зоне в Калининградской
области и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации»
во многом повлияло на развитие производства
и инвестиционных вложений на территории
данной экономической зоны. Она стала
более финансово привлекательной, заметно
усилился интерес к ней со стороны отечественных
и иностранных инвесторов. Хотя по состоянию
на конец 2007 года Калининградская ОЭЗ
располагала достаточно небольшим количеством
резидентов, темп их роста, согласно прогнозу
на 2007-2012 гг., быстро увеличивается. Среди
наиболее крупных резидентов можно отметить
ЗАО «Содружество-Соя», ЗАО "Стройинвестрегион-
Как и развитие любого экономического региона, развитие СЭЗ в России имеет свои особенности и свои проблемы. В общем, трудности вызваны двумя основными причинами. Первая – существует представление, что у нас настолько либеральный рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Другими словами, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Потому в Китае так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят сторонники такого подхода. Это абсолютно некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут своеобразным «окном» в налогово-рыночной среде. «Окно» создает благоприятные условия для решения тех или иных задач по прорыву национальной экономики на какие-то передовые рубежи. Избирательность этих прорывов подчинена интересам проводимой экономической политики. Вот почему СЭЗ будут еще долго существовать во всех странах, осуществляющих разумную политику устойчивого экономического развития.4
Вторая причина «торможения» СЭЗ в России в отсутствии мощной государственной поддержки и существенных налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам ведут изнурительную борьбу за каждую копейку бюджетных доходов. Поэтому проекты, дающие дивиденды в будущем, им не хочется поддерживать, а тем более выделять для них какие-то ресурсы.
Если в федеральных органах власти не изменится отношение к роли СЭЗ в общей стратегии развития России, не улучшится финансовая поддержка этих очагов свободного предпринимательства и не ослабнет налоговый пресс на них, Россия останется на уровне провинциалов в этой сфере. Но рынок все равно свое возьмет: зоны будут прорываться усилиями лоббистов отдельных субъектов РФ через статус особых зон, как это произошло в Калининграде, Ингушетии или в Находке. России нужны СЭЗ, необходимы федеральная программа развития этих зон, стратегия разумного размещения СЭЗ на Востоке, по периметру границы с Китаем, на Тихоокеанском побережье для развития торгово-экономических отношений со странами АТР и, конечно, в европейской части.
Исходя из всего вышесказанного, автор рекомендует следующие направления деятельности для успешного функционирования свободных экономических зон в России: