Теоретические основы анализа финансовых результатов и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в углубленном изучении теоретических аспектов Методологии и значения анализа финансовых результатов предприятия в укреплении его финансового состояния, закреплении практических навыков по проведению анализа финансовых результатов на примере конкретного предприятия, разработка практических рекомендаций по повышению прибыли.

Содержание

Введение……..……………………………………………………………….............4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ…5
1.1. Методология и значение анализа финансовых результатов в укреплении финансового состояния…5
1.2. Задачи анализа финансовых результатов ……………..……………........7
1.3. Информационные источники для анализа финансовых результатов..…9
1.4. Предварительная аналитическая обработка форм финансовой отчетности…………………………10
1.5. Этапы проведения анализа финансовых результатов………………….11
1.6. Методология анализа прибыли от реализации…………………………14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «ПРОМЖЕЛДОРТРАНС» ЗА 2010-2011 ГОДЫ…….………16
2.1. Краткие сведения об ОАО «Промжелдортранс»……………………….16
2.2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов. ………………..17
2.3. Факторный анализ чистой прибыли……………………………..……...19
2.4. Факторный анализ прибыли от продаж …………………………….….21
2.5. Анализ рентабельности ……………………………..…………………...23
2.6. Факторный анализ чистой рентабельности ………………...………….24
2.7. Факторный анализ рентабельности продаж …..……………………….26
2.8. Анализ деловой активности …………………………………………….28
Заключение......…..………………………………………………............................30
Список использованных источников …………………….………………………34

Работа состоит из  1 файл

работа.DOC

— 614.50 Кб (Скачать документ)

 

Основные выводы:

1. Валовая прибыль  в 2011г. незначительно возросла, на 416 тыс. руб., что составляет темп роста на 9,13%, за счет увеличения себестоимости работ, услуг на 3244 тыс. руб., на 8,62% (возможно выросли железнодорожные тарифы, соответственно цена оказываемой услуги тоже выросла), а так же увеличение выручки на 3600 тыс. руб., на 8,68% в сравнении с 2010 г.

2. Прибыль от продаж в 2011г. совпадает и аналогично возросла, как и валовая прибыль, на 416 тыс.руб., что составляет темп роста 9,13% в сравнении с 2010г. Так как управленческие и коммерческие расходы у фирмы отсутствуют.

3. Прибыль до налогообложения  снизилась незначительно, практически осталась неизменной в 2011г. на 0,28%, это произошло из-за значительного снижения прочих доходов на 1122 тыс. руб., на 68,37% и прочих операционных расходов на 59,71 в сравнении с прошлым годом. Причем снижение прочих доходов преобладает над снижением прочих расходов.

4. Чистая прибыль увеличилась  в 2011г. на 419 тыс.руб., на 11,64% в сравнении с 2010г. При этом отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы отсутствуют у фирмы, а налог на прибыль снизился на 433 тыс. руб. на 30,05%.

ОАО «Промжелдортранс» в 2011г. в сравнении с предыдущем годом незначительно, но увеличило показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Для того чтобы разобраться  какой же из факторов оказывал большее  влияние на увеличение прибыли и  является основным проведем факторный анализ прибылей.

 

 

2.3.  Факторный анализ чистой прибыли

 

Для оценки влияния факторов на Чп существует факторная модель:

Пч = В-С-КР-УР+% пол. - % упл.+Д+ПрОД-ПрОР+ОНА-ОНО-ТНП, где (6)

Пч – чистая прибыль;

В – выручка;

С – себестоимость;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

% пол. – проценты  к получению;

% упл. – проценты  к уплате;

Д – доходы от участия  в других организациях;

ПрД – прочие операционные доходы;

ПрР – прочие операционные расходы;

ОНА – отложенные налоговые активы:

ОНО – отложенные налоговые обязательства;

ТНП – текущий налог на прибыль.

Пч - чистая прибыль в базовом периоде;

Пч - чистая прибыль в отчетном периоде.

В нашем случае можно  упростить факторную модель, формула 7:

                                 Пч = В-С+ПрД-ПрР-ТНП, где                                        (7)

Найдем чистую прибыль в базовом периоде, в 2010 году в тыс. руб.:

1) Пч = В +ПрД -ПрР -ТНП = 42182-37624+1641-1159-1441=3599

Рассчитаем  влияние факторов на изменение чистой прибыли:

2) Пч  = В +ПрД -ПрР -ТНП = 45842-37624+1641-1159-1441= 7259

3) Пч  = В +ПрД -ПрР -ТНП = 45842-40868+1641-1159-1441= 4015

4) Пч = В +ПрД -ПрР -ТНП = 45842-40868+519-1159-1441= 2893

5) Пч = В +ПрД -ПрР -ТНП = 45842-40868+519-467-1441= 3585

6) Пч  = В +ПрД -ПрР -ТНП = 45842-40868+519-467-1008 = 4018

Влияние факторов на показатель чистой прибыли (ее изменение):

а) Пч = 7259-3599= +3660 тыс. руб.;

б) Пч = 4015-7259= -3244 тыс. руб.;

в) Пч = 2893-4015= -1122 тыс. руб.;

г) Пч = 3585-2893= +692 тыс. руб.;

д) Пч = 4018-3585 = + 433 тыс. руб.

Результаты факторного анализа объединены и представлены в таблице 2.

Таблица 2

  Результаты факторного анализа чистой прибыли (Пч)

Наименование фактора, влияющего на изменение Пч

Изменение (+;-),тыс.руб.

1

2

1. Выручка от продаж (В)

+ 3660

2. Себестоимость (С)

-3244

3. Прочие доходы (ПрД)

-1122

4. Прочие расходы (ПрР)

+692

5. Текущий налог на прибыль (ТНП)

+433

Всего:

+419


Факторный анализ чистой прибыли показал, что большее влияние на увеличение чистой прибыли в 2011г. в сравнении с предыдущим годом оказала выручка от продаж (на 3660 тыс. руб.), а также сниженные прочих расходов, но не так значительно, их снижение увеличило прибыль на 692 тыс. руб. Увеличение себестоимости снизило прибыль и значительно на 3244 тыс. руб.. Снижение налога на прибыль увеличило чистую прибыль на 433 тыс. руб. В общем итоге получается, что выручка от продаж, операционные расходы и налог на прибыль чистую прибыль увеличили на 4785 тыс. руб. Такие факторы, как себестоимость и прочие расходы (их снижение) чистую прибыль снизили на 4366 тыс. руб.

В итоге чистая прибыль под влиянием всех факторов в совокупности в 2011 году увеличилась на 419 тыс. руб. в сравнении с 2010 годом.

 

 

2.4. Факторный анализ прибыли от продаж

 

Факторный анализ прибыли  от продаж выполняется в разрезе  видов продукции включает в себя анализ влияния:

- выручки;

- себестоимости проданной  продукции (работ, услуг);

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов.

В нашем случае факторы: коммерческие расходы и управленческие расходы отсутствуют у исследуемого предприятии, поэтому рассматриваем влияние факторов: выручка и себестоимость. Существует 2 способа.

Первый способ (метод цепной подстановки): Пп = В-С-КР-УР.

В нашем случае факторная  модель будет выглядеть следующим  образом: Пп = В-С.

Найдем прибыль  от продаж в базовом периоде, в 2010 году:

1) Пп  = В = 42182-37624 = 4558 тыс. руб.;

Рассчитаем  влияние факторов на изменение прибыли  от продаж:

2) Пп  = В = 45842-37624= 8218 тыс. руб.;

3) Пп  = В = 45842-40868= 4974 тыс. руб.;

Влияние факторов на показатель прибыли от продаж (ее изменение):

а) Пп = 8218-4558= +3660 тыс. руб.;

б) Пп = 4974-8218= -3244 тыс. руб.;

Результаты факторного анализа прибыли от продаж представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты факторного анализа прибыли от продаж (Пп)

 

Наименование фактора, влияющего на изменение Пп

Изменение (+;-),тыс. руб

1

2

1. Выручка от продаж (В)

+3660

2. Себестоимость (С)

-3244

Всего:

+416


 

Прибыль от продаж в отчетном году возросла. Наибольшее влияние  на её увеличение оказало увеличение выручки от продаж, в итоге на 3660 тыс. руб., увеличение себестоимости оказало наибольшее влияние на уменьшение показателя прибыли от продаж на 3244 тыс. руб. В общей совокупности оба анализируемых фактора увеличили показатель прибыли от продаж в отчетном году в сравнении с базисным периодом на 416 тыс. руб.

Второй способ:

Выручка - сложный фактор. Она оказывает влияние на прибыль от продаж. В свою очередь, на выручку оказывают влияние цена и количество реализованных работ, услуг:

                          Пп = В-С-КР = (кол-во х цена)-С-КР, где                                     (8)

Пп – прибыль от продаж;

В  - выручка;

С – себестоимость;

КР – коммерческие расходы;

Пп  - прибыль от продаж в базисном периоде;

Пп  - прибыль от продаж в отчетном периоде;

ц – цена;

I – индекс цен;

К – количество проданной продукции;

УС – уровень себестоимости.

1. Влияние цены на  Пп:

Пп  = В х RП /100; В = В - В /I; I = (100% + ц%)/100.

По данным статистического  наблюдения за период с 2008 г. по 2009 г. цены выросли на 10,8% (на услуги), рассчитаем индекс цен:

Iц = (100+10,8)/100 = 1,108

Влияние цены на изменение выручки:

В = 45842-45842/1,108 = 4468,35 тыс.руб.;

= = = 0,1080555687259;

Влияние цены на прибыль от продаж:

Пп  = 4468,35 х 0,1080555687259 = 483 тыс.руб.

2. Влияние количества реализованных работ, услуг на Пп:

Пп  = [(В - В ) - В ] х RП /100 = [(45842-42182) -4468,35] х 0,1080555687259 = - 87 тыс.руб.

3. Влияние фактора  себестоимости реализованных работ, услуг на Пп:

Пп  = В х (УС -  УС )/100 = 45842 х (89,1497-89,1944)/100 = -20 тыс.руб.

4. Общее изменение Пп под влиянием всех факторов в совокупности:

Пп = 483-87-(-20) = 416 тыс.руб.

С увеличением цены, прибыль от продаж возросла на 483 тыс.руб. Увеличение объема реализованных работ, услуг снижает показатель прибыли от продаж на 87 тыс. руб. При данном способе анализа, видно что себестоимость в сравнении с предыдущими анализами не значительно уменьшает прибыль, увеличение себестоимости по данным данного анализа снижает показатель прибыли от продаж на 20 тыс.руб. в 2011г.  в сравнении с предыдущим годом. В сумме все три фактора увеличили прибыль от продаж на 416 тыс. руб.

 

 

2.5. Анализ рентабельности

 

Рентабельность –  показатель результативности. Анализ рентабельности включает в себя:

- расчет показателей  рентабельности и анализ их  в динамике на основе  данных  форм бухгалтерской отчетности  №№ 1 и 2;

- факторный анализ  рентабельности.

Показатели рентабельности и способ их расчета представлены в приложении 1 таблица 1. Динамика показателей рентабельности по ОАО «Промжелдортранс» за 2010-2011 годы представлены в таблице 4.

Таблица 4

Динамика показателей  рентабельности

ОАО «Промжелдортранс» за 2010-2011 годы %

Наименование показателей

рентабельности

Базисный

период

2010 г.

Отчетный

период

2011 г.

Абсолютное изменение

Относительное изменение

темп роста

темп прироста

1

2

3

4

5

6

Рентабельность продаж (R1)

10,81

10,85

+0,04

100,37

0,37

Чистая рентабельность (R2)

8,53

8,76

+0,23

102,70

2,70

Экономическая рентабельность (R3)

22,71

24,14

+1,43

106,30

6,30

Рентабельность собственного капитала (R4)

52,34

45,66

-6,68

87,24

-12,76

Валовая рентабельность (R5)

10,81

10,85

+0,04

100,37

0,37

Затратоотдача (R6)

12,11

12,17

+0,06

100,50

0,50

Рентаб-ть перманентного капитала (R7)

52,34

45,66

-6,68

87,24

-12,76

Коэффициент устойчивости экономического роста (R8)

52,34

45,66

-6,68

87,24

-12,76


 

Прибыль от продаж приходящаяся на 1 рубль выручки выросла, но незначительно, на 0,2 копейки.

Валовая прибыль, приходящаяся на 1 рубль выручки также в отчетном году выросла на 0,3 копейки.

Чистая прибыль, приходящаяся на 1 рубль выручки, выросла на 2 копейки в отчетном 2011 году.

Темпы роста в 2011 году в сравнении с 2010 годом показателей  рентабельности незначительно улучшились, а показатели экономической устойчивости снизились.

 

 

2.6. Факторный анализ чистой рентабельности 

 

Факторный анализ чистой рентабельности на основе факторной  модели:

Rч = Пч : В  = (В – С – КР – УР + % пол.  – % упл. + Д + ПрД – ПрР  ± ОНА  ± ОНО – ТНП) : В, где                                                                                                                (9)

В нашем случае упрощаем факторную модель: Rч = Пч/В = (В-С +ПрД-ПрР -ТНП)/В х 100.

Найдем чистую рентабельность за 2010 год:

1) Rч =(В +ПрД -ПрР-ТНП )/В х 100 = 

(42182-37624+1641-1159-1441)/42182 х 100 = 8,53208%;

2) Rч =(В +ПрД -ПрР -ТНП )/В х 100 = 

(45842-37624+1641-1159-1441)/45842 х  100 = 15,83482%;

3) Rч =(В +ПрД -ПрР -ТНП )/В х 100 = 

(45842-40868+1641-1159-1441)/45842 х  100 = 8,75834%;

4) Rч =(В +ПрД -ПрР -ТНП )/В х 100 = 

(45842-40868+519-1159-1441)/45842 х 100 =6,31081%;

5) Rч =(В +ПрД -ПрР -ТНП )/В х 100 = 

(45842-40868+519-467-1441)/45842 х 100 =7,82034%;

6) Rч =(В +ПрД -ПрР -ТНП )/В х 100 = 

(45842-40868+519-467-1008)/45842 х 100 =8,76489%.

Влияние факторов на показатель чистая рентабельность организации (ее изменение):

а) = 15,83482%-8,53208% = +7,30274%;

б) = 8,75834%-15,83482%= -7,07648%;

в) = 6,31081%-8,75834% = -2,44753%;

г) = 7,82034%-6,31081% = +1,50953%;

д) =  8,76489%-7,82034% = +0,94455%.

Результаты факторного анализа чистой рентабельности ОАО «Промжелдортранс» за 2010-2011 годы представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты факторного анализа чистой рентабельности организации (Rч)

ОАО «Промжелдортранс» за 2010-2011 годы

Наименование фактора, влияющего на изменение Rч

Изменение (+;-),в %-х

1

2

1. Выручка от продаж (В)

+7,30274

2. Себестоимость (С)

-7,07648

3. Прочие доходы (ПрД)

-2,44753

4. Прочие расходы (ПрР)

+1,50953

5. Текущий налог на прибыль (ТНП)

+0,94455

Всего:

+0,23281

Информация о работе Теоретические основы анализа финансовых результатов и использование прибыли