Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа
Поведение потребителя на рынке объясняется как с помощью теории предельной полезности, так и с помощью теории потребительского выбора. Однако же, несмотря на два разных подхода, результат оказывается одинаковым: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации полезности другой.
Введение
Глава 1. Теория предельной полезности.
§1.1 Понятие полезности и предельной полезности.
§ 1.2 Закон убывающей предельной полезности.
§ 1.3 Правило максимизации полезности, или равновесное положение потребителя.
§ 1.4 Дополнительная выгода для потребителя, или потребительский излишек.
§ 1.5 Временной аспект в теории потребительского поведения.
Глава 2. Теория потребительского выбора.
§ 2.1Сущность экономической модели потребительского выбора и основные предпосылки анализа.
§ 2.2 Бюджетное ограничение потребителя.
§ 2.3 Карта кривых безразличия и предельная норма замены.
§ 2.4 Равновесное положение потребителя, или максимизация полезности.
Заключение
Список использованной литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине « Экономическая теория ».
На тему « Теория
потребительского поведения
».
Москва 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Теория предельной полезности.
§1.1 Понятие полезности и предельной полезности.
§ 1.2 Закон убывающей предельной полезности.
§ 1.3 Правило максимизации полезности, или равновесное положение потребителя.
§ 1.4 Дополнительная выгода для потребителя, или потребительский излишек.
§ 1.5 Временной аспект в теории потребительского поведения.
Глава 2. Теория потребительского выбора.
§ 2.1Сущность экономической модели потребительского выбора и основные предпосылки анализа.
§ 2.2 Бюджетное ограничение потребителя.
§ 2.3 Карта кривых безразличия и предельная норма замены.
§ 2.4 Равновесное положение потребителя, или максимизация полезности.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение.
Теория потребительского поведения помогает лучше объяснить и обосновать нисходящий характер кривой спроса. Поведение потребителя — это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Потребитель желает так истратить свой денежный доход, чтобы извлечь из него максимум совокупной полезности. Потребитель ведет себя рационально и хотя бы примерно представляет себе, что именно он получает от каждой последующей единицы потребляемого товара. Кроме того, типичный потребитель испытывает бюджетные ограничения, поэтому ему приходится формировать для себя такую потребительскую корзину, которая бы соответствовала его бюджету и в то же время приносила максимум совокупной полезности.
Поведение потребителя
на рынке объясняется как с
помощью теории предельной полезности,
так и с помощью теории потребительского
выбора. Однако же, несмотря на два разных
подхода, результат оказывается
одинаковым: из правила максимизации
полезности одной теории можно вывести
правило максимизации полезности другой.
Глава 1. Теория предельной полезности
Концепция предельной полезности возникла в 40-50-х годах XIX в., однако широкое распространение получила лишь в 70-х годах после трудов У.Джевонса, К.Менгера, Л.Вальраса и ряда других экономистов. В 1854 г. в Германии появилась книга Германа Генриха Госсена с длинным названием ≪Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности≫, где автор описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности. Теория Г.Госсена не получила признания у современников, и в 1858 г. он изъял книгу из продажи и почти полностью уничтожил тираж. Лишь в 1878 г., уже после того, как увидели свет работы У.Джевонса, К.Менгера и Л.Вальраса, экземпляр книги Г.Госсена был найден, а сама книга вновь переиздана. С тех пор она получила широкую известность. Л .Вальрас, У. Джевонс и др. экономисты широко пропагандировали идеи Г.Госсена — идеи теории предельной полезности.
Используя концепции полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения. Полезность — это степень удовлетворения, полученного человеком от потребления какого-то блага. Оценка потребителем
степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар У) называется потребительским предпочтением.
В конце XIX в. экономисты,
представители австрийской
первый — для того, чтобы не умереть от голода;
второй — для улучшения питания;
третий — для откорма домашней птицы;
четвертый — для приготовления спиртных напитков;
пятый — для кормления попугая, болтовню которого приятно слушать.
По этой теории второй мешок зерна имеет меньшую полезность, чем первый, третий — меньшую, чем второй и т. д. Полезность пятого мешка — это предельная полезность. Отсюда австрийцы делали вывод, что стоимость данного блага определяется полезностью предельного экземпляра. В данном случае теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась трудовой теории стоимости. В экономической литературе и сейчас имеются сторонники и противники теории предельной полезности. К недостаткам относят то, что австрийцы при решении вопроса о влиянии спроса на цены товаров игнорировали производство и применяли субъективно-психологический подход к исследованию; они опирались на метод робинзонады, при этом предложение товаров на рынке объявлялось неизменным; не учитывался тот факт, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна: субъективная оценка хлеба у богатого и бедного человека различается, однако они платят одинаковую цену за равное количество хлеба и т. д. В то же время многие экономисты отмечают, что
проблемы взаимодействия
спроса и предложения в
объяснить ее свойства. А такие положения и выводы маржиналистов, как функция полезности, закон убывающей предельной полезности, максимизация благ для потребителя, кривые безразличия, бюджетное органичение и др. используются сегодня во многих экономических теориях. Со временем теория предельной полезности претерпела эволюцию: в ней выделяются кардиналисты (Дж.Нейман) и ординалисты (Парето, Хикс, П.Саммльсон). Кардиналисты предполагают, что полезность количественно измерима, т. е. говорят, что потребитель способен сказать, сколько именно добавочной полезности он получает при потреблении дополнительной единицы товара X или Y. При этом экономисты используют вымышленную единицу измерения полезности — ютиль,что позволяет перевести рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость. Ординалисты же отрицают возможность количественного измерения абсолютных величин
предельной полезности. Так, П.Самуэльсон говорит, что полезность — это абстракция, означающая субъективное удовольствие, польза от потребления продукта, что ее невозможно измерить. Мы будем использовать теорию предельной полезности в микроэкономическом анализе, заранее определив ее границы:
Никогда
нельзя вычислить
эмпирически функцию
полезности f(u). Она носит
индексный характер (1,2,3,4...).
Важно лишь то, что большая
полезность имеет большую
величину, чем меньшая.
Но насколько большую,
этого никто не может
сказать.
1.2. Закон убывающей предельной полезности.
На примере поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу мы видим, что австрийцы, говоря о снижении предельной полезности, по существу говорили о насыщении. Ф.Визер подчеркивал, что убывание полезности распространяется на все жизненные процессы: от голода до любви. Экономисты XIX в. исследовали собственную психологическую реакцию на потребление дополнительных порций товара и делали выводы о действии закона убывающей предельной полезности. Эти выводы были подкреплены результатами психологических лабораторных экспериментов: завязывали человеку глаза и просили его протянуть руку ладонью вверх. Затем клали ему на ладонь какой-либо груз — человек, естественно, замечал это. Прибавляли новые порции груза — человек замечал и это увеличение. Но когда на ладони лежал уже достаточно большой груз, человек не замечал добавления веса, равного первоначальному. Таким образом, чем больше совокупный вес, удерживаемый человеком, тем меньше эффект дополнительной, или предельной, порции веса. Сущность закона убывающей предельной полезности состоит в том, что, начиная с определенного момента дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей (предельная полезность), снижается по мере увеличения массы потребляемого товара. Каков же механизм действия этого закона? Если хотя бы один из товаров по сравнению с другими имеет более высокую предельную полезность, то его потребление, спрос увеличиваются и цены растут. В результате происходит отвлечение ресурсов к данному товару от производства других товаров, предельная полезность которых ниже. Данного товара становится много, его предельная полезность снижается, т. е. спрос сокращается, цены снижаются и происходит отлив ресурсов на производство других товаров, предельная полезность которых выше. В конечном итоге данного товара становится мало и опять повышается его предельная полезность и т. д.
Чем больше товара потребляет человек, тем большую совокупную полезность он получает. Совокупная (общая) полезность определяется путем суммирования показателей предельной полезности. Если потребитель получит отрицательную предельную полезность, то совокупная полезность будет уменьшаться.
Закон убывающей предельной полезности можно проиллюстрировать с помощью графика: по оси абсцисс откладываем количество потребляемого блага, а по оси ординат — полезность единицы этого блага. Тогда график зависимости полезности каждой порции мороженого от его количества будет иметь следующий вид:
Предельная полезность от потребления
Совокупная полезность от потребления
Иногда кривая предельной полезности (MU) может сначала идти вверх
а затем идет вниз. Если кривая предельной полезности опустится ниже оси абсцисс, то это означает, что очередная порция мороженого принесла потребителю отрицательную полезность. Здесь необходимо обратить внимание на взаимосвязь графиков предельной и совокупной полезности: когда объем потребляемого мороженого равен 0, совокупная и предельная полезность также равны 0. Совокупная полезность возрастает при таком потреблении мороженого, когда предельная полезность положительна (функция возрастает на том участке, где ее производная больше 0, т. е. MU > 0). Общая полезность достигает
максимума в точке А, где предельная полезность равна 0 (функция максимальна в той точке, где ее производная равна 0, т. е. MU = 0). Совокупная полезность начинает убывать при таком потреблении, когда предельная полезность отрицательна (функция убывает на том участке, где ее производная меньше 0, т. е.
MU < 0). Кривая предельной полезности идет вниз, а кривая совокупной полезности является выпуклой вверх, поскольку согласно закону убывающей предельной полезности общая полезность увеличивается все более медленными темпами.
Теперь, зная закон
убывающей предельной полезности, мы
можем объяснить нисходящий характер
кривой спроса: так как каждая последующая
единица блага обладает все меньшей
и меньшей предельной полезностью,
то потребитель станет покупать дополнительные
единицы блага лишь при условии,
что цена падает. С другой стороны,
убывающая предельная полезность заставляет
производителя снижать цену в
целях стимулирования спроса на свою
продукцию.