Теневая экономика: новые функции и механизмы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание

У каждого времени есть свои особые приметы. Понятие «теневая экономика» стало одним из них для нашего времени. Сегодня в России не найти человека, который не слышал бы о ней, хотя еще совсем недавно этот термин не замечался, вычеркивался из книг и статей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики 5
1.1. Понятие теневой экономики 5
1.2. Историческое развитие теневой экономики 7
1.3. Типологизация теневой экономики 10
1.4. Механизмы теневой экономики 13
Глава 2. Проявление теневой экономики в России 15
2.1 Особенности теневой экономики в России 15
2.2. Масштабы и функции теневой экономики за рубежом и в РФ 20
Глава 3. Пути преодоления роста и развития теневой экономики 27
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

      изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;

      освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;

      упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

      перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;

      введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;

      создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций. Как отметил В. В. Путин на пресс-конференции 20 июня 2003 г.: «Чтобы капитал не "утекал", нужно создать условия для его применения»;

      наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.

Вступление России в Совет Европы и, соответственно, присоединение к конвенции Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская конференция 1990 г.), ратификация Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (1988 г.), а также вступление России в FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег) обязывает принять соответствующие законы по борьбе с легализацией («отмыванием») доходов, полученных преступными способами. Оппонентам частичной легализации «теневых» капиталов следует обратить внимание на то, что в названных документах речь идет об отмывании доходов от наркобизнеса и другой, сугубо преступной деятельности.

В ст. 174 УК РФ предусматривается ответственность за легализацию денежных средств или другого имущества, приобретенных незаконным путем. На наш взгляд, вряд ли такая мера социально оправданна (тем более что многие правоведы отмечают неоднозначность термина «незаконный путь»). Она препятствует вовлечению в легальную экономику тех видов «теневой» экономической деятельности, которые являются социально полезными, несмотря на допускаемые при этом нарушения действующих правил (например, «челночный бизнес», неорганизованная мелкорозничная торговля и др.).

Думается, что интеграция производительной части теневой экономики в легальную и обеспечение гарантий защиты свободного предпринимательства от налогового и криминального произвола не замедлят сказаться на общественно-экономическом развитии России. При грамотных правовых действиях государства в экономической сфере возрастет инвестиционная активность, ускорится рост ВНП и, соответственно, увеличатся налоговые поступления в бюджет. И, наконец, повысится легальный уровень благосостояния населения.

Некоторые авторы (например, С.М. Ечманов) критикуют данный подход. Ечманов считает, что, вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков-хозяйственников», поскольку они опять будут уравнены с представителями криминальной экономики, которые тоже захотят легализоваться.

В то же время возможный подход от преимущественно монетаристских к гетеродоксным методам регулирования экономики может, двойственно отразиться на состоянии борьбы с экономической преступностью. С одной стороны, появиться возможность для укрепления государственного контроля над всеми сторонами жизни общества, включая и распределительные отношения. Укрепление предпринимательской дисциплины позволит оздоровить кредитно-денежные отношения, ликвидировать возможность отмывания мафиозных капиталов и их утечки за границу.

С другой стороны, можно прогнозировать и негативные последствия такого перехода. Усиление государственного контроля неизбежно приведет к свертыванию деловой активности, к восстановлению прежних масштабов теневой экономики, т.е. к расширению официально не зарегистрированного сектора экономики, к росту подпольного рынка труда и капитала.

А это значит, что, прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п.

В то же время следует жестче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией. » По самым оптимистичной оценки у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция) - почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией.

Первопричиной, создающей возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической сущности многих негативных явлений приводит к тому, что не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий. Необходимо уточнение понятийного аппарата: «налоговая преступность», «организованная преступность», «криминальная деятельность», «теневой сектор экономики», с тем чтобы не только дать правильную юридическую квалификацию этим явлениям и определить, к компетенции какого ведомства они относятся, но и раскрыть экономическую сущность экономической преступности и теневой активности.

И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью

Безусловно, теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно, целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них

 

                                 Заключение

 

 

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

  Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики,  но  даже  эти   данные   позволяют   понять   насколько   сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

 

Основными в этой системе мер должны стать следующие решения и мероприятия:

      проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);

      компенсация потерь населения от 'шоковой экономической терапии', гиперинфляции и 'приватизации' принадлежащими государству акциями банков и корпораций;

      введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);

      установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;

      стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;

      проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

      введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

      проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);

      формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего - судебной, системы;

      ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;

      законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

 

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                          Список литературы

 

 

1.      Лагов Ю. В. , Ковалев С. Н.Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В. Я. Кикотя;д. э. н. , проф. Г. М. Казиахмедова. — М.: Норма,2006. - 336 с.

2.      Клямин И.М, Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико социологическое исследование. М.: РГТУ, 200.- 592 с.

3.      Свенссон Б. Экономическая преступность. – М.: Прогресс, 1987.

4.      Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб.: Фонд “Университет”, 2000

5.      “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991г.

6.      http://corruption.rsuh.ru/index.html

7.      Барсукова С.Ю. Развитая неформальность в развивающихся странах //Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. № 1.

8.      Теневая экономика и экономическая преступность. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Омский государственный университет, 2000. - 459 стр.

9.      http://www.mvd-expo.ru

10. Барсукова С.Ю. Разговор про «тень», не наводя тень на плетень... // Экономическая социология. 2008. № 1.

11. Скобликов Е.А., Теневой сектор и коррупция как причина и следствие кризиса в экономике// Финансовый кризис 2009-2010, Аналитический блог.

12. Маликова И., Кац Е., Канаев П.170 млрд. в тени // Российский экономический журнал. – 2009. - № 56.

13. Рябушкин Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. — М.: Финансы и статистика, 2008.

14. В.Н.Титов. Неформальная экономика в России: исторические традиции // Общественные науки и современность. 2008. № 5.

 

2

 



Информация о работе Теневая экономика: новые функции и механизмы развития