Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрыть тему «Свободные экономические зоны: проблемы и перспективы развития».
Поставленная в работе цель достигается посредством решения следующих задач:
Проанализировать свободные экономические зоны как экономическую категорию;
Выделить цели создания СЭЗ;
Изучить историю создания Свободных экономических зон в России;
Рассмотреть экономические показатели по СЭЗ в Калининградской области;
Определить проблемы свободных экономических зон в России и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны 5
1.2. Цели создания свободных экономических зон 15
1.3 История создания свободных экономических зон в России 17
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЭЗ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Особая экономическая зона в Калининградской области 20
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

свободные экономические зоны.doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

Инновационные центры (англ. innovation centre), в свою очередь являются разновидностью грюндерских центров, но отличаются от них концентрацией фирм, специализирующихся на внедренческой деятельности в области высоких технологий. В дополнение к службам коллективного пользования, действующим в грюндерских центрах, здесь функционируют специализированные компании рискового капитала. Главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий, финансам и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск.

Оффшорные финансовые центры создаются  преимущественно в малых странах (как правило, островных) или на анклавных участках национальной территории, имеющих выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия. Интерес принимающей стороны состоит в получении дополнительных валютных поступлений от регистрационного сбора и оказания филиалам иностранных банков широкого круга услуг.

Свободные банковские и страховые  зоны являются важным звеном международных  расчетов. Они представляют собой  обособленные секторы финансово-кредитной  системы, где кредитные средства заимствуются у одних и предоставляются другим нерезидентам страны регистрации при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих на льготных условиях.

Комплексные зоны (англ. complex zones) формируются путем введения особого льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований – как относительно небольших (районы в городах), так и очень крупных (регионы площадью от сотен до тысяч кв. км). Будучи многофункциональными по своему назначению, они призваны решать широкий круг задач регионального и общенационального масштаба. Как правило, функции управления такими СЭЗ выполняют региональные органы власти территории расположения зоны.

Особые экономические зоны (ОЭЗ). Эта модель еще не получила распространения в мировой зональной практике. Она предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий (Калининградская область), которые нуждаются в федеральной государственной поддержке и имеют хорошие предпосылки для образования центров роста.

Рассматривая СЭЗ как объект управления необходимо подчеркнуть, что  большинство СЭЗ представляют собой  регион, характеризующийся определенными целями развития инфраструктуры, хозяйственной специализацией и степенью влияния на национальную экономику. Исключение составляют режимные СЭЗ.

Это означает, что в рамках сложившихся  административно-территориального разделения страны и государственного управления региональным развитием возникают новые территориально-экономические образования, требующие специфического механизма управления на всех уровнях иерархии.

С точки зрения управления СЭЗ всю  совокупность зон можно разделить на две группы: локальные или точечные СЭЗ, занимающие небольшие территории (внешнеторговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие зоны и др.) и так называемые "суперзоны", формируемые в пределах целых городов или областей (примерами могут быть СЭЗ "Янтарь" в Калининградской области, специальные экономические зоны Китая). Обе группы СЭЗ имеют принципиально различные подходы к формированию системы управления.

Сравнительный анализ механизма управления точечных СЭЗ и "суперзон" показывает очевидные преимущества первых. Это объясняется тем, что в пределах небольшой ограниченной территории экономические процессы становятся в большей степени управляемыми и регулируемыми, а механизм управления – более эффективным и гибким, чем в сложных, масштабных системах, которыми являются целые области или регионы. Это положение подтверждается мировым и российским опытом развития СЭЗ.

В частности, функционирование китайских специальных экономических зон и российских СЭЗ показало, что большинство поставленных целей и задач не было достигнуто, льготный и преференциальный режимы привели к значительным бюджетным потерям, поэтому в настоящее время их развитие пошло по пути формирования локальных образований различного типа (СТЗ, технополисы и др.), в которых четко определены цели создания СЭЗ, функции органов управления, создана гибкая организационная структура, реализуется эффективная система стимулирования.

Что же касается методов и принципов  управления, специфические особенности  каждой конкретной СЭЗ не влияют на систему управления в целом, а лишь в некоторой части изменяют содержание управленческой деятельности, вносят коррективы в соотношения различных элементов механизма управления СЭЗ.

Предложенная схема классификации  СЭЗ упрощает процедуру выбора типа и вида зон, исходя из конкретных условий, целей и задач, которые намерены решать регионы-учредители с помощью таких организационно-территориальных образований.

 

1.2. Цели создания свободных экономических зон

Мировой опыт свидетельствует, что  разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или  другими преимуществами, ставят различные цели при организации СЭЗ. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были "содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты".

Но несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические цели:

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
  • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
  • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
  • увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные цели:

  • комплексное развитие отсталых регионов;
  • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
  • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
  • насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические цели:

  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
  • приобщение к новым формам управленческого труда;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
  • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Все эти и другие цели организации  СЭЗ могут быть реализованы при  целой системе условий, создаваемых  для зарубежных инвесторов принимающей страной.

В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • очень важным условием является природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является система льгот инвесторам. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами.

 

1.3 История создания свободных экономических зон в России

Россия значительно позже многих других стран мира стала на путь создания СЭЗ, осознав значение этого  направления для своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых «свободных портов», обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми (с 1878 г.)1. Однако, в связи со значительным усилением к концу 19 века государственной политики протекционизма, практика «свободных портов» стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических зон.

Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в конце 80-х гг. привлек  пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Первым официальным документом на эту тему было Постановление Совета Министров СССР № 1405, вышедшее в декабре 1988 года2. Формирование законодательной базы по свободным экономическим зонам было связано с законом СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных республик» (апрель 1990г.). Данные документы сформулировали концепции и цели создания СЭЗ, определили допускаемые виды деятельности в этих зонах, обосновали планируемую специализацию зон. Основной целью создания свободных экономических зон в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания современных предприятий в СЭЗ.

СЭЗ создавались как вспомогательный  институт государственной экономической  политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. При этом сами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских бизнесменов, экономическая зона должна выглядеть как «заповедник нормального рынка в ненормальной стране».

Предполагалось, что первые зоны возникнут  на Дальнем Востоке, то есть в регионе  с развитым научно-техническим потенциалом, и будут способствовать росту  производства наукоемкой продукции на базе действующих национальных технологий и иностранного капитала. Налоговые льготы предусматривались только в отношении предприятий с иностранными инвесторами, а система регулирования этих льгот относилась к компетенции Союза ССР.

Но Союзная программа по созданию СЭЗ не была реализована по целому ряду причин. К главным из них  следует отнести:

  • несовместимость концепции СЭЗ с действующим общенациональным механизмом хозяйствования;
  • неразрешенность огромного количества технологических проблем функционирования этих зон;
  • пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.

Следует отметить, что зоны совместного  предпринимательства не представляли большого интереса ни для потенциальных  иностранных инвесторов в связи  с ограниченностью возможностей освоения российского рынка через механизм этих зон, ни для российских предприятий в связи с отсутствием, как эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах, так и возможностей по реализации эффективных проектов.

Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании СЭЗ в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношение СЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР»3.

Началом второго этапа становления свободных экономических зон на территории России можно считать учреждение Верховным Советом РСФСР в июле-сентябре 1990 года ряда новых СЭЗ. В дополнение к уже существующим свободным экономическим зонам, были учреждены новые: в г. Ленинграде, г. Зеленограде, в Алтайском крае, Сахалинской, Новгородской, Кемеровской, Читинской и Калининградской областях и Еврейской автономной области. СЭЗ на этом этапе создавались по инициативе регионов. Учреждение осуществлялось на уровне РСФСР.

В данной работе подробно рассматривается свободная экономическая зона в Калининградской области.

Итак, под свободными экономическими зонами следует понимать часть территории государства, на которой действуют особые льготные условия для национальных и иностранных предпринимателей. В частности, предоставляются льготы таможенного, арендного, налогового, визового и трудового режима. Данные экономические зоны функционируют на основе хозяйственной самостоятельности и самофинансирования, но подкреплены поддержкой и гарантиями государства. Существуют различные типы и виды СЭЗ в зависимости от хозяйственной специализации, целей создания и степени влияния на национальную экономику страны. Выделяют три основных типа целей создания СЭЗ: экономические, социальные и научно-технические. Что касается создания СЭЗ в России, то оно характеризуется ограниченностью предоставляемых предпринимателям возможностей и отсутствием реальных стимулов.

2. Основные экономические характеристики ОЭЗ в Калининградской области

Информация о работе Свободные экономические зоны